В работе психотерапевта нередко приходится сталкиваться с тем, что ребенок ленится, не помогает по дому, нет интереса к учебе. За этим стоит неумение выполнять доступные по возрасту задания, неверие в себя и, как следствие, нежелание что-либо делать. Состояние, когда человек из раза в раз пасует перед трудностями, в психологии получило название выученной беспомощности.
Кто же формирует эту беспомощность?
Как это ни странно, - очень заботливые мамы, которые пытаются оградить своих любимых детей от забот и хлопот, считая их маленькими. При этом матери берут все домашние хлопоты на себя, переутомляются. Проходит время, мамы понимают, что дети подросли, уже начали ходить в школу, но в отношении к домашним делам, а часто и к урокам, остаются безразличными. Матери нервничают, критикуют, кричат на детей, пытаясь заставить их убрать за собой комнату или сесть за уроки. На это уходит много сил, и любви к уборке или урокам у детей так и не появляется.
Упущено время, не выработана привычка, и с отсутствием привычки обслуживать себя и помогать по дому, не сформированы элементы удовольствия, которые мы получаем, делая полезные дела для себя и других.
Поэтому так важны постепенность и движение от простого к сложному. В пять лет ребенок учится убирать свои вещи и игрушки на место, он привыкает и делает это легко и свободно при условии, если этот навык помогли выработать ему взрослые. Тогда в восемь или десять лет, он легко уберет свою комнату.
У меня на приёме мать двух дочек, шести и восьми лет. Она жалуется, что до полуночи ей приходится наводить порядок в доме. И так каждый день.
- Почему вы не привлекаете девочек к уборке? – спрашиваю я.
- Они всё делают очень медленно. У старшей много блокнотов, которым она никак не может найти место, они очень мешаются, захламляя стол. У младшей много игрушек и всяких мелочей.
Мы поговорили с женщиной о том, что она будет учиться организовывать своих дочек, не ругая, а одобряя их. Она, как взрослый человек, поможет организовать места детей, чтобы им было удобно, следуя принципу: «Каждой вещи свое место». А для мелочей и блокнотов дочерей купит специальные небольшие контейнеры, куда они смогут с удовольствием сложить свои маленькие ценности.
Так же женщина вспомнила, что старшая дочь любит ей помогать в приготовлении еды, а младшая любит пылесосить.
Очень важно организовать сотрудничество с детьми. Ведь они учатся на примерах взрослых и, подрастая, не боятся новых поручений родителей, а знают, что у них получится, а если что-то не умеют, то научатся.
Родителям важно относиться к воспитанию детей, как к организационному моменту, обучаясь распределять домашние обязанности, а не взваливать их на свои плечи.
Обычно подобная система хорошо отработана в многодетных семьях. Этому может научиться каждый родитель, главное понять, насколько важно постепенно привлекать детей ко взрослым делам по мере их взросления. Это формирует уверенность у детей, чувство ответственности, самостоятельности, сотрудничества, коммуникабельности и готовность к преодолению трудностей.
А если время упущено, то следует обратиться к психологу или психотерапевту, чтобы помочь подростку выработать ответственность, само-организованность, укрепить волевые процессы, и позволить ему повзрослеть и преодолеть синдром выученной беспомощности.
Татьяна Василец - врач психотерапевт высшей категории, Директор Центра «Вдохновение», Анапа