Я профессионально занимаюсь психологическим консультированием и психотерапией вот уже почти сорок лет. И хочу поделиться очень важным откровением: ни один человек, обратившийся ко мне за психологической помощью, не имеет намерения жить плохо, то есть быть несчастным и переживать состояние психологической проблемы. Я полагаю, что таких людей в принципе не существует.
Получается жизненный парадокс: в определённых ситуациях мы получаем то, чего мы никак не хотим. Переживание трудностей как несчастья, неудачи, невезения и даже собственной несостоятельности является неотъемлемым атрибутом состояния психологической проблемы.
Человек, как и любое живое существо, стремится избегать неприятностей. Психологические трудности – это тоже очень даже неприятности. Именно психологические трудности субъектом переживаются наиболее остро, тяжело и болезненно. Психологические трудности переживаются как негативные эмоции по поводу обстоятельств возникшей психологической проблемы: обида, унижение, вина, чувство бессилия или беспомощности или никчемности… Зачастую и собственно физические состояния, и особенности своего поведения, отношения с людьми, результаты деятельности и многие другие обстоятельства своей жизни воспринимаются субъектом как проблемные.
Находясь в переживаниях своих проблемных обстоятельств и ситуаций, человек не имеет никакой возможности быть счастливым, творческим, опираться на высокие стандарты качества собственной жизни. Качество жизни в проблемных ситуациях низкое. Милтон Эриксон, говоря о неизбежности возникновения у каждого человека проблемных ситуаций, утверждал, что боль и страдание придут сами, а вот с радостью придётся повозиться.
Возникает закономерный вопрос о смысле и целесообразности переживаний проблемных обстоятельств. Ведь никто в «здравом уме» не планирует себе низкое качество жизни, боль и страдание! Это возникает само собой, спонтанно, независимо от нашего сознания, воли, от нашего контроля. Как будто бы наше бессознательное реально заинтересовано в проживании проблемных состояний…
Как это не прозвучит странно, но придётся сделать вывод о том, что наше бессознательное действительно заинтересовано в страдании! Именно в проблемных ситуациях страдание в тех или иных негативных формах становится содержанием жизни! Пусть даже эта жизнь низкого качества. Здесь следует уточнить: Бессознательное заинтересовано в низком качества проживания субъектом своей жизни исключительно в силу неконгруэнтности, - несоответствия реального положения дел в проблемной ситуации и естественными - аутентичными критериями подлинности жизни в данной ситуации.
Образно говоря, Бессознательное «несогласно» с текущим положением дел и поэтому в форме негативных переживаний тем самым как бы заявляет субъекту свой протест! То есть, наши боль и страдания – это форма протеста нашего Бессознательного обстоятельствам и образу жизни человека в проблемных ситуация. Как утверждал основатель провокативной психотерапии Френк Фаррели, психологические проблемы не нужны для жизни, но они обязательны для развития!
Такое понимание роли Бессознательного как своеобразного «экспертного участника» раскрытия наших аутентичных возможностей расставляет точки над i. В этом смысле можно утверждать, что Вселенная, в форме глубинного бессознательного соучастия в сложных жизненных ситуациях, «заботится» о нашей состоятельности. Как здесь не вспомнить о том, что основным, если не главным, методологическим положением выдающейся эмпирико-эпистемологической системы НЛП как раз и является утверждение, что Вселенная – это сфера дружественная и изобилующая ресурсами. Я утверждаю, что дружественная Вселенная непосредственно проявляет себя в нашей жизни в форме бессознательного экспертного соучастия в тестовых жизненных ситуациях.
Наша аутентичная природа в форме бессознательных фиксаций на многообразных содержаниях страдания актуализирует «напряжение несогласия». Устойчивые в силу фиксаций физические или эмоциональные напряжения, кардинально снижающие качество жизни, я называю экзистенциальным стрессом. Экзистенциальный стресс – это как раз и есть инициированные нашим Бессознательным «страдания несоответствия». Несоответствие жизни в тестовых ситуациях требованиям нашей аутентичной природе.
Наше бессознательное, фиксируя это несоответствие, содержит при этом очень важный аспект значимости необходимых изменений! Речь идёт о вызове или призыве нашей природы. Вызов в том, чтобы, ориентируясь на особенности экзистенциальных переживаний, эту тестовую ситуацию изменить. Но у Бессознательного отсутствуют конкретные способы менять нечто, что аутентично его не устраивает. Это прерогатива сознания. Мы должны научиться понимать язык экзистенциального стресса тестовых ситуаций как безусловный императив обрести соответствующую компетентность.
В этом, собственно говоря, и состоит суть вызова, - энергия, мотивация и механизм персонального прогресса. Личность человека в ситуации прогресса, опираясь на переживание тестовых ситуаций, приучает себя обнаруживать императивную творческую задачу, которую таким парадоксальным образом Бессознательное ставит перед ним. Бытие низкого качества в ситуации проблемы становится бессмысленным, поскольку понятной становится творческая задача.
Суть вызова состоит в том, чтобы используя энергию экзистенциального стресса, определиться с персональными аутентичными целями. Именно персональные аутентичные цели «расколдовывают» проблемное состояние тестовых ситуаций. Вызов – это бессознательное аутентичное предложение посредством проблемных переживаний воспользоваться персональными ограничениями как информацией для изменений. Данная парадигма опирается на целостный эволюционный подход к особенностям состояния развития субъекта в каждой конкретной тестовой ситуации.
То есть во всех случаях фиксации на трудностях, важно задавать себе вопросы: а какой вызов для личности обозначается как творческая задача? В чём императив нашей глубинной природы в данной тестовой ситуации? Каково глубинное смысловое и эволюционное намерение Бессознательного в фиксации субъекта на негативных экзистенциальных переживания? Проще говоря, зачем нам нужна та или иная проблемная ситуация и какой эволюционный вызов она содержит? Ещё проще: «что же хочет наше Бессознательное, фиксируясь на определенной проблеме?
Пётр Силенок - кандидат психологических наук (1986 г. Ленгосуниерситет), сертифицированный тренер НЛП международной категории (1995 г., Канада), психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы и единого Всемирного реестра, действительный член и преподаватель международного уровня ОППЛ, автор и руководитель модальности «Генеративная психотерапия», научный руководитель краснодарского центра НЛП «Логос», президент Краснодарского регионального отделения МОО РПП