Никогда не поздно начать!

Инна Силенок

vech ofon

Когда нужно начинать заниматься патриотическим воспитанием ребенка? Кому и зачем это нужно делать? Тема важная, актуальная, упущенная в период лихих девяностых, о чем неоднократно было написано в разных источниках. Так же мы не раз читали о последствиях этого упущения. И сегодня у тех детей, патриотическим воспитанием которых два десятилетия вообще никто не занимался, уже есть свои дети. А их родители с детства приучились жить для себя или в лучшем случае для своей семьи.

И при этом сегодня в школах и некоторых детских садах уже весьма активно занимаются патриотическим воспитанием детей. Уже стало понятно, что патриотическое воспитание надо начинать, когда ребенку исполнилось четыре года. Можно и раньше. Но, желательно, не позже. И поэтому в детских садах проводится достаточно системная работа в этом направлении.

Я не буду писать о том, что уже понятно всем, слава Богу, - о том, что если мы не привьем с детства молодому поколению любовь к Родине и не научим их знать, чтить и беречь героическую российскую и советскую историю, фашизм просочится и к нам на территорию. Работа по патриотическому воспитанию населения всех возрастов уже ведётся в государственном масштабе.  

И я хочу поговорить о патриотическом воспитании в семье. Потому что без системного подхода мы не воспитаем, без собственного примера нужных результатов не достигнем. Уже подавляющее большинство родителей и даже молодых родителей поняли, что, показывая ребенку фотографии прадеда, который воевал, участвуя вместе с малышом или школьником в шествии Бессмертного полка, неся с гордостью фотографию прадедушки или прабабушки, мы сохраняем и передаем нашу героическую память потомкам, обретаем опору в виде знания своих корней, истории рода. Даём модель жизни. И это не единственные смыслы. И есть важные стороны этой части воспитания, о которой многие не задумываются и не догадываются.

Мы даём нашим детям полезную деятельность. Осмысленную деятельность, общественно значимую, прививаем важные ориентиры и создаем условия для того, чтобы ребенок понял: он часть большого – своей Родины. Так принято было всегда, чувствовать себя частью своей страны и трудиться или воевать для нее и за нее. Мы приучаем наших детей к тому, что важно быть полезным, нужным, помогать, трудиться. И тогда в опасном подростковом возрасте у вашего ребенка просто не будет свободного времени для общения с дурной компанией, употребления наркотиков, участия в травле непохожего на них ребенка.

Ваш ребенок будет занят. И эта его занятость будет развивать в нем и лидерство, и ответственность, и трудолюбие, и любознательность, и чуткость, и душевную щедрость, и много других качеств, развитие которых у поколения детей, родившихся в период с середины 80-х и до начала 2000-х, никто не занимался. Кому-то повезло, была возможность взять пример со своих родителей, дедушек и бабушек, а у кого-то такой возможности по разным причинам не было, и сейчас мы видим сломанные в молодом возрасте судьбы, и слышим хлёстко бьющие оценочные высказывания о «потерянном поколении».

«И что же делать, - спросите вы, - если в вашей родительской семье примера патриотической деятельности не показали, потребность ей заниматься не привили?» И отвечу банально. Лучше поздно, чем никогда. И даже если у вас сейчас нет потребности разбираться со своими «корнями», вы привыкли, что «нужно заработать денег, чтобы хорошо отдохнуть», у вас могут быть важные смыслы заняться сейчас этой стороной жизни ради ваших детей и ваших будущих внуков.

  • И можно начать с рассматривания вместе с вашим ребенком или детьми альбома со старыми фотографиями.
  • А потом сходить в музей боевой славы, прогуляться в выходные к памятникам погибшим, вчитаться в надписи на мемориальных досках, задуматься о судьбах увековеченных в камне людей и поговорить об этом со своим ребенком.
  • Послушать современные песни о Великой Отечественной войне, написанные в разных стилях: рок, рэп, поп, фолк, и песни военных лет и попробовать спеть самую понравившуюся вместе с ребенком.
  • Поговорить о том, какие мероприятия на эту тему проводятся у него в школе или в детском саду.
  • Вместе порисовать то, что увидели во время прогулки и посещения музея и памятника.
  • Почитать вслух всей семьей стихи Константина Симонова, Мусы Джалиля, Ольги Бергольц и других поэтов, писавших о Великой Отечественной Войне.
  • Посвятить отпуск совместной поездке по Городам-героям.
  • Поехать в гости к тем родственникам, у которых осталось что-то из предметов исторической памяти рода: ордена деда, медали, пилотка, военная форма, старые книги, какие-то еще раритеты военного или послевоенного времени. Поговорить с ребенком о том, что увидели.
  • Поговорить о семейных традициях советского времени, принятых в вашей родительской семье.
  • Подобрать для своей семьи библиотеку патриотической литературы разных времен. Устроить семейное чтение тех книг, которые наиболее легко читаются, содержат захватывающие сюжеты. Читать друг друг-другу понравившиеся отрывки, делиться впечатлениями.
  • Посмотреть вместе фильмы военных лет и современные фильмы о героических страницах российской истории.
  • Посещать вместе с ребенком мероприятия в вашем городе или поселке, посвященные памятным датам российской и советской истории.
  • Узнайте, какие общественные организации в вашем населенном пункте плетут маскировочные сети для фронта, сушат супы, делают сухие души, собирают гуманитарную помощь. Присоединитесь к ним. Почувствуйте свою нужность и полезность, причастность к такому важному для всей страны делу: защите Родины от фашизма. Обсудите это с ребенком.
  • Поговорите о тех ребятах, чьи папы ушли воевать на СВО. Подумайте вместе, как их поддержать, чем им помочь и сделайте это.

Можно много ещё всего придумать самим в этом направлении. Важно, чтобы время, которое вы выделяете совместному общению на тему любви к Родине и её героям, было приятным, ненавязчивым, не нужно давить, если ребенок пока к чему-то не готов. Просто сами увлекитесь, и ему захочется присоединиться. У вас есть возможность не только воспитать ребенка, вас сблизит с ним эта деятельность. И не важно, сколько ребенку лет. Важно ничего не требовать, а просто вместе заниматься нужными и интересными делами. Хотя, если вашему ребенку 15 лет и больше, и он совсем подавлен, не хочет ни учиться, ни общаться со сверстниками, - вовлечь его в эту деятельность будет нелегко. Понадобится значительно больше терпения и такта, чем обычно. Но это, возможно, единственный шанс вернуть его к нормальной жизни и простимулировать начало деятельности.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар. 

https://t.me/innasilenok1,

https://vk.com/id192743799,

https://ok.ru/profile/534683545213