Родительские собрания. Окончание

Инна Силенок

r sobr

Продолжим разговор и школе, учителях, учениках, родителях и родительских собраниях.

Если вам по возвращении домой с родительского собрания или просто после общения с учителями ребёнка один на один долго не удается успокоиться, вспомните и напишите десять позитивных черт вашего ребенка. А после этого попробуйте ответить себе на несколько вопросов:

  • Какой результат я хочу получить от разговора с моим ребенком? (Сформулируйте цель разговора: «Я хочу…»)
  • Какими могут быть последствия от такого результата?
  • Что нужно изменить в формулировке цели разговора с ребенком после родительского собрания, чтобы последствия от разговора были самыми позитивными?
  • Что мне нужно для того, чтобы результат от разговора был желаемым для меня?         
  • Как мне нужно разговаривать с ребенком?
  • Что именно важно сказать ребенку?
  • Чего нельзя говорить моему ребенку, чтобы от разговора не возникло негативных последствий?
  • Какое состояние мне важно поддерживать в процессе разговора с ребенком?
  • Что может помешать мне поддерживать необходимое состояние в разговоре с ребенком?
  • Какие ресурсы есть у меня в моем прошлом опыте, которые помогут мне справиться с тем, что может помешать мне поддерживать состояние в разговоре с ребенком? (Слово «ресурсы» я упоминаю в значении: знания, навыки, предыдущий опыт подходящих для такого разговора состояний).
  • Какой может быть моя лучшая роль в разговоре с ребенком? (Друг, товарищ, наставник, коллега или что-нибудь еще).

После того как ответы на вышеперечисленные вопросы получены, нужно «воплотить все эти ответы в жизнь», то есть войти в нужное состояние и поговорить с ребенком, помня о том, чего вы хотите, что необходимо сказать, и чего говорить не следует. Прежде чем вы начнёте разговор с ребёнком по поводу родительского собрания, очень важно сказать ему о том, что вы его любите, не зависимо от того, как он себя ведёт и насколько справляется с какими-то ситуациями. Также необходимо получить согласие ребенка на разговор. Если по каким-то причинам ребёнок не готов с вами сейчас общаться, нужно предложить ему согласовать время разговора, предупредив его о том, что необходимо поговорить в наиболее короткие сроки, чтобы не затягивать ситуацию, не переносить её в будущее. Расскажите своему ребенку о том, как вы сами когда-то боялись возвращения родителей с родительского собрания, и о том, что ему не нужно бояться, потому что вы на его стороне.

Очень важно в разговоре с ребенком соблюдать все условия ОСВК – обратной связи высокого качества, то есть вначале похвалить его, даже если вы на собрании не слышали о нем ни одного хорошего слова. Нужно сказать ему о том, что он молодец, что он вырос, что вам приятно наблюдать за тем как… (Здесь нужно вспомнить о каких-то реальных недавних достижениях вашего ребенка.)

Но прежде очень полезно поговорить с учителями, с каждым по отдельности не в режиме родительского собрания, а специально прийти для этого в школу. Учителям важно видеть родителей своих учеников как можно чаще. Тогда они чувствуют себя более спокойно, они знают, что вы берёте на себя ответственность за учебу своего ребенка. Тогда вы можете помочь своему ребёнку вовремя урегулировать конфликт с преподавателем, то есть уладить ситуацию до того, как у ребенка совсем пропала мотивация учиться из-за того, что он чувствует себя неуспешным. Для того чтобы поддержать своего ребёнка в ситуации конфликта с учителем, и при этом наладить конструктивный контакт с учителями для достижения общей цели: помочь ребенку стать успешным в учебе, я предлагаю следующую схему взаимодействия:

1. Спросите у своего ребёнка, как у него складываются отношения с учителями в школе. Предложите ему пообщаться с преподавателем, с которым возник конфликт, втроем.

2. Когда вы общаетесь втроем, то есть вы, ваш ребёнок и учитель, вам нужно занять пространственное расположение так, чтобы вы с вашим ребёнком были рядом. Таким образом, вы поддерживаете своего ребёнка и показываете ему, что вы на его стороне.

3. В некоторых ситуациях, если вы видите, что ваш ребёнок сильно волнуется, боится, или демонстрирует «независимость», нервно смеется, пытается неловко шутить или огрызаться, - это означает, что ребёнок не справляется с ситуацией противостояния учителю. И тогда поддержку необходимо усилить тем, чтобы мягко обнять ребенка за плечи, то есть ещё более явно показать ему, что вы на его стороне, и одновременно с этим снять необходимость противостояния. Ведь противостоять нужно, когда чувствуешь себя незащищённым, и на тебя нападают. Обняв ребенка, вы защищаете его физически, и он чувствует себя более спокойно. Таким образом, вы готовите своего ребенка к конструктивным переговорам с преподавателем.

4. При этом очень важно, чтобы учитель не подумал, что вы против него, то есть не понимаете «серьёзности» сложившейся ситуации. Поэтому, для того, чтобы учитель чувствовал вас «своим», то есть думал, что вы на его стороне, нужно, чтобы вы разделяли его возмущение по поводу сложившейся ситуации. То есть покажите преподавателю, что вы тоже огорчены сложившейся ситуацией, вы ему сочувствуете, вы его понимаете, ведь в каждом классе столько детей и все разные, и поэтому создать условия, чтобы дети хорошо учились, - это очень нелегко.

5. Нужно дать возможность преподавателю высказаться, внимательно выслушать его, продолжая обнимать и поддерживать своего ребенка.

6. После этого необходимо присоединиться к основной мысли, которая звучит в возмущении учителя: «Да, конечно, это очень неприятно, когда дети…», «Да, конечно очень важно, чтобы дети и их родители понимали, что…» или «Я с Вами согласна, это неприятно…»

7. После присоединения по вышеуказанной схеме нужно добавить «И при этом нам с вами необходимо выработать совместный план действий для улучшения…»

8. После этого необходимо задать вопрос: «Как Вы считаете, что именно нам необходимо сделать, чтобы…»

9. Нужно сказать о том, какие обязательства вы берёте на себя для того, чтобы улучшить ситуацию, связанную с учёбой вашего ребенка.

10. Скажите преподавателю о том, что вы точно знаете, что и ваш ребёнок хочет улучшить эту ситуацию, просто пока он чувствует недостаточную успешность, и поэтому иногда ведёт себя не так, как того хотелось бы «нам, взрослым».

11. Пообещайте учителю дома обсудить с ребенком то, как именно вы будете с ним взаимодействовать для улучшения учёбы вашего ребёнка.

После общения втроем у преподавателя уже нет необходимости ругать на родительском собрании вашего ребёнка, взывать к вашей ответственности за него. Учитель знает, что вы беспокоитесь по поводу учёбы вашего ребёнка, что вы готовы участвовать в учебном процессе в случае необходимости. Ситуация несостоятельности вашего ребенка не выносится на всеобщее обозрение, и у вас нет причин обижаться на ребенка за унижение на собрании. Вы не чувствуете стыд за него, вы чувствуете только необходимость помочь своему ребёнку, а значит вы не будете невольно отыгрываться на ребенке по возращении с родительского собрания за пережитые неприятные эмоции в присутствии других родителей и нескольких учителей. Установите дипломатические взаимоотношения со всеми преподавателями своего ребёнка.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар