Прежде чем начать говорить о стилях воспитания, хочу пояснить, что же такое воспитание вообще. Если задать вопрос в поисковой системе, что такое воспитание, то Википедия нам ответит: «Воспитание — это процесс обучения, защиты и заботы о детях с целью их здорового развития во взрослой жизни», нейросеть: «воспитание определяется как целенаправленное создание условий для развития личности и её соответствия ценностям и интересам общества»
А теперь рассмотрим, какой стиль воспитания будет способствовать развитию личности, в соответствии с ценностями общества, способной легко адаптироваться во взрослой жизни.
Авторитарный стиль подразумевает жёсткое подчинение ребёнка старшим членам семьи, где мнение ребёнка никто не учитывает, его могут наказывать за любое неисполнение требований взрослого. Наказания бывают в виде запретов, ограничение свободы, а так же и физическими. В такой семье ребёнок растёт не уверенным в себе с проблемами в установлении межличностного взаимодействия с окружающими. Он становится либо замкнутым невротиком с букетом соматических заболеваний, либо агрессором, который выплёскивает накопившуюся внутри агрессию на окружающих таким образом, нарушая нормы и правила поведения в обществе.
Либеральный или попустительский стиль, уже само название говорит, ребёнок растёт сам по себе без участия родителей. Ребёнок в силу своей неопытности делает то, что он хочет, не существует ни каких правил и понятий «что такое хорошо, а что такое плохо» или «можно – нельзя". Родители отстранились от общения с ребёнком и считают, что достаточно ребёнка накормить и одеть (порой и это не всегда так). При таком стиле воспитания ребёнок сложно адаптируется в социуме, растущий в среде вседозволенности он не может понять, что от него ждут окружающие, что правильно, а что не приемлемо, это в дальнейшем может привести к тому, что в подростковом возрасте появляются проблемы с законом, употреблением запрещённых средств и т.д.
Гиперопекающий стиль воспитания лишает ребёнка самостоятельности, инициативности, что мешает процессу становления личности. При таком стиле воспитания родители ограждают ребёнка от каких-либо трудностей, тем самым не давая проявить волю, инициативу и приложить усилия, это мешает полноценному развитию ребёнка. Ребёнок вырастает не уверенным в себе, безынициативным, не самостоятельным, ему сложно будет приспособиться во взрослой жизни.
Отчуждённый стиль или эмоционально отверженный, когда родители не испытывают интереса к своему ребёнку, демонстрируют безразличие. Родители не принимают участия в жизни ребёнка и более того, вообще могут избегать общения с ним под разными предлогами. Этот стиль воспитания преобладает в семьях, где родитель сконцентрирован на себе, ребёнок ему не интересен или в семьях страдающих от зависимостей (алкогольной, наркотической, игровой). Ребёнок выросший в такой семье становится неуверенным в себе, ему сложно выстраивать отношения с окружающими, он может быть замкнут в себе, агрессивным.
Непоследовательный стиль, это когда в семье нет единых правил и требований к ребёнку. Это может быть, когда родители в разводе или в воспитании участвуют другие члены семьи и то, что запрещает папа, например, другой член семьи может позволить. У ребёнка нет чёткого представления о том, как правильно себя вести и что можно, а чего нельзя. Это негативно сказывается на психическом состоянии ребёнка он может быть тревожным, капризным, социально-дезадаптированным, так как нет чётких представлений об оценке и поведении. Ребёнок постоянно вынужден приспосабливаться, угождать и лгать.
Гармоничный стиль или ценностное отношение к ребёнку данный стиль основан на доброжелательном отношении к ребёнку, родители проявляют любовь, заботу, интерес к его потребностям. Отношения в такой семье строятся на взаимоуважении ко всем членам семьи, проявлением заботы. Ребёнок в такой семье вырастает уверенным в себе, ответственным за свои поступки, самостоятельным. Он всегда чувствует поддержку со стороны семьи, знает, что его любят и ценят.
Родитель, это первый и самый главный воспитатель в жизни ребёнка, и то какой стиль воспитания он возьмёт за основу, так и будет складываться жизнь ребёнка. Безусловно, все дети разные и стили воспитания можно комбинировать и подбирать конкретно для своего ребёнка, так как дети уникальны и неповторимы. Одному ребёнку надо больше заботы и он должен почувствовать, что родитель рядом, а другой всё старается делать самостоятельно, значит надо дать возможность проявить себя, понаблюдать за ним и если потребуется мудро направить или показать, как надо.
Воспитывая ребёнка, родитель должен проявить, а ребёнок почувствовать любовь, заботу и веру в него!
Подборка литературы по воспитанию детей
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
- Быкова А.А. «Самостоятельный ребёнок, или как стать «ленивой мамой»
- Петрановская Л.В. «Всё-всё-всё о воспитании детей»
Ирина Хайрулина - педагог- психолог, клинический психолог, опыт работы в образовательных учреждениях более 20 лет. Ведет частную практику, г. Екатеринбург