Детская агрессия. И как справиться с «маленькими монстрами»

Любовь Сергеева

detskaya agresiya

Агрессия у детей - это сложное явление, корни которого могут быть как внутренними, так и внешними. Понимание того, откуда берутся «маленькие монстры», играет важную роль в их корректировке.

Способность к агрессивному поведению является частью нашего эмоционального арсенала. Испытывать любые эмоции - это нормальная и обязательная функция человека.

Агрессия и гнев могут быть связаны с инстинктивными реакциями на угрозы. Например, когда человек сталкивается с опасностью, активируются механизмы «беги или сражайся", что может спровоцировать агрессивное поведение. Эти реакции с эволюционной точки зрения были жизненно важны для выживания наших предков, обеспечивая возможность защищать себя и своих близких.

Причины формирование детской агрессии.

  • Некоторые дети могут иметь предрасположенность к агрессивному поведению, основанную на их индивидуальном характере и темпераменте. Дети, обладающие более реактивной или импульсивной натурой, могут быть более склонны к проявлению агрессии.
  • Модели поведения, видимые в семье или среди окружения, сильно влияют на развитие агрессивных тенденций. Если родители или другие взрослые используют агрессию как способ решения конфликтов, дети могут перенимать это поведение, считая его нормой.
  • Чрезмерное потребление агрессивного контента, такого как видеоигры, фильмы или мультфильмы, может нормализовать насилие как способ взаимодействия. Важно учитывать, что дети не всегда могут осознавать разницу между реальностью и вымышленным миром, что может повлиять на их поведение.
  • Недостаток навыков управления эмоциями и трудности в выражении чувств могут привести к агрессии. Дети, которые не умеют говорить о своих страхах, тревогах или обидах, могут проявлять эти чувства через агрессивное поведение.
  • Ребёнок, переживший травматическое событие или находящийся в стрессовых условиях (например, в неблагополучной семье), может реагировать агрессивно. Его «маленькие монстры» могут символизировать внутренние страхи, которые он не может выразить словами.
  • Дети, особенно в младшем возрасте, учатся регулировать свои эмоции и взаимодействовать с окружающим миром. Агрессия может возникать как реакция на фрустрацию, страх, или даже радость.

И совсем не обязательно агрессивное поведение у детей   свидетельствует о глубоком внутреннем конфликте или результате ошибок воспитания. Наоборот, это может быть естественной частью их эмоционального и социального развития. 

det agr 2

Как родителям можно помочь ребёнку справиться с агрессией?

Прежде всего, родителям необходимо отследить в своём поведении как они выражают агрессию, особенно внутри семейных отношений. Ведь дети достаточно быстро улавливают образец действия и используют его в повседневной жизни. 

Совместное проживание эмоций, включая гнев, создаст пространство для понимания и доверия, позволяя детям расти в эмоционально безопасной среде. Вместо подавления или игнорирования проявлений эмоции, родителям следует учиться принимать и обрабатывать их (контейнировать). Это может включать в себя такие подходы, как обсуждение того, что вызвало агрессию. Гнев - это здоровая эмоция, а агрессия лишь один из способов его проявления. Наша задача научить ребёнка методам саморегуляции и поиску конструктивных способов выразить эту эмоцию.

Родительская эмпатия служит основой для формирования прочной связи между родителем и ребёнком. Важно эмоционально поддерживать и сопереживать детям. Когда родители активно вовлечены в эмоциональную жизнь своего малыша, они помогают ему понять и обрабатывать свои чувства. Это особенно важно в раннем возрасте, когда дети научаются, как справляться с различными эмоциональными состояниями, такими как радость, грусть, страх и в том числе гнев.

Важно поддерживать эмоциональное и физическое благополучие детей, особенно в периоды жизненных изменений, таких как переезды, разводы родителей и утраты. Эмоциональная поддержка, создание безопасной среды и заботы о здоровье ребёнка могут помочь предотвратить проявления агрессии.

Взрослые имеют эффективные способы поддержки, которые помогают им контролировать свои эмоции и действия в моменты стресса. Эти стратегии важны, и они должны быть разнообразными: от физического контакта, как обнимание, до вербальных, которые заверяют ребёнка в безопасности и любви.

Запрещая проявление гнева, мы помогаем подавлению эмоции. Но рано или поздно это может стать «бомбой замедленного действия» и взорваться в тот момент, когда окажется, что нет для этого причин.

Гнев, как одно из сильнейших эмоций, часто вызывает трудности у родителей. В отличие от других эмоций, таких как страх или грусть, гнев зачастую воспринимается как «неприемлемый» и может приводить к боязни его проявления как у ребёнка, так и у родителей. Это явление может быть связано с воспитательными стандартами, которые акцентируются на необходимости выявления и контроля авторитарных эмоциональных проявлений.

Если ваш ребёнок проявляет агрессию, помогите ему сначала определить и признать её, а потом отделить от себя такими фразами: «я вижу, что ты злишься, но ты не злой человек...»; «ты больше, чем твой гнев...»; «ты сердишься и это бывает, но ты умеешь не только сердиться...». Или отделить эмоцию, представив её в виде предмета: смять из фольги, нарисовать или слепить из пластилина. Показать ребёнку, что его гнев теперь снаружи и он его видит в виде маленького предмета. Можно предложить любое действие, которое ребёнок захочет сделать с этой эмоцией. Это требует терпения и постоянства.

Родителям следует своим примером демонстрировать и объяснять способы неагрессивного взаимодействия и способствовать благоприятной атмосфере, в которой конфликтные ситуации рассматриваются как возможность научиться, а не полем для сражения. Воспитание не является быстрой задачей, однако последовательный и осознанный подход может привести к значительным улучшениям в поведении и эмоциональном развитии ребёнка.

«Маленькие монстры» часто символизируют внутренние страхи и непрожитые эмоции. Понимание их природы и принятие последовательных мер, поможет детям научиться контролировать свои эмоции, общаться без агрессии и успешно взаимодействовать с окружающими. Терапевтические методы, активное участие родителей и внимание к эмоциональному состоянию детей, - все это создаёт здоровую и поддерживающую среду для разностороннего развития ребёнка.


mihaylova small

Любовь Сергеева - практический, клинический психолог. Пришла в психологию, чтобы решить личные проблемы и, познав, как меняется жизнь, изменив отношение к себе - осталась в профессии и готова делиться опытом и знаниями для улучшения качества вашей жизни. Являюсь действительным членом и волонтёром Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ)