День рождения каждый день. Что нужно знать родителям

Анна Денисова

dr

Шестилетнего малыша привела к психологу мама. Он сидит в кресле, иногда смотрит на меня исподлобья и ковыряет пальцем обивку. Когда за мамой закрылась дверь, его взгляд веселеет, он осматривается, замечает ящик с игрушками и цветные карандаши на столе. Несколько секунд колеблется, потом все-таки выбирает карандаши. Садится за стол и начинает рисовать.

Его лицо сразу преображается – мышцы расслабляются, глаза горят, на губах полуулыбка. На мой вопрос – можно ли с ним поговорить о его рисунке – радостно кивает головой. А тем временем на листе бумаги появляются изображения. Сначала темноволосый герой в голубой футболке и джинсах, изображенный в центре. Затем здания, башни, и наконец, дракон.

- Расскажи, пожалуйста, про что твой рисунок?

- Это супергерой Стив из Майнкрафта, - отвечает мальчик, - ему нужно убить Дракона.

- Зачем?

Мальчик удивленно поднимает брови. Похоже, он не знает ответа на этот вопрос. Но тут же забывает про него и увлеченно продолжает рисовать новые крепости, потом зачеркивать их, потом снова рисовать.

Разговор завязался. Оказалось, мальчик любит рисовать, любит играть в компьютерные игры, ходить на тренировки по плаванию, играть с друзьями в детском саду, любит младшего брата и родителей, «когда они не ругаются».

На мое предложение придумать и нарисовать свою компьютерную игру маленький творец сначала широко раскрыл глаза, а затем восторженно воскликнул: «В этой игре я буду главным волшебником!»

- Что ты сделаешь первым делом в роли волшебника?

- Я сделаю себе волшебную палочку, и каждый день у меня будет День рождения!

Я радуюсь вслух вместе с ним его идее и уточняю – а зачем ему каждый день – День рождения? Мальчик вдруг неожиданно спрыгивает со стула и начинает возбужденно бегать по комнате, размахивая руками. Видимо, так ему было легче что-то понимать про себя. Наконец он остановился напротив меня, и,  глядя мне прямо в глаза, очень серьезно произнес: «Я хороший. Меня не ругают.  Дарят подарки. Все радуются. И я радуюсь».

Этот случай произошел в моей практике несколько лет назад. Но он остается актуальным для понимания главной потребности формирующейся личности во все времена. А она такова – быть принятым своей семьей таким, какой ты есть. Фактически, через фантазию о ежедневном Дне рождения мальчик озвучил базовую потребность каждого ребенка в любви. Это необходимость, в которой нуждаются все дети, чтобы быть здоровыми психически и физически. Когда ты хорош просто так, по праву рождения, просто потому что ты есть. Конечно, ты не идеален, и даже можешь поступать иногда плохо – по незнанию или просто ошибаясь, или из-за недостатка жизненного опыта, это не важно – почему. Важно, что при этом ты все равно остаешься хорошим, целостным, любимым. Каждый может ошибаться. Важно, что твои поступки – это не весь ты. Важно, что при этом тебя все равно воспринимают как личность. Со своими особенностями, потребностями, характером и поведением. Даже критикуя твои поступки, их отделяют от личности. Поступил плохо, но сам ты в целом – хороший. Тогда остается возможность веры в себя, самоуважения и адекватной самооценки. А значит – есть возможность исправить ситуацию с пользой для себя и окружающих.

Если же ребенок растет под гнетом постоянного чувства вины, страха не оправдать ожидания родителей (читай – быть нелюбимым), ожидания очередной критики или наказания, то ему очень трудно поверить в свою потенциальную хорошесть и ценность. Ведь если ты все время недостаточно хорош для этого мира, что ценного ты можешь дать ему? Как следствие – неуверенность, низкая самооценка, сложность в проявлении себя в социуме и построении продуктивных отношений с окружающими. И в перспективе – при построении своей собственной семьи (если это случится) – отыгрывание своих детских чувств недолюбленного родителями ребенка на собственных детях. Замкнутый круг. Как же его разорвать? И возможно ли это?

Да, возможно! Можно начать прямо сейчас. Даже читая эту статью, не позволяйте чувству вины затапливать вас. Вы – достаточно хороший родитель. Возьмите на себя ответственность и признайтесь себе в этом. Найдите объективные подтверждения в жизни этому факту. Выпишите их на листок бумаги или просто проговорите мысленно. Каждый родитель любит своего ребенка. Даже, когда критикует. Особенно, когда критикует. И вынесенное из детства чувство недолюбленности  часто субъективно. Скорее всего, и ваши родители искренне любили вас, но не умели это выражать продуктивно. Через критику – легче, чем через принятие. Но в ваших силах изменить этот сценарий. Это не так сложно.

Можно выработать для себя ряд правил. У каждого родителя они могут быть свои.                      Например, зная, что для психики ребенка вредно жить в постоянном ожидании критики или наказания, начните следить за своим выражением лица, содержанием речи и тоном голоса. Пусть ваше лицо при общении с ребенком чаще будет приветливым, нежели недовольным. Ведь ребенок все воспринимает на свой счет (если мама недовольна – это я плохой).

В жизни ребенка (и взрослого тоже!) обязательно должно быть место радости. Ведь ему предстоит научиться любить жизнь! Тогда он вырастет жизнерадостным. Ваша задача - находить поводы для радости и хорошего настроения каждый день. Особенно - в вашей совместной с ним деятельности. Это могут быть очень простые поводы – расцвел новый цветок на подоконнике. У вашей кошки родились котята. Ваш сын (или дочь) научился пользоваться ножом и может порезать хлеб самостоятельно. У вас появилась возможность вечером посмотреть вместе с ребенком его любимый мультфильм. И так далее. Почаще смейтесь вместе с ребенком. Умение находить радость в простых вещах  – лучшая профилактика всех зависимостей, которые может искать подросший ребенок, устраивая себе праздники каждый день суррогатным способом.

Не торопитесь ругать ребенка. Сначала выясните обстоятельства. И, даже если он заслуживает критики, найдите что-то хорошее, что стоит отметить. Так ребенку будет легче воспринимать критику не в аспекте своей плохости, а как инструмент для изменений. Например, ваш сын пришел с улицы с порванными штанами. Сначала поинтересуйтесь – не нужна ли ему медицинская помощь (может он разбил коленку?), затем узнайте сопутствующие обстоятельства. Возможно, он стоял на воротах и помог своей команде выиграть в игре. Обязательно отметьте это, погордитесь своим сыном вместе с ним. А потом уже можно переходить и к штанам.

Помните – для растущего организма и формирующейся личности каждый новый день действительно является в определенном смысле днем рождения. Ведь маленький человек каждый день узнает что-то новое о мире, о себе, о людях. Вместе с этим новым знанием формируются его новые навыки, взгляды, черты характера, привычки.  Какая-то часть его личности точно рождается заново. А это очень ценно. Это волшебно. И вы причастны к этому процессу. Вы делаете великое дело – сопровождаете каждый день рождение новой личности в мире. Успехов вам, дорогие родители!


denisova small

Анна Денисова - кандидат психологических наук, действительный член ОППЛ, г. Анапа