Родителям о формировании системы ценностей у ребенка

Анна Денисова

semiya

Залог будущего счастья и взросления ребенка – это наличие стержня в виде системы ценностей, которые он усвоил в семье. С раннего детства и на протяжении всей жизни человека ему предстоит делать выборы. Так устроена жизнь. Ведь главное дело жизни каждого человека, пришедшего в этот мир – это эволюция души. Духовный рост, личностное развитие. Этот процесс может иметь много терминов, но суть одна – это всегда поступательное движение внутреннего мира личности, которое необходимо для развития.

А выбор человека – это инструмент, который позволяет ему обеспечивать это развитие. Как же происходит процесс выбора? На что ориентируется человек, его осуществляющий?

Каждый выбор, который производится человеком – это результат внутренней работы его психики. Для того, чтобы получить этот результат, человек сопоставляет во внутреннем плане сознания предполагаемые последствия своего выбора с действиями, которые он должен произвести. Действия он выбирает на основе собственных убеждений и (или) общественных нормативов. А убеждения, в свою очередь, человек формирует на базе мировоззренческих и ценностный ориентаций. Первоначально, будучи ребенком, личность усваивает ту систему ценностей и убеждений, которая существует в родительской семье. Позже, во взрослом возрасте, на основе уже своего жизненного опыта, человек может пересматривать эти ценности, менять их, добавлять, обогащать. Но все эти действия с ценностями и убеждениями он может производить, уже имея определенное ценностное ядро в своей личности. Это необходимо для выживания и адаптации к внешнему миру.

А как же происходит процесс выбора у ребенка? Ведь чем он младше, тем меньше у него (по объективным причинам, связанным с возрастом) возможности для анализа ситуации, объективной ее оценки, и адекватного принятия решения о выборе. Дело в том, что детская психика ориентируется на опыт и знания, которые транслируются родителями, и присваивает их себе без критики. Поэтому во всех случаях, когда ребенку необходимо сделать самостоятельный выбор, его делает «родитель» в ребенке. Другими словами – всё, что ребенок усвоил в семье, слышал от родителей, видел их выборы в аналогичных ситуациях, помогает ему делать его собственный выбор. Этот выбор является «сканом» родительской системы ценностей, поскольку собственной, осмысленной, у ребенка еще нет. Большую роль в детском возрасте играют прямые родительские и общественные послания. 

«Крошка сын
к отцу пришел
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое плохо?» -

Эти строчки из стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» как нельзя лучше иллюстрируют потребность маленького человека в упорядочивании некоторых понятий, касающихся поведения, ситуаций в обществе и природе, собственных желаний. «Кроха» за ответом пришел не к кому-нибудь, а к отцу. Именно родители являются в детстве эталонными личностями для своих детей. Дети усваивают их образ мыслей, поведенческие паттерны, и, конечно, систему ценностей. И даже если родители не читают нравоучений ребенку о вреде лжи, но сами живут в правде, велика вероятность, что из ребенка вырастет честный человек. Или, объясняя сыну или дочери правила гигиены, мама всегда моет руки, приходя с улицы, - скорее всего, ребенок усвоит это автоматически. И так далее.

С раннего детства важно доносить ребенку знания о добре и зле, искренности и лжи, красоте, уважении, любви к природе и миру в целом, главенстве духовного над материальным. Это замечательно делают наши русские сказки, неся мудрость жизни в символическом изложении. Кроме того, с ребенком нужно разговаривать на «серьезные» темы, не боясь того, что он не поймет. Дети очень быстро и точно улавливают суть явлений. И обязательно нужно отвечать на все вопросы ребенка, которые касаются морально-нравственных норм. Даже, если это кажется нам очевидным, для ребенка может не быть таковым.

Доброжелательное, искреннее, доверительное общение с ребенком в итоге обязательно даст свои плоды. Опираясь на этот опыт общения, маленькому человеку будет легче формировать в себе ответственность за свою жизнь и самодисциплину, доверие к миру и способность постоять за себя. Он научиться любить жизнь и быть счастливым!


denisova small

Анна Денисова - кандидат психологических наук, действительный член ОППЛ, г. Анапа