Детская травма: причины, последствия и пути исцеления

Любовь Сергеева

detskie travmi 1

Детство - это период, когда формируется основа личности, закладываются ценности, убеждения и способы взаимодействия с миром. Однако именно в это время психика ребёнка наиболее уязвима, и травмирующие события могут оставить глубокий след, влияя на всю последующую жизнь. В этой статье мы рассмотрим, что такое детская травма, как она формируется, каковы её последствия и как можно помочь ребёнку справиться с её последствиями.

Что такое детская травма?

Детская травма - это эмоциональный или психологический удар, который ребёнок переживает в результате событий, угрожающих его безопасности, стабильности или благополучию. Такие события могут быть как единичными (например, автомобильная авария), так и продолжительными (например, эмоциональное насилие в семье). Травма может быть явной (физическое насилие, потеря близкого) или скрытой (пренебрежение, эмоциональная холодность родителей).

Психолог Джудит Герман в своей книге «Травма и исцеление» отмечает, что травма нарушает чувство безопасности и доверия к миру, особенно если она происходит в отношениях с близкими людьми, от которых ребёнок зависит.

Тема детских травм - одна из наиболее актуальных и важных проблем в психологии и психиатрии. Осколки детских травм могут проявляться на протяжении всей жизни, влияя на эмоциональное, социальное и физическое благополучие человека.

«Ребёнку необязательно переживать серьёзное насилие, чтобы с ним начали происходить глубокие биофизические изменения, которые позже приведут к хроническим заболеваниям» пишет в своей книге Дона Джексон Наказава «Осколки детских травм» (5). Исследования показали, что любой негативный опыт, даже незначительный, наносит ущерб детской психике.

Кстати, о мозге. В 2014 году исследователи Кембриджского университета установили, что мозг семнадцати-, восемнадцати-и девятнадцатилетних подростков, подвергавшихся в детстве различным видам психотравмирующих воздействий меньше по объёму, чем мозг их сверстников, выросших в нормальных условиях (5).

В любой семье могут возникать ситуации, вследствие которых могут нарушаться взаимосвязи с детьми. Не бывает идеальных родителей, ведь у многих нет того примера как стать тем понимающим близким человеком для своего ребёнка. И даже, если в вашей жизни есть опыт, о котором невозможно вспоминать без чувства вины - это совсем не значит, что всё потеряно для налаживания контакта с детьми. Самое лучшее для родителей - это осознание и принятие собственных эмоциональных проблем.

Давайте рассмотрим возможные причины детской травмы.

Вот некоторые из них:

  1. Семейные конфликты и насилие в семье - одни из самых разрушительных факторов для психики ребёнка. Дом, который должен быть местом безопасности и поддержки, превращается в источник постоянного стресса и ужаса. Это оказывает глубокое влияние на эмоциональное, психологическое и даже физическое развитие ребёнка.

Домашнее насилие, ссоры между родителями или жестокое обращение с ребёнком создают атмосферу неуверенности и бессилия. Ребёнок может начать бояться громких звуков или криков, даже если они не связаны с конфликтом. А также быть всегда, как говорится «на чеку и во всеоружии», это вызывает постоянную тревогу и хронический стресс, что может привести к формированию травмы.

  1. Эмоциональное пренебрежение. Когда родители игнорируют эмоциональные потребности ребёнка (например, не проявляют любви, не поддерживают в трудных ситуациях), это может привести к чувству одиночества и ненужности. Психолог Джон Боулби, основатель теории привязанности, подчёркивает, что эмоциональная доступность родителей критически важна для здорового развития ребёнка. Важно, чтобы ребёнок получал поддержку от значимых ему людей в жизни, чувствовал себя ценным и нужным.

Это важно для формирования здоровых отношений со сверстниками и другими людьми в будущем, создания устойчивых и доверительных связей и понимания своих чувств и чувств других людей. Эмоциональное пренебрежение может привести к снижению мотивации, концентрации внимания, соматическим проявлениям, а также к депрессии.

  1. Утрата близких людей также может стать глубокой травмой, особенно если ребёнок не получает поддержки в процессе переживания горя.

Важно в этот период обратить внимание на чувства и переживания ребёнка, быть с ним рядом и стараться открыто отвечать на его вопросы о смерти, но с учётом его возраста. Показать ребёнку, что он не один, что его любят и о нём заботятся. Утрата близкого человека - это тяжёлое испытание для ребёнка, но при правильной поддержке он сможет справиться с этим опытом и научиться жить дальше. Важно быть рядом, проявлять терпение и понимание.

  1. Буллинг в школе или отвержение сверстниками могут привести к серьёзным психологическим проблемам, которые сохраняются на протяжении всей жизни, если не заниматься этой проблемой.

Вот основные последствия, которые могут возникнуть у жертвы буллинга:

- низкая самооценка: сомнения в своей ценности и неуверенности в себе.

-  возникновение чувства стыда и вины: ребёнок может начать винить себя в том, что стал жертвой травли.

-  депрессия: постоянное давление и унижение могут привести к развитию депрессивных состояний, включая чувство безысходности и потерю интереса к жизни.

- социальные проблемы: изоляция, страх перед социальным взаимодействием, трудности в построении здоровых отношений.

- поведенческие проблемы: проявление агрессии, как способ защиты или пассивность и покорность, причинение себе вреда, чтобы справиться с эмоциональной болью, суицидальные мысли и попытки.

- когнитивные проблемы, которые выражаются в снижении успеваемости. Постоянный стресс и тревога могут привести к проблемам с концентрацией и успеваемости в школе. Жертвы буллинга могут начать воспринимать мир как враждебное место, что влияет на их мировоззрение.

Если травля была длительной и интенсивной, то в некоторых случаях буллинг может привести к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР). Люди, пережившие буллинг в детстве, могут снова становиться жертвами в других ситуациях (например, на работе или в личных отношениях).

В случаях, если ребёнок или подросток попал в сложную ситуацию важно поддержать его, выслушать, показать, что он не один, и его чувства важны. Следующим шагом рекомендуется обратиться за психологической помощью к специалистам, чтобы помочь справиться с последствиями травматического опыта. Также важным шагом будет привлечение внимания школы, учителей, родителей к проблеме, чтобы предотвратить дальнейшую травлю. Необходимо обеспечить ребёнку безопасное пространство, где он может чувствовать себя защищённым.

  1. Серьёзные длительные заболевания, несчастные случаи, госпитализации или травмы также могут вызвать чувство беспомощности, страха и привести ребёнка к травматизации.

Длительная болезнь - это серьёзное испытание для ребёнка и его семьи, но при правильной поддержке и заботе можно минимизировать негативное влияние на психику и помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям:

- объясните ребёнку, что происходит, на понятном для его возраста языке, чтобы уменьшить страх неизвестности;

-   будьте рядом с ним, показывайте, что его чувства важны;

- помогите ребёнку поддерживать связь с друзьями и сверстниками, даже если он не может посещать учебные заведения;

- постарайтесь сохранить привычный распорядок дня, чтобы ребёнок чувствовал стабильность;

- поощряйте ребёнка принимать участие в уходе за собой, если это возможно, чтобы он чувствовал контроль над своей жизнью.

Механизмы формирования травмы

Травма формируется, когда ребёнок сталкивается с ситуацией, которую он не может осмыслить или контролировать.

Ребёнок воспринимает мир как опасное место, где нельзя доверять даже близким людям. Это может привести к гипербдительности и постоянному ожиданию угрозы, что приводит к потере чувства безопасности.

В ответ на травмирующее событие психика ребёнка может «отключиться» от реальности, чтобы защититься от боли, что приводит к диссоциации. Это проявляется в виде эмоционального онемения, потери памяти о событии или ощущения нереальности происходящего.

Ребёнок может постоянно возвращаться к травмирующему событию в мыслях, снах или играх, пытаясь «переработать» его. Однако без поддержки это может привести к закреплению травматического опыта.

Исследования показывают, что хронический стресс в детстве может изменить структуру и функции мозга, особенно в областях, отвечающих за эмоции, память и самоконтроль.

При всём желании родители не могут быть с ребёнком каждую секунду и защитить его от всего негативного опыта. Но уберечь от негативного и длительного стресса и его последствий в силах близкому и главному человеку, который находится рядом с ребёнком. Даже если вы и ваш ребёнок столкнулись уже с травмирующими событиями, то никогда не поздно обратить внимание на то, что происходит с вашим ребёнком сейчас и помочь ему справиться с ситуацией.  Помните, что исцеление возможно, и первый шаг - это признание проблемы.

Ребёнок должен чувствовать себя защищённым и любимым. Родителям важно проявлять эмоциональную доступность и поддерживать открытое общение. 

Детская травма - это серьёзная проблема, которая требует внимания и понимания. А при правильной поддержке и своевременной помощи ребёнок может преодолеть последствия травмы и построить здоровую, счастливую жизнь. Важно помнить, что каждый из нас может внести вклад в создание безопасного и поддерживающего окружения для детей.

Донна Джексон Наказава: «Даже если вы далеки от того, чтобы стать «идеальным родителем» - никогда не поздно стать «нормальными родителем». Сознание пластично - оно изменяется посредством опыта, и в любом возрасте возможен путь к оздоровлению отношений и гармонии. Первый шаг к изменению - ослабить внутреннее напряжение, связанное с вашим собственным детством. Когда вы чуть-чуть «отпускаете вожжи», создаётся более комфортная обстановка и для вас, и для вашего ребёнка, а это даёт надежду, что все будет хорошо.» (5)


Использованная литература:

  1. Джудит Герман «Травма и исцеление.»
  2. Джон Боулби «Теория привязанности.»
  3. Бессель Ван дер Колк «Тело помнит все.»
  4. Исследования по нейробиологии травмы (Harvard Medical School).
  5. Дона Джексон Наказава «Осколки детских травм».

mihaylova small

Любовь Сергеева - практический, клинический психолог. Пришла в психологию, чтобы решить личные проблемы и, познав, как меняется жизнь, изменив отношение к себе - осталась в профессии и готова делиться опытом и знаниями для улучшения качества вашей жизни. Являюсь действительным членом и волонтёром Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ)