Ураган подкрался незаметно. Часть 2

Инна Силенок

uragan1

Продолжим разговор о детских скандалах и истериках. На семинарах я спрашиваю родителей, почему для них так важно не покупать своему малышу шоколадку или игрушку. Очень часто родители обосновывают отказ от каждодневных покупок страхом избаловать ребенка. В этом есть, конечно, доля смысла, но не всё так однозначно: дети, которым покупают каждый день шоколадки – избалованные, а дети, которым шоколадки каждый день не покупают – не избалованные.

Покупка шоколадки или игрушки для ребенка не только означает внимание, подменяющее любовь, но и является удовольствием, которое необходимо каждому ребенку и взрослому человеку для нормального развития. У всех нас есть потребность в удовольствие, одним из которых является еда. Поэтому мы «заедаем» скуку, проблемы, чувство собственной не значимости и другие неприятные моменты жизни. Задача родителей научить ребенка получать удовольствие от полезных и интересных занятий. Для малыша очень важен контакт с мамой и папой, и поэтому совместные с родителями занятия приносят ему удовольствие. Так, когда малыш сначала «читает» книжку вместе с мамой или папой, а потом постепенно вы приучаете его самого читать книжку кому-то из родителей, а потом уже все члены семьи сидят в одной комнате и читают каждый свое, то ребенок будет получать удовольствие от чтения. Он начнет читать сам, получая удовольствие от вовлечённости в сюжет книги, от узнавания новой информации. В последующих статьях я напишу о том, как превратить в праздник уборку квартиры и научить ребенка получать удовольствие от наведения порядка.

Ранее я описала ситуацию, когда ребенок устраивает скандал, подменяя потребность в принадлежности и любви попыткой управлять родителями через крик. Другой психологической причиной истерики у ребенка является утрачивание им веры в свои силы. Попросту говоря, ребенок чувствует, что с чем-то не справляется, ему не хватает энергии, и устраивает скандал. Каждый из родителей, наверное, видел ситуацию, когда малыш пытается построить что-то из конструктора, у него не получается, он опять повторяет попытки, и вдруг разбивает неполучившееся строение и начинает громко плакать. Если вовремя не успокоить малыша, - плач перейдёт в истерику, и ребёнок начнёт крушить вокруг себя игрушки, вызывая страх и недоумение родителей: «Только что всё было спокойно, - и вдруг…». В такой ситуации, если ребенку меньше пяти лет, нужно успеть переключить внимание ребенка на что-нибудь интересное, прежде чем плач перешёл в истерику. Если ребёнок старше, необходимо помочь ему успокоиться: увести в другую комнату, дать водички, рассказать о том, что у вас тоже иногда что-то не получается, как вы делите в таких случаях задачу на этапы и решаете по частям. Нужно предложить ребёнку на время заняться чем-то другим, а потом вернуться к занятию, которое раньше не получалось. Предложите ребёнку вместе подумать, на какие этапы можно разделить задачу. Вспомните вместе ситуации, когда ваш ребенок был успешен. Поговорите с ним об этих случаях. Пусть он снова воодушевится и поверит в свои силы.

uragan2

Часто дети устраивают скандалы, если что-то важное для них отменяется. Например, вы собирались пойти в парк в выходной день, а тут вдруг портится погода, и вам приходится изменить планы. Или вы пообещали ребенку что-то принести, возвращаясь с работы, но почему-то не смогли или просто забыли. Бывают ситуации, когда ребенок что-то очень желанное для себя «загадает» в какой-то праздник (например, на день рождения или Новый год), говорит об этом косвенно, то есть не просит напрямую, а словно размышляет: «Вот хорошо было бы, если бы Дед Мороз…». Дети верят в чудо, надеются на волшебное исполнение желания, и если «чудо» не происходит, и желание не исполняется, они очень остро чувствуют обиду и иногда устраивают скандал.

Чем важнее для ребенка загаданное желание, тем острее его эмоциональная реакция на то, что молодежь теперь называет «облом». В этой ситуации очень важно выразить понимание и сочувствие по отношению к ребенку. Проговорите с ним случившуюся ситуацию. Если ситуацию несбывшейся надежды оставить без должного внимания и не дать ребенку «выговориться», он может даже заболеть. Вспомните себя в детстве. Ведь у каждого из нас есть в памяти подобные истории. Кому-то не подарили на день рождения котенка или щенка, кому-то не удалось поехать на море или подойти к клоуну в цирке. Кто-то каждый день рождения мечтал о велосипеде или до сих пор вспоминает с обидой на родителей о том, как каждый Новый год искал под ёлкой  настоящую шпагу мушкетера, а находил пластмассовую…

Присоединитесь к чувствам ребенка. Скажите ему, что вы сожалеете о том, что не смогли помочь ему в осуществлении надежды. Если ситуацию ещё возможно исправить, и его желание осуществимо, то пусть «чудо» всё-таки свершится. Если желание не выполнимо, то расскажите ребенку о том, что у вас в детстве тоже была подобная ситуация. Поговорите о том, как вы переживали тогда, что чувствовали и думали. Расскажите ребенку о том, что, став взрослыми, люди тоже иногда не могут осуществить свои желания. Иногда не хватает времени, денег, еще каких-нибудь ресурсов. Но при этом очень важно сохранить желание и способность мечтать.

Помечтайте вместе с ребенком о чём-то сказочном, пофантазируйте. Пусть выдуманные истории будут самыми несбыточными и весёлыми. Посмейтесь вместе над тем, что вы придумали, а потом спросите, если бы фантазия сбылась, то что бы ваш ребенок почувствовал? Пусть ваш малыш проживет мысленно всю придуманную историю и скажет, что он чувствует после этого. Например, вы вместе придумали самое невероятное путешествие в волшебную страну, где на пути вам встречались волшебные герои, драконы, добрые и злые колдуньи. Ваш ребенок сражался с отрицательными героями и всех победил. Когда ребенок проживал вместе с вами сказочные события своей фантазии, он чувствовал волнение, тревогу, радостное возбуждение, чувство победы, гордость.

uragan3

Очень важно понимать, что эти эмоции необходимы каждому человеку, и если их не хватает в реальной жизни, то мы создаем условия для их возникновения. Дети для этого фантазируют, а некоторые взрослые «невольно» попадают в экстремальные ситуации, поднимаются на высокогорные вершины, прыгают с парашютом, играют в виртуальные, иногда сопряженные с опасностью игры. Мечтать и выдумывать полезно, это развивает творческое мышление, словарный запас ребенка, кроме этого совместное с родителями проживание сказочных событий сближает всю семью.

Полезно предложить ребенку нарисовать волшебных героев, с которыми он встретился во время фантастического путешествия. И еще полезно предложить ребенку подумать, от каких реальных жизненных событий он может получить подобные переживания. Запланируйте реальный поход, «спасите» птенчика или котенка, если они в этом реально нуждаются. Важно, чтобы дети умели фантазировать, и при этом получали всю гамму эмоций от событий реальной жизни. Когда ребенок выдумывает о себе героические истории и проживает их, он удовлетворяет потребности  в уважении и почитании, а также познавательные потребности (вернемся к пирамиде А. Маслоу, её можно посмотреть в статье «Ураган подкрался незаметно. Часть 1» за 18 ноября).

Если совместные мечтания и реальные семейные походы и поездки станут традицией, ребенку не нужно будет устраивать истерики по поводу несбывшихся мечтаний. Он будет прямо говорить родителям о своих желаниях, обсуждать их осуществимость или возможность замены на что-нибудь другое, тоже подходящее. И при этом он будет мечтать и фантазировать, как и его сверстники.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар