Конфликты и стратегии их разрешения

Инна Силенок

konflikti1

Мы рассмотрели способы «заслуживания» любви. И некоторые из этих способов родители обычно называют «плохим поведением» ребенка. На семинарах для родителей я обычно спрашиваю, чего родители хотят от своих детей, и они с готовностью отвечают, что хотят, чтобы их дети «хорошо себя вели». «А «хорошо» - это как?», - спрашиваю я. – «Слушались родителей», - отвечают мне.

Почему для родителей так важно, чтобы дети их слушались? Банальный вопрос. На него, как правило, звучит сразу несколько ответов, которые я слышу в каждой группе из семинара в семинар:

- Мы плохого не посоветуем!

- Когда он меня слушается, то я могу быть за него спокойна.

- Мы же лучше знаем, как правильно поступать в разных ситуациях!

- У нас же больше опыта!... И так далее.

А дети чаще всего слушаться не хотят. Даже самые примерные и покладистые время от времени поступают по-своему, иногда они делают при этом ошибки и вызывают неизменную реакцию родителей: «Мы же тебе говорили!».

Я предлагаю родителям назвать, что они считают «плохим поведением ребенка». Вот обычный список:  

- Грубит;

- Не слушается;

- Кривляется;

- Балуется;

- Слишком бурно выражает эмоции;

- Обманывает;

- Ест одни конфеты;

- Не учит уроки;

- Прогуливает школу;

- Делает всё назло, - и так далее.

konflikti2

Конечно, все выше перечисленные виды «плохого» поведения неприятны для родителей, хочется уговорить, а то и заставить ребенка прекратить негативное поведение, но, как правило, это приводит только к обострению конфликта. Я рассматриваю конфликт как некий сигнал о том, что что-то «не так», или что-то изменилось, а мы или наши дети пока не готовы к этим изменениям.

Конфликт развивается по этапам. В социальной психологии принято выделять несколько этапов или фаз развития конфликта:

  1. Возникновение объективной конфликтной ситуации.
  2. Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников.
  3. Конфликтное поведение или взаимодействие. Это уже система эмоционально окрашенных действий, которые затрудняют взаимодействие участников конфликта.          Дальнейшее развитие событий может быть конструктивным или деструктивным. Задача родителей научиться действовать конструктивно в конфликтных ситуациях, хотя это бывает нелегко. Для нас очень важно все, что происходит с нашим ребенком. Наше с ним взаимодействие всегда эмоционально окрашено, и когда нами движут эмоции, конструктивными действия можно назвать далеко не всегда. Но отказываться от эмоций нельзя. Эмоции – это важная информация. Очень важно научиться осознавать собственные эмоции в различных ситуациях, а особенно в ситуации конфликта. Кэтрин Кволс предлагает для родителей целую систему управления конфликтом, то есть его конструктивного разрешения, руководствуясь осознанием испытываемых нами эмоций в ситуации «плохого» поведения детей. Ниже я приведу таблицу Кэтрин Кволс с типами конфликтов и стратегиями их разрешения. Но для начала необходимо понять, что конфликт может быть не только между людьми, но и внутренний конфликт, возникающий как у взрослых, так и у детей каждый раз, когда у нас происходят изменения, которые нас не устраивают или пока не устраивают. Внутренний конфликт – это когда со мной что-то происходит и мне это не нравится. Если я не справляюсь с тем, что происходит со мной, я начинаю протестовать. Если мой протест начинает проявляться внешне, то такое поведение часто называют конфликтным. Для того, чтобы понять причины внутреннего конфликта ребенка или взрослого можно рассмотреть пирамиду А. Маслоу, представляющую  последовательность появления потребностей в онтогенезе — снизу вверх. Каждый раз, когда у человека возникает одна из потребностей, приведенных ниже в пирамиде, и он не может эту потребность своевременно удовлетворить по каким-то причинам, у него возникает внутренний конфликт.

piramida3

А. Маслоу. Пирамида развития потребностей в онтогенезе.

             У детей мы конфликтное поведение обычно называем «плохим» поведением.  Условно можно разделить ситуации «плохого» поведения ребенка на два типа:

  • Первый тип – это ситуации, которые мы называем скандалом, - то есть ребенок «ни с того ни с сего» вдруг начинает капризничать, плакать, или что-то требовать, топать ногами. Это поведение быстро перерастает в истерику, с которой мы не в состоянии справиться.
  • Второй тип – это ситуации, когда ребенок ведет себя так, что нас это не устраивает, но форма поведения сама по себе носит более скрытый характер. Поведение ребенка вызывает у нас негативные эмоции. Но скандальным его поведение не назовешь. Иногда вообще кажется, что внешне «всё нормально», но почему-то нас что-то «задевает». Мы раздражаемся, или злимся, или обижаемся, или нам становится страшно, и у нас опускаются руки. Но об этих ситуациях я напишу позже.

Через неделю мы продолжим разговор о детско-родительских конфликтах и способах их разрешения.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар