Детство - это период, когда формируется основа личности, закладываются ценности, убеждения и способы взаимодействия с миром. Однако именно в это время психика ребёнка наиболее уязвима, и травмирующие события могут оставить глубокий след, влияя на всю последующую жизнь. В этой статье мы рассмотрим, что такое детская травма, как она формируется, каковы её последствия и как можно помочь ребёнку справиться с её последствиями.
Что такое детская травма?
Детская травма - это эмоциональный или психологический удар, который ребёнок переживает в результате событий, угрожающих его безопасности, стабильности или благополучию. Такие события могут быть как единичными (например, автомобильная авария), так и продолжительными (например, эмоциональное насилие в семье). Травма может быть явной (физическое насилие, потеря близкого) или скрытой (пренебрежение, эмоциональная холодность родителей).
Психолог Джудит Герман в своей книге «Травма и исцеление» отмечает, что травма нарушает чувство безопасности и доверия к миру, особенно если она происходит в отношениях с близкими людьми, от которых ребёнок зависит.
Тема детских травм - одна из наиболее актуальных и важных проблем в психологии и психиатрии. Осколки детских травм могут проявляться на протяжении всей жизни, влияя на эмоциональное, социальное и физическое благополучие человека.
«Ребёнку необязательно переживать серьёзное насилие, чтобы с ним начали происходить глубокие биофизические изменения, которые позже приведут к хроническим заболеваниям» пишет в своей книге Дона Джексон Наказава «Осколки детских травм» (5). Исследования показали, что любой негативный опыт, даже незначительный, наносит ущерб детской психике.
Кстати, о мозге. В 2014 году исследователи Кембриджского университета установили, что мозг семнадцати-, восемнадцати-и девятнадцатилетних подростков, подвергавшихся в детстве различным видам психотравмирующих воздействий меньше по объёму, чем мозг их сверстников, выросших в нормальных условиях (5).
В любой семье могут возникать ситуации, вследствие которых могут нарушаться взаимосвязи с детьми. Не бывает идеальных родителей, ведь у многих нет того примера как стать тем понимающим близким человеком для своего ребёнка. И даже, если в вашей жизни есть опыт, о котором невозможно вспоминать без чувства вины - это совсем не значит, что всё потеряно для налаживания контакта с детьми. Самое лучшее для родителей - это осознание и принятие собственных эмоциональных проблем.
Давайте рассмотрим возможные причины детской травмы.
Вот некоторые из них:
- Семейные конфликты и насилие в семье - одни из самых разрушительных факторов для психики ребёнка. Дом, который должен быть местом безопасности и поддержки, превращается в источник постоянного стресса и ужаса. Это оказывает глубокое влияние на эмоциональное, психологическое и даже физическое развитие ребёнка.
Домашнее насилие, ссоры между родителями или жестокое обращение с ребёнком создают атмосферу неуверенности и бессилия. Ребёнок может начать бояться громких звуков или криков, даже если они не связаны с конфликтом. А также быть всегда, как говорится «на чеку и во всеоружии», это вызывает постоянную тревогу и хронический стресс, что может привести к формированию травмы.
- Эмоциональное пренебрежение. Когда родители игнорируют эмоциональные потребности ребёнка (например, не проявляют любви, не поддерживают в трудных ситуациях), это может привести к чувству одиночества и ненужности. Психолог Джон Боулби, основатель теории привязанности, подчёркивает, что эмоциональная доступность родителей критически важна для здорового развития ребёнка. Важно, чтобы ребёнок получал поддержку от значимых ему людей в жизни, чувствовал себя ценным и нужным.
Это важно для формирования здоровых отношений со сверстниками и другими людьми в будущем, создания устойчивых и доверительных связей и понимания своих чувств и чувств других людей. Эмоциональное пренебрежение может привести к снижению мотивации, концентрации внимания, соматическим проявлениям, а также к депрессии.
- Утрата близких людей также может стать глубокой травмой, особенно если ребёнок не получает поддержки в процессе переживания горя.
Важно в этот период обратить внимание на чувства и переживания ребёнка, быть с ним рядом и стараться открыто отвечать на его вопросы о смерти, но с учётом его возраста. Показать ребёнку, что он не один, что его любят и о нём заботятся. Утрата близкого человека - это тяжёлое испытание для ребёнка, но при правильной поддержке он сможет справиться с этим опытом и научиться жить дальше. Важно быть рядом, проявлять терпение и понимание.
- Буллинг в школе или отвержение сверстниками могут привести к серьёзным психологическим проблемам, которые сохраняются на протяжении всей жизни, если не заниматься этой проблемой.
Вот основные последствия, которые могут возникнуть у жертвы буллинга:
- низкая самооценка: сомнения в своей ценности и неуверенности в себе.
- возникновение чувства стыда и вины: ребёнок может начать винить себя в том, что стал жертвой травли.
- депрессия: постоянное давление и унижение могут привести к развитию депрессивных состояний, включая чувство безысходности и потерю интереса к жизни.
- социальные проблемы: изоляция, страх перед социальным взаимодействием, трудности в построении здоровых отношений.
- поведенческие проблемы: проявление агрессии, как способ защиты или пассивность и покорность, причинение себе вреда, чтобы справиться с эмоциональной болью, суицидальные мысли и попытки.
- когнитивные проблемы, которые выражаются в снижении успеваемости. Постоянный стресс и тревога могут привести к проблемам с концентрацией и успеваемости в школе. Жертвы буллинга могут начать воспринимать мир как враждебное место, что влияет на их мировоззрение.
Если травля была длительной и интенсивной, то в некоторых случаях буллинг может привести к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР). Люди, пережившие буллинг в детстве, могут снова становиться жертвами в других ситуациях (например, на работе или в личных отношениях).
В случаях, если ребёнок или подросток попал в сложную ситуацию важно поддержать его, выслушать, показать, что он не один, и его чувства важны. Следующим шагом рекомендуется обратиться за психологической помощью к специалистам, чтобы помочь справиться с последствиями травматического опыта. Также важным шагом будет привлечение внимания школы, учителей, родителей к проблеме, чтобы предотвратить дальнейшую травлю. Необходимо обеспечить ребёнку безопасное пространство, где он может чувствовать себя защищённым.
- Серьёзные длительные заболевания, несчастные случаи, госпитализации или травмы также могут вызвать чувство беспомощности, страха и привести ребёнка к травматизации.
Длительная болезнь - это серьёзное испытание для ребёнка и его семьи, но при правильной поддержке и заботе можно минимизировать негативное влияние на психику и помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям:
- объясните ребёнку, что происходит, на понятном для его возраста языке, чтобы уменьшить страх неизвестности;
- будьте рядом с ним, показывайте, что его чувства важны;
- помогите ребёнку поддерживать связь с друзьями и сверстниками, даже если он не может посещать учебные заведения;
- постарайтесь сохранить привычный распорядок дня, чтобы ребёнок чувствовал стабильность;
- поощряйте ребёнка принимать участие в уходе за собой, если это возможно, чтобы он чувствовал контроль над своей жизнью.
Механизмы формирования травмы
Травма формируется, когда ребёнок сталкивается с ситуацией, которую он не может осмыслить или контролировать.
Ребёнок воспринимает мир как опасное место, где нельзя доверять даже близким людям. Это может привести к гипербдительности и постоянному ожиданию угрозы, что приводит к потере чувства безопасности.
В ответ на травмирующее событие психика ребёнка может «отключиться» от реальности, чтобы защититься от боли, что приводит к диссоциации. Это проявляется в виде эмоционального онемения, потери памяти о событии или ощущения нереальности происходящего.
Ребёнок может постоянно возвращаться к травмирующему событию в мыслях, снах или играх, пытаясь «переработать» его. Однако без поддержки это может привести к закреплению травматического опыта.
Исследования показывают, что хронический стресс в детстве может изменить структуру и функции мозга, особенно в областях, отвечающих за эмоции, память и самоконтроль.
При всём желании родители не могут быть с ребёнком каждую секунду и защитить его от всего негативного опыта. Но уберечь от негативного и длительного стресса и его последствий в силах близкому и главному человеку, который находится рядом с ребёнком. Даже если вы и ваш ребёнок столкнулись уже с травмирующими событиями, то никогда не поздно обратить внимание на то, что происходит с вашим ребёнком сейчас и помочь ему справиться с ситуацией. Помните, что исцеление возможно, и первый шаг - это признание проблемы.
Ребёнок должен чувствовать себя защищённым и любимым. Родителям важно проявлять эмоциональную доступность и поддерживать открытое общение.
Детская травма - это серьёзная проблема, которая требует внимания и понимания. А при правильной поддержке и своевременной помощи ребёнок может преодолеть последствия травмы и построить здоровую, счастливую жизнь. Важно помнить, что каждый из нас может внести вклад в создание безопасного и поддерживающего окружения для детей.
Донна Джексон Наказава: «Даже если вы далеки от того, чтобы стать «идеальным родителем» - никогда не поздно стать «нормальными родителем». Сознание пластично - оно изменяется посредством опыта, и в любом возрасте возможен путь к оздоровлению отношений и гармонии. Первый шаг к изменению - ослабить внутреннее напряжение, связанное с вашим собственным детством. Когда вы чуть-чуть «отпускаете вожжи», создаётся более комфортная обстановка и для вас, и для вашего ребёнка, а это даёт надежду, что все будет хорошо.» (5)
Использованная литература:
- Джудит Герман «Травма и исцеление.»
- Джон Боулби «Теория привязанности.»
- Бессель Ван дер Колк «Тело помнит все.»
- Исследования по нейробиологии травмы (Harvard Medical School).
- Дона Джексон Наказава «Осколки детских травм».
Любовь Сергеева - практический, клинический психолог. Пришла в психологию, чтобы решить личные проблемы и, познав, как меняется жизнь, изменив отношение к себе - осталась в профессии и готова делиться опытом и знаниями для улучшения качества вашей жизни. Являюсь действительным членом и волонтёром Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ)