Как родителям не уставать от воспитания и направлять усилия в нужное русло

Маргарита Скороход

semiya

Сегодня очень многие родители чувствуют себя чрезмерно уставшими, появилось даже словосочетание «родительское выгорание».

Что может помочь родителям сохранять свое ресурсное состояние? Для этого важно учитывать объективную реальность и понимать факторы, которые Вы не можете изменить, и которые нужно принимать как данность.

  1. Тип личности ребенка – это данность, которую надо принять. Попробуйте по-настоящему познакомиться со своим ребенком, проявите интерес к его качествам, особенностям, наблюдайте за ним, изучайте.

Стараясь изменить тип личности ребенка, родитель тем самым пытается сломать «заводские настройки». Это все равно, что требовать, чтобы яблонька давала абрикосы. Результатом таких усилий может стать:

  • Нарушение эмоционального контакта между родителями и ребенком;
  • Повышенный уровень тревожности ребенка. А тревоге часто сопутствуют психосоматические проявления: нарушение сна; проблемы пищевого поведения; проявление агрессии, или аутоагрессии (ребенок может грызть ногти, или совершать иные самоповреждающие действия); тики; кожные высыпания (дерматиты); лень, апатия; головная боль и другие симптомы, не связанные с какой-то болезнью…;
  • Снижение когнитивных способностей (ухудшается успеваемость в школе);
  • «Бегство» ребенка в деструктивное поведение (любые формы зависимого поведения, склонность к суициду, бродяжничество, противоправные действия…);
  • Проблемы социализации. Очень трудно быть полноправным членом коллектива, находясь под властью установки, что «ты неправильный».
  1. Возрастные этапы развития ребенка. Это также данность, которую следует принимать, понимать и учитывать в процессе воспитания ребенка. Не пытайтесь ускорить или проскочить какой-то этап.

Таким образом, родители, желая блага своим детям, зачастую стараются изменить то, что невозможно, порой «вылепить» «лучшую версию себя». При этом затрачивается масса усилий. Вот только в итоге может получиться несчастный человек, не умеющий радоваться, не понимающий себя, свои потребности, свою ценность. При этом сами родители в этой борьбе с «ветряными мельницами» порой совершенно истощаются.

Есть другой путь. Помогите ребенку развить полученные от рождения таланты, проявить свои способности, стать «самим собой». Путь принятия ребенка не всегда прост. При этом он интересен, дает радость, наполняет силами, укрепляет семейные отношения, способствует сохранению психологического, а вместе с ним и физического, здоровья у всех членов семьи.

  • Рассказывайте ребенку о нем самом.
  • Замечайте проявление «позитивных» качеств у своего ребенка, говорите ему об этом.
  • Поддерживайте ребенка, когда он встречается с трудностями, помогайте их преодолевать. Если, например, ребенок медлительный, Вы можете помогать ему становиться более собранным, поддержать его в том, что дается трудно, не обвиняя в том, что он изменить не может.
  • Делитесь с ребенком, как Вы преодолеваете трудности сейчас и как делали это в детстве.
  • Избегайте критики, упреков, обесценивания, нотаций в адрес детей.
  • Интересуйтесь, что ценно ребенку, каковы его желания, потребности. Общайтесь в диалоге, где обе стороны делятся своими соображениями.

Помните: ребенок нуждается в принятии его таким, какой он есть. Помогите ему понять себя, найти свое место в этом мире.


petrenko small

Маргарита Скороход - экспертный член МОО РПП, педагог-психолог, г. Владивосток