Родительские собрания. Часть 2

Инна Силенок

rod sobranie

Продолжим разговор и школе, учителях, учениках, родителях и родительских собраниях.

В первой части статьи неделю назад мы начали разбирать факторы, которые влияют на формирование у многих учителей мышления «что не так», - вредного для учебного процесса и проводящего к тому, что дети не хотят учитьмся, А родители избегают визитов в школу. Факторов много.

Учителя отчитываются перед вышестоящими инстанциями, они сдают экзамены на категорию, знания детей проверяют сотрудники вышестоящих над школой организаций. Если ребенок «что-нибудь натворил», то у его классного руководителя, завуча по воспитательной работе и директора школы, в которой ребёнок учится, будут неприятности, даже если негативный поступок ребёнка произошел не на территории школы, а в любом другом месте. Пока ребёнок учится в школе, учителя и администрация школы несут ответственность за его образование и воспитание почти наравне с родителями. И, опасаясь этой ответственности, стремятся запугать родителей, чтобы они более бдительно относились к своим детям.    

Когда учителя на родительском собрании ругают детей, говорят о плохой дисциплине и успеваемости, пугают родителей тем, что их дети останутся на второй год или вообще попадут в Детскую комнату милиции, цель у них - не сделать родителям неприятно, а создать условия для того, чтобы дети лучше учились. Сами учителя с задачей улучшения учебы их подопечных справиться не могут, и они пытаются возложить часть ответственности за учебу детей на их родителей. А так как процессу возложения ответственности сопротивляются и родители и дети, учителям приходится запугивать и тех и других, чтобы отношение к учебе у всей семьи стало более серьёзным. При этом учителя часто перегибают палку, придавая значение незначимым ситуациям, говоря об отдельных проступках детей как о систематическом поведении, награждая детей ярлыками, то есть, опять же нарушая все принципы ОСВК (обратной связи высокого качества). 

Когда родители реагируют на замечания и предупреждения учителей таким же способом, как это делали с ними когда-то их родители, то есть, наказывая, ругая, запугивая детей, то это приводит к последствиям более негативным, чем это было когда-то давно, так как сегодняшние дети отличаются от нас в нашем детстве. Новое поколение отличается большей свободой, независимостью, для нынешних детей возраст человека не является основанием для безусловного авторитета. Средства массовой информации пестрят заметками о том, как ученики в школе какого-нибудь города N применили грубую силу к не устраивающему их учителю. По телевидению в новостях то и дело рассказывают о «юных путешественниках», которые ушли от родителей, уехали в другой город и теперь живут на чердаках или в подвалах и подрабатывают мытьем машин, чтобы прокормиться, а то и воруют, распространяют наркотики или занимаются еще каким-нибудь криминальным видом деятельности.

В ситуации, когда так много примеров неподчинения детей своим родителям, требовать безусловного подчинения становится практически невозможно, и поэтому необходимо договариваться со своими детьми. А чтобы договориться, нужно, чтобы наши дети знали, что мы на их стороне. Конечно, каждый родитель скажет, что он на стороне своего ребенка. И при этом, сколько бы мы об этом не говорили, когда мы ругаем своих детей и наказываем их, какими бы благими побуждениями мы не руководствовались, дети на нас обижаются, думают, что мы их не любим. Особенно наших детей обижает то, что мы становимся на сторону учителей, когда у нашего ребенка конфликт с учителями. Это то, чего нельзя делать ни в коем случае.

Как бы не был прав по-своему учитель в конфликтной ситуации с вашим ребёнком, какими бы позитивными намерениями он не руководствовался, необходимо поддерживать своего ребенка безусловно. Во-первых, потому, что это ваш ребёнок, во-вторых, потому, что он ребёнок, и конфликт у него с взрослым или взрослыми, - а значит сил у него меньше. И, вообще-то задача учителей - найти контакт с ребенком, они владеют психологическими и педагогическими методиками для этого. И когда мы поддерживаем учителей, то есть тех, кто сильнее по определению, хоть и не справляется со своими задачами, - мы наносим своему ребенку «удар в спину», то есть лишаем его последней опоры, последней поддержки. И тем самым подталкиваем его к тому, чтобы он искал защиту у Улицы, то есть у более старших, свободных и независимых подростков. 

Нам, родителям, необходимо научиться грамотно реагировать на высказывания учителей о наших детях. С одной стороны, как я уже писала, мы берём на свой счет все замечания учителей по отношению к нашему ребенку. С другой стороны, школьная атмосфера создает предпосылки для того, чтобы мы снова почувствовали себя детьми и реагировали как дети, то есть защищались бегством, замиранием или нападением. Кроме этого, когда учителя ругают нашего ребёнка при других родителях, нам стыдно, и мы обижаемся на учителей и на своего ребенка, который создал, как нам кажется такую ситуацию, при которой мы вынуждены выслушивать при посторонних о его проделках. И поэтому, не имея возможности отомстить учителям за состояние унижения на родительском собрании, мы, приходя домой, отыгрываемся на собственном ребенке. Это хоть и естественная, но в корне неверная и вредная для отношений детей и родителей родительская реакция.

Вместо этого, чтобы выбрать правильную линию поведения, нам необходимо помнить:

  • Детям необходима поддержка родителей;
  • Мы взрослее и сильнее, а, значит, должны быть более мудрыми;
  • Когда ребенку плохо на душе, он учится и ведет себя хуже, чем когда ему хорошо и радостно;
  • Родители всегда должны быть на стороне своего ребенка, даже когда он не прав;
  • Вести себя необходимо так, чтобы учителя не почувствовали, что вы на них нападаете. То есть нужно так поддержать своего ребенка, чтобы учителя чувствовали, что вы их понимаете, сочувствуете им, и у вас с ними общая цель: создать условия для того, чтобы ваш ребенок хорошо учился;
  • Прежде чем сказать своему ребенку о том, что он сделал не так, скажите ему о том, что вы его любите, и спросите, чем вы можете ему помочь;
  • Для того чтобы понять, что в действительности происходит в школе, необходимо узнать версии всех конфликтующих сторон: своего ребёнка, его друзей, учителей, каких-нибудь независимых наблюдателей;
  • Если у ребенка в школе неприятности, то он боится родительских собраний и вашей реакции по возвращении с них. А свой страх он может проявлять как в форме избегания контакта, так и в форме «нападения», то есть агрессивно себя вести;
  • Если вы после родительского собрания чувствуете негативные эмоции по отношению к вашему ребенку, то лучше переждать и успокоиться, прежде чем вы начнете общаться с ребенком по поводу его ситуации в школе;
  • Разговор по поводу школы нельзя откладывать «в долгий ящик», потому что ребенок ждет и боится этого разговора, и если ситуацию слишком затянуть, то она либо может усугубиться, либо стать неактуальной;
  • Если вам по возвращении домой с родительского собрания или просто после общения с учителями ребенка один на один долго не удается успокоиться, вспомните и напишите десять позитивных черт вашего ребёнка. А после этого попробуйте ответить себе на несколько вопросов.

Вопросы, а также стратегию переговоров с учителями мы вам предложим через неделю.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар