Пробуждение

Пётр Силенок

probuzdenie

В предыдущих статьях речь шла об интереснейшем явлении в жизни каждого человека – о так называемых «спящих задачах». Я утверждаю, что каждый человек не достигает в жизни многого, и тем самым не становится «кем-то из немногих» лишь по одной единственной причине. Правда, эта причина веская: он никак не вовлечён в интересный и творческий процесс решения этих самых «спящих задач». И поэтому он и не прогрессирует. То есть главная идея – идея личностного и профессионального прогресса – состоит как раз в пробуждении спящих задач.

Успешные люди умудряются иметь доступ к спящим задачам, они пробуждают их, превращая в персональные цели.

Задачи становятся «спящими», потому что субъект не начал их решать вовремя – то есть в тех периодах своей жизни, когда он должен был справляться с возникшими значимыми трудностями. Но оказался не готов. Отказ от конструктиавной деятельности в тестовых ситуациях, однако, не означает «отмену» появившихся в силу трудностей так называемых «эволюционных императивов». Трудности в жизни просто так не возникают. По факту они обозначают своеобразный «уровень достижений» субъекта и соответствующие притязания на достижения. Тем самым перед субъектом на определённых этапах его жизни возникают «эволюционные императивы» и соответствующие им задачи принять вызов и справиться с трудностями.

В данной парадигме нет смысла использовать термин «проблема» или «психологическая проблема», поскольку они фиксируют наше внимание на симптоматике трудностей, а не на задачах и образах результата решения этих проблем. Я предлагаю использовать термин «тестовая ситуация» - ситуация, которая в силу трудностей содержит в себе эвристическую задачу совладания с трудностью. С трудностью нужно совладать исключительно методом решения эвристической задачи. Таков смысл содержащего в тестовой ситуации «эволюционного императива». Единственно возможным способом адекватного ответа на эволюционные императивы  тестовых ситуаций является известное генеративное мышление, «мышление порождающего разума».          

Изучая состояния людей, открытых в сторону решения проблемы, ориентированных на поиск новых, ещё не апробированных способов мышления и поведения, явно бросается в глаза одна очень важная особенность. А именно: человек в ситуации выхода из тупика не исполняет никакую роль, не пользуется готовыми шаблонами, не опирается на убеждения относительно реальности и собственной идентичности.  Он как бы попадает в ситуацию незнания и в состояние незнания. При этом он - как играющий ребёнок - не испытывает никакой растерянности или сомнения, а, наоборот, воодушевлён некой интуитивно открывающейся для него возможностью новой перспективы. 

Само по себе это состояние открывает способность к генеративному расширению, актуализирует генеративное мышление. Условно можно назвать такое состояние «прединсайтным». «Прединсайтное» состояние каждый раз возникает во всех тех случаях, когда человек спонтанно или целенаправленно теряет фиксацию и тем самым невольно или вольно позволяет мышлению и фантазии следовать за некими интенциями. Если обратить внимание на играющих и увлечённых игрой маленьких детей, то мы обнаружим эти самые необусловленные социальными нормами и требованиями соответствия этим нормам креативные формы поведения. Детская способность к необусловленному и тем самым креативному квази ролевому поведению, на мой взгляд, и есть непосредственное выражение его аутентичности.

В состоянии креативного незнания взрослый субъект также как и ребёнок свободен от условностей и априорных самоопределений и убеждений и движим интенциями бессознательного. Эти интенции бессознательного выражаются в интуиции, догадках, гипотезах и мыслительных экспериментах относительно возможностей и перспектив выхода из тупика и обретения искомого желаемого результата и ценностного состояния. Иначе говоря, характеристики и свойства нового качества открываются нам в  прединсайтном варианте как проявление нашей аутентичности.

Опора на бессознательные эволюционные императивы и на чрезвычайно ценные для творческого субъекта интенции собственного бессознательного выхода из тестовых ситуаций делает возможным обнаружение спящих задач. У взрослого человека теперь такая возможность появляется.

Для обнаружения «спящих задач» важно понять, что эволюционные императивы, обозначающие эти задачи, проявляют себя в так называемой спонтанной и непроизвольной знаковой активности нашего Бессознательного. Знаковая активность   Бессознательного – важнейшая функция, в которой оно в своеобразной, но настойчивой форме обращает наше сознательное внимание на важнейшие моменты, происходящие с субъектом. Специальная работа со знаковыми формами бессознательной активности требует понимания и компетентности, которые участники наших тренингов приобретают   процессе обучения.

Именно знаковые формы активности Бессознательного как раз и содержат то «прединсайтное состояние», которое позволяет нам создать плацдарм для специальной сознательной работы по выполнению требований «эволюционных императивов», извлечению и актуализации запрашиваемых ресурсов. Когда у субъекта появляется достаточно чувствительности и компетентности для обнаружения и утилизации Знаков-Императивов, происходит преобразование структуры тестовой ситуации и «проблема» решается сама собой. Тестовая ситуация, обогащённая требуемыми ресурсами, автоматически включается в полноценную жизнь человека. Происходит реальное «расширение узкого места» и тестовая ситуация включается в общий событийный поток.

Работа со знаковыми формами активности Бессознательного является моей авторской методикой, которая требует специального обучения и дисциплинированного использования на практике для формирования так называемой «бессознательной компетентности». В этой парадигме не требуется осознания «спящей задачи»: творческий процесс генеративного расширения «узкого места» осуществляется на бессознательном же уровне. На уровне персональной культуры работы субъекта над собой и своим личным и профессиональным прогрессом эта практика является основной. «Спящая задача», «не просыпаясь», решается автоматически.

В то же время некоторые важные тестовые ситуации, требуют сознательного понимания и «пробуждения» спящей задачи и предполагают целенаправленную систему действий, направленных на её решение.  Об этом позже.


silenok small

Пётр Силенок - кандидат психологических наук (1986 г. Ленгосуниерситет), сертифицированный тренер НЛП международной категории (1995 г., Канада), психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы и единого Всемирного реестра, действительный член и преподаватель международного уровня ОППЛ, автор и руководитель модальности «Генеративная психотерапия», научный руководитель краснодарского центра НЛП «Логос», президент Краснодарского регионального отделения МОО РПП