Роль родителя при адаптации ребенка с ОВЗ к учебному процессу вне дома: как отпустить ребёнка на занятия

Екатерина Бражникова

roditeli

ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Под этим термином понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра. На сегодняшний день одной из актуальных проблем является проблема изучения особенностей адаптации ребенка с ОВЗ к условиям процесса обучения в не дома с целью определения факторов и условий, способствующих и препятствующих адаптации к образовательной организации.

Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, развитию способностей, выработке взглядов, убеждений и идеалов.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Важную роль в адаптации играет родитель – проводник, который отправляет ребенка в этот мир. От состояния родителя зависит и успешность адаптации ребенка.

Родитель формирует отношение ребенка к окружающему миру, и учебному процессу, и к преподавателю. Ситуация обучения вне дома новая для ребенка. И поэтому он опирается в оценке этой ситуации на состояние родителя.

Общение и коммуникация с ребенком, это системный процесс, в котором задействован и родитель и ребенок, при этом изменение поведения у одного ведут к изменениям другого. Если родитель меняет свое состояние, ребенок тоже начинает вести себя по-другому. Иногда сознательные установки и невербальное транслируемое поведение значительно отличаются, родитель играет определенную роль.

Роль - это образ, метафора, «шаблон, по которому строится поведение в данной ситуации. Проблема Роли – ее узкая направленность и, очень часто, отсутствие гибкости и замкнутость» - Александр Любимов.

Если провести исследование влияния личной роли родителя на процесс адаптации ребенка к учебному процессу вне дома, то можно выделить роли, которые обычно играют родители:

  1. Проводники уверенные и спокойные, не питающие иллюзий и радующиеся каждом успеху ребенка, даже маленькому. Открытые новому, которые готовы слона по ложечке съесть.
  2. Исследователи – просят совет, что делать, как заниматься дома, что интересно, что нужно купить.
  3. Гиперконтролирующие - чрезмерное желание и стремление контролировать жизнь и события, происходящие в жизни своего ребенка. Ребенок в этом случае подавляется, становится зависимым, инфантильным, все за него решает член семьи, чаще всего, мама или бабушка. Не ориентируется в своих потребностях.
  4. Эксперты – которые всё знают и рассказывают, что делать. Сами прошли несколько обучающих курсов, критически относятся к формам занятий, отличающимся от принятого ими шаблона.
  5. Завышенные требования к ребенку, позиция «ты должен соответствовать», фокус внимания родителей «мой ребенок все знает, это все легко для него, дайте что-то сложное», при этом часто к чему-то сложному ребенок не готов. Либо он не хочет показывать свои умения и навыки.
  6. Беспомощность «Сделайте с ним что-нибудь» - родители, перекладывающие ответственность полностью на специалиста. спихнули в кабинет – занимайтесь, как хотите, это ваша ответственность, не выполняют задания дома.
  7. Тревожные: «суслики», «собачки на задних лапках», «прислуга», «Золушка», «многодетная обезьянка». У них реактивный способ поведения. Направление поведения задает ребенок. Родитель только реагирует на него. При этом родитель часто перестает чувствовать и не понимает свои эмоции, ему трудно представить подходящий образ, чтобы выразить желаемое состояние.
  8. Отрицающие – с моим ребенком все нормально, он в норме дополнительное развитие не нужно, вы ошибаетесь.
  9. Привязанные – когда родитель и ребенок воспринимаются как одно целое «мы почитали, покушали».
  10. Блогеры, которые ведут блог о своём ребенке, и цель – шокировать подписчиков своими оценками. Посещают разные центры и разных специалистов, как правило, у одного долго не задерживаются, так как нужны новые впечатления.

Роли, помогающие адаптироваться – это проводники и исследователи.

Сложнее адаптируются дети – привязанных, гиперконтролирующих, родителей с завышенными требованиями, отрицающих, блогеров, экспертов.

Самая сложная для адаптации категория – это беспомощные и тревожные.

Если родитель чувствует тревогу или беспомощность, то ребенок тоже воспринимает ситуацию как опасную и не отпускает родителя.

Поэтому важно работать с состоянием родителя и дать возможность родителю осознать свою роль в этой ситуации.

Определяем с родителем цель, формируя симптоматическое заявление.

Запрос родителя: "Мне не нравится, что ребенок капризничает, когда остаётся с педагогом, требует вернуться к маме".

Задаём вопрос: "Чья это проблема?"

Получается, что это проблема не ребёнка, а родителя. И что делать в этой ситуации?

Важно задать вопросы родителю, что с ним происходит в этой ситуации? Что он чувствует? Как себя ведёт? Как кто он в этой ситуации? Какое поведение было бы желаемым в этой ситуации? Какие это дало бы эффекты или результаты?

Роль позволяет определить зону ответственности: что зависит от тебя при достижении цели?

Родителю предлагается найти образ, зайти в это состояние и представить, как изменится ситуация. Ресурсные образы индивидуальны, важно, чтобы родитель сам определил его, но психолог при этом должен невербально моделировать желаемое состояние – обычно родители выбирают состояние спокойствия, уверенности, силы, защищенности, любви, доброты.

Иногда родитель находит образ, но не может в него зайти и действовать из него. Состояние опять возвращается к привычному. Психолог должен поддерживать состояние родителя, помогать ему моделировать его и усиливать, пока состояние родителя не стабилизируется.

Важно убедить родителя, что эти состояния можно развивать и тренироваться дома каждый день, тогда он легко сможет справиться с этой ситуацией

Опишу случай из практики.

Лена, 2,5 года. Диагноз: расщелина мягкого и твердого неба. Речи нет, но очень сообразительная и эмоциональная. Запрос от родителя: запуск речи. Хорошо повторяет звуки. Может плакать взахлёб. Не отходит от мамы на занятиях.

Первичной задачей поставили адаптацию ребенка к учебному процессу, чтобы ребенок смог заниматься с педагогом без мамы.

Мама Наташа чувствует себя «как собачка на задних лапках» – неуверенность, тревожность беспокойство и беспомощность.

Ребенок сидит на занятиях у мамы на руках, плачет, отворачивается, задания не выполняет. Всем видом просит маму уйти.

Поработали с мамой. Желаемое состояние – медведица. Сильная, уверенная, любящая и заботливая, спокойная, мощная. Которая гуляет в своем лесу и знает этот лес и знает, что лес безопасен.

В процессе работы было использовано присоединение по аудиальным и кинестетическим субмодальностям: дыханию и позе, по тембру голоса и темпу речи, подстройка по ценностям. Была сделана техника коллапс якорей, использовано наложение якорей.  В процессе работы несколько раз повышала и понижала логический уровень. Была сделана проверка экологии и подстройка к будущему.

Я попросила её тренировать это состояние медведицы, и ребенок слез с рук и стал смотреть, какие игрушки есть в кабинете. Если мама выходила из состояния медведицы, ребенок возвращался к ней и просился на руки.

Тогда я рассказала историю с собакой – когда я гуляю с собакой, что если я в каком-то неспокойном состоянии, то собака идет рядом и на всех рычит и гавкает. Если собака почувствовала, что со мной всё нормально, то она убегает от меня далеко. И я попросила проверить, насколько далеко медведица может отпустить медвежонка в безопасном лесу.

Оказалось, что довольно трудно это сделать, и Наташа стала над этим работать, усиливая состояние медведицы и наполняясь любовью, теплом, спокойствием, гармонией, умиротворенностью, добротой, теплом и светом.  Чем сильнее было это состояние, тем дальше она могла отпустить своего медвежонка.

Девочка стала играть с игрушками и выполнила задание.

Следующим этапом было задача выйти маме из кабинета. Это была для неё тестовая ситуация, в которой состояние медведицы потерялось, и она вернулась на привычный способ реагирования, поведения «Собачки на задних лапках».  Малышка, конечно, не отпустила маму, стала волноваться и держать за руку.

Позже я попросила Наташу усиливать состояние медведицы и придумать символ этого состояния. Символ состояния - палка, с которой играют с щенками. Это усилило состояние и добавило дополнительный ресурс интереса и игры. Мама встала и сказала: «Сейчас я приду» и вышла. Ребенок спокойно отпустил её.

В дальнейшем девочка спокойно оставалась на занятиях без мамы.

Часто состояние родителей настолько истощённое, что им трудно представить желаемое состояние, и тем более, войти в него. Тогда задача идти постепенно: понемногу улучшать состояние, и планировать новое состояние из достигнутого улучшенного.

Мы можем сделать вывод: личная роль родителя влияет на процесс адаптации ребёнка к учебному процессу вне дома.

Выбирайте подходящие роли и в случае трудностей во взаимоотношениях с детьми, обращайтесь к психологам.


egelskaya small

Екатерина Бражникова - психолог, экспертный член МОО РПП, г. Краснодар