Что вы оставите в памяти других людей?

Татьяна Василец

plachet

В нашем дворе живет старик лет семидесяти. Он любит следить за порядком, активен, легко и свободно общается со всеми соседями.  Однако дети, шумящие во дворе, его раздражают. Временами можно слышать, как он кричит на детей 6-8 лет, играющих в мяч или, просто со смехом, бегающими друг за другом. Он громко ругает их, прогоняя в другой конец двора, чтобы они его не беспокоили. Говорить ему, что кричать и оскорблять детей нельзя, бесполезно. Пробовали. Он считает, что наводит порядок возле своего подъезда.

Однажды, застав его за этим занятием, я подошла, и обратившись к нему уважительно по имени отчеству, спросила: «Как вы думаете какая память останется у этих детей о Вас? А каким бы Вы хотели, чтобы они вас запомнили? Добрым или злым? Ведь наша жизнь так быстротечна.» Он промолчал. Прошло уже несколько месяцев, но больше я не слышала его грозных окриков на маленьких детей.

Взрослые могут легко нанести травму ребенку, особенно если тот находится в нежном дошкольном или младше школьном возрасте. Это возраст, когда ребенок принимает всё на веру. Взрослых людей он воспринимает большими, значимыми и знающими все. Поэтому грубые слова падают в его душу и травмируют ее.

Работая с душевными травмами детства, я узнаю от своих пациентов от кого они их получили. Это могут быть родители, бабушки и дедушки, учителя, а иногда случайные люди. Эти травмы наносятся часто от нехватки знаний и от отсутствия культуры воспитания. Когда позволительно кричать друг на друга и тем более на детей, считая это элементом воспитания.

Особенно возмутительно, когда родители и ребенок на приеме психотерапевта рассказывают, что учительница кричит в классе на детей, оскорбляя и называя их «дебилами». Ведь педагогический институт должен научить педагога правильному общению с учениками.

А самое главное, такой педагог не думает о том, какой след оставит в душах детей, которые вырастут, станут взрослыми и будут понимать весь комизм и всю трагедию, которая происходила на уроках. Понимать, что бывший учитель физкультуры, или географии, или другого предмета был просто невоспитанным хамом и скорее всего сам плохо учился в школе и прогуливал лекции в институте, а на уроках срывался на учениках, не умея заинтересовать их предметом. К счастью, на таких учителей реагируют не все ученики, а только самые впечатлительные и ранимые.

Надо сказать, что хороших, замечательных, умных, понимающих, в меру строгих учителей намного больше. Именно они оставляют тёплый след о школе и о них самих в душах бывших учеников. Таких учителей хочется навестить спустя много лет, что выразить им свою благодарность за все хорошее, что когда-то получили от них. 

И все же, чаще душевные травмы наносятся самыми близкими людьми. Родители или бабушки, занимающиеся воспитанием детей, в порыве гнева не следят за словами. Объясняя себе и другим: «Ребенок меня довел!» Некоторые из мам потом могут извиниться, сказать: «Прости, мама вспылила», или что-то в этом роде.

Повторяющиеся ситуации с гневными эмоциями и оскорбительными словами травмируют так же сильно, как один сильный, затяжной стресс. Ребенок не может ответить, и все переживания остаются в душе, иногда переходя в детский невроз, а иногда и в психосоматику.

Если родитель начинает понимать, что придирками, чрезмерной критикой и оскорблениями он не воспитывает, а психологически калечит собственного ребенка, то он постарается изменить свое поведение. Чрезмерно эмоциональные, неуравновешенные люди должны заниматься своим самовоспитанием. Это можно делать самостоятельно или с помощью специалистов. Работа с семейным психотерапевтом или психологом ускорит процесс внутреннего взросления родителя, который психологически застрял в подростковом возрасте, и поможет по-новому выстраивать взаимоотношения с собственным ребенком без криков и ссор.


labodina small

Татьяна Василец - врач психотерапевт высшей категории, Директор Центра «Вдохновение», Анапа