О целях и бессознательных намерениях

Инна Силенок

namerenie1

Итак, триггер запустил операцию. Что дальше? – А дальше мы начинаем действовать. Предпринимаем некоторые шаги для достижения цели. На это нужно время, энергия, мотивация, как я уже писала ранее.

С временем всё достаточно просто, хотя многие себя обманывают именно по поводу этого ресурса. Время – это вопрос приоритетов. Если что-то для тебя важно, то ты найдёшь на это время. Если сейчас есть значительно более важные задачи, то время на менее важные вопросы и ситуации мы попросту не найдем.

Забудем (вытесним) то, что собирались что-то сделать, устанем до того, как начнём их решать, переключимся на другие действия, которыми заниматься и не собирались.

Например, у человека проблемы со здоровьем. Но здоровье не является одной из главных – приоритетных ценностей. И тогда «времени на то, чтобы сходить к врачу и сдать анализы постоянно не хватает». Всё время находятся значительно более важные дела. При этом во внутреннем или внешнем диалоге присутствуют такие высказывания как: «сейчас с меня начнут вытягивать деньги, заставят делать лишние обследования, в поликлинике можно подхватить какую-нибудь инфекцию, ненавижу очереди и сидение под дверью, сейчас нет хороших врачей, и т.д.».

И сейчас можно вспомнить множество подобных ситуаций, когда мы начинаем бегать по утрам или заниматься в спортзале с понедельника или бросаем курить по принципу «докурю и брошу», или записываемся на курсы иностранного языка, когда что-то завершим, но всегда находится, что ещё нужно завершить до этого. Как вы уже догадались, речь сейчас пойдет о системе ценностей. То есть о том, что для нас по-настоящему важно.

Как понять, что для нас действительно важно? – то, что мы делаем, несмотря ни на что. Люди собрались на семинаре-тренинге. В самом начале шеринг - знакомство. И преподаватель или тренер предлагает представиться и озвучить цель своего пребывания на семинаре-тренинге. Участники говорят о том, что пришли за знаниями, навыками, говорят, чему именно хотят научиться, что узнать, как изменить свою жизнь. Потом ведущий даёт некоторый объем теории и после этого предлагает сделать упражнение. И тут начинаются чудеса. Небольшая часть группы реально выполняет инструкции ведущего, а остальные или куда-то уходят, или всё время отвечают на звонки или звонят сами, «сидят в телефоне», просто смотрят на делающих упражнения со стороны. То есть не действуют в направлении достижения ими же озвученных целей. Потому что для них важнее, чем обрести заявленные навыки, общение или чувство причастности к тому, что происходит на занятии. Или работа, или семья, из которых им звонят во время упражнения, в безусловном приоритете. Может быть им интереснее послушать других, чем поделиться чем-то своим. В общем, есть что-то более важное, чем сделать сейчас упражнение и соответственно получить какой-то навык, о важности которого только что они сами говорили. - Лгали? Не обязательно. Возможно, они сознательно действительно хотят получить навык. А бессознательно – есть нечто значительно более важное.

То есть ценность получения навыка в иерархии ценностей находится ниже, чем общение, работа, семья или что-то ещё, чем занимались участники семинара тренинга вместо занятия. Возможно есть ещё страхи, препятствующие получению навыка, например ситуативные, – общаться откровенно с малознакомыми людьми, или сказать что-то, что могут счесть глупостью, или что-то ещё. Или более глубинное, - сам навык не сочетается с системой ценностей. Например, сознательно хочу научиться гипнозу, но когда-то был негативный опыт, связанный с темой гипноза, возможно, кому-то из моих знакомых «навредил» гипнотизёр. Теперь я боюсь навредить, соответственно, обучению будут препятствовать какие-то ситуации, я их не осознаю, но сделать упражнение «что-то мешает». Здесь ценность пользы, безопасности, принципа «не навреди» в конфликте с желанием «стать специалистом». Без тренировки специалистом не станешь, на людях тренироваться боюсь даже в контексте обучения в группе.   

Бывают идеальные случаи, когда сознательно поставленные цели и бессознательные намерения совпадают. Тогда и время, и энергия, и все необходимые ресурсы для достижения цели находятся. Но как часто сознание и бессознательно договориться не могут! И тогда начинают происходить всевозможные казусы.

В вопросе с раскрытием и развитием одаренности, когда мы находим по-настоящему своё дело, ради которого пришли в этот мир, у нас возникает то самое совпадение цели и бессознательного намерения, поставленной задачи и системы ценностей, которая нами руководит. Всё, что с этим видом деятельности связано, оказывается важным. При этом лингвистически сформулировать цель оказывается непросто. Множество страхов, блоков, сомнений включается на пути, именно из-за этого часто не хватает энергии на осуществление. Все эти страхи, блоки и зажимы проявляются в формулировке цели в виде нарушений какого-либо из условий «правильно специфицированного результата» или сразу нескольких. Конечно, со всеми этими препятствиями нужно работать.

Не все препятствия осознаются, а часть препятствий наоборот является мифической. Когда триггер Т1 запустил, наконец, О – операцию, которая приведёт нас в конечном итоге к цели, самое главное эту операцию полностью выполнить. Не соскочить, испугавшись трудностей, не переключиться на более привычное и легкое, а сделать полностью то СВОЁ, такое важное, и при этом такое ранимое. То есть мы становимся ранимыми, когда делаем то, в чём одарены от природы. Мы настолько близко принимаем к сердцу всё то, что связано с по-настоящему нашим делом, что мы как бы идентифицируем себя с предметом деятельности. Я художник и я же написанная только что картина. Я архитектор и я же проект, который создаю. Я музыка, я дом, я мои ученики, и т.д..

lezviya britvi

altist danilov

Как же сбалансировать, пройти по «Лезвию бритвы», как писал Иван Ефремов (хотят он не только одарённость имел ввиду, а свой путь, к которому идёшь, используя по-настоящему свои средства)? - О том, насколько это непросто, замечательно написал Владимир Орлов в романе «Альтист Данилов». Чем больше проявлял свою одарённость главный герой – музыкант (и демон по отцовской линии) Владимир Данилов, тем острее он чувствовал боль других людей, - достаточно точное метафорическое описание повышения чувствительности при развитии одарённости. Что же может помочь выдержать переживания по поводу боли других людей, ранимость, чувствительность, душевные муки, которые неизбежно присутствуют, если мы разовьём одарённость и чувствительность? Я считаю, что сила радости. Мой супруг Петр Силенок считает, что к силе радости нужно добавить безальтернативность по Милтону Эриксону, - нет других вариантов, только победить, справиться, прийти к цели, заняться по-настоящему своим. Соглашусь. И сила радости – это то, что позволяет прийти к Победе.

Радость – великая сила, которая способна справиться с любыми невзгодами, неприятностями, болезнями. Я уже затрагивала тему радости в статье «Счастье и одарённость». Но есть ещё аспекты, о которых важно поговорить отдельно. Об этом читайте через некоторое время.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар

👇🏻 Поделись с друзьями им тоже будет интересна/полезна эта информация