Сновидения и творчество

Анна Денисова

r l 1

Мотив сна и сновидений в произведениях А.С. Пушкина отличается особой значимостью. Сказки, повести, поэмы обязательно включают в себя описание сновидений героев. Сама специфика сновидения как психического феномена позволяет автору использовать включение его описания в текст для большей свободы и метафоричности при построении образа героя.  Сновидение позволяет читателю постигать глубины личности и характера персонажа не только, и не столько благодаря сознательному освоению текста художественного произведения, но и опираться на свой эмоционально-чувственный опыт.

Сновидение не знает цензуры, оно является продукцией бессознательной части психического аппарата, а потому обладает большей силой воздействия на разум читателя благодаря архетипичности своего содержания. В силу этого сновидения как феномен в литературном произведении обладают собственной ценностью.

В произведениях А. С. Пушкина два этих феномена – творчество и сновидение - органично вписываются друг в друга. Этот факт имеет как объективное, так и субъективное обоснование. Объективно - оба этих психических феномена имеют похожие функции и механизмы. Как сновидение, так и творческое произведение позволяют их создателю реализовать неосознаваемые потребности, которые находятся в области бессознательного и часто подавляются цензурой сознания. Кроме функции исполнения желания (а значит – разрядки напряжения между подструктурами психического аппарата), сновидения и процесс творчества реализуют функцию получения удовольствия, могут являть собой компенсацию неудовлетворенных в реальности переживаний, а также выполняют эстетическую функцию, обеспечивая личности переживания одухотворенности, новизны, пластичности. Прогностическая функция также свойственна и сновидению, и творчеству. Так называемые вещие сны с их способностью предвидеть будущее во все времена являлись одними из самых востребованных для сновидца (сон Д.И. Менделеева с периодической системой элементов).  В то же время истории известны факты, когда событие или изобретение как результат технического прогресса сначала появлялись в художественном произведении по воле творческой фантазии автора, а через время – в объективной реальности. Примером этого может служить научная фантастика Герберта Уэллса, Рэя Брэдбери, Жюля Верна или живописные полотна Ильи Глазунова.

r l 2

Механизмы сновидений и творчества также во многом идентичны. Процессы смещения, сгущения, символизации, вторичной обработки присутствуют и в художественном произведении, и в содержании сновидения. В обоих феноменах есть манифестное (явное) и латентное (скрытое) содержание. Наконец, и процесс сна, и процесс творения сопровождаются схожими по своей природе состояниями – состояниям транса. В случае сновидения оно выражено более сильно, в случае творения – менее явно.

Таковы объективные характеристики «родственного» происхождения двух психических явлений – сновидений и творческого процесса.

Рассмотрим сон Руслана в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» с точки зрения языка сновидения. Данная сказка относится к категории волшебных сказок. Вся сказка словно пронизана темой волшебства.  В ней присутствуют волшебные предметы (шапка-невидимка, меч-кладенец, мертвая и живая вода) и волшебные персонажи - образы колдунов (Черномор, ведьма Наина) и волшебников (Финн), богатырская голова. Волшебство как явление охватывает все персонажи и события сказки. Одно из главных волшебных событий сказки – смерть и оживление главного героя. С временной смертью Руслана напрямую связан мотив сна. Мотив сна в произведении также является одним из самых значимых.  Как и тема волшебства, он красной нитью проходит через все повествование.

«Я каждый день, восстав от сна,

Благодарю сердечно бога

За то, что в наши времена

Волшебников не так уж много».

Можно предположить, что у двух этих явлений в поэме – волшебства и сновидения – одна цель. Этой целью может быть передача знаний, связанных с инициациями.

Повествование поэмы начинается с того, что Людмила загадочным образом исчезает в брачную ночь с супружеского ложа:

«О горе: нет подруги милой!

Хватает воздух он пустой;

Людмилы нет во тьме густой,

Похищена безвестной силой».

С этого момента мотив сна и волшебства неразрывно дополняют друг друга на протяжении всего текста сказки:

«Узнай, Руслан: твой оскорбитель

Волшебник страшный Черномор,

Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор».

Сну придается автором особое значение. Образ каждого персонажа произведения раскрывается через призму сна. Так, Руслан, утративший супругу, уснуть не может: «И сон не в сон, как тошно жить». Оказавшись в плену у Черномора, боится заснуть, не спит Людмила:

«Дрожит как лист, дохнуть не смеет;

Хладеют перси, взор темнеет;

Мгновенный сон от глаз бежит…».

Огромная живая голова великана, которую встретил Руслан, спит среди степи:

«Найду ли краски и слова?

Пред ним живая голова.

Огромны очи сном объяты;

Храпит, качая шлем пернатый…»

В гостях у «спящих дев» спит Ратмир:

«Луною замок озарен;

Я вижу терем отдаленный,

Где витязь томный, воспаленный

Вкушает одинокий сон».

r l 3

Когда Фарлаф убивает спящего Руслана и привозит Людмилу к князю, в отчий дом, радость Владимира была недолгой – Людмила спит:

«Толпа волнуется, валит

Туда, где на одре высоком,

На одеяле парчевом

Княжна лежит во сне глубоком…».

Чудесная долина, куда пришел Финн, чтобы набрать в кувшины из источников живой и мертвой воды, представлена Пушкиным спящим местом:

«Кругом все тихо, ветры спят,

Прохлада вешняя не веет,

Столетни сосны не шумят…»

При появлении отшельника

 «Прервали духи давний сон

И удалились, страха полны».

Мотив сна сопровождает даже описание битвы с печенегами:

«Яснели холмы и леса,

И просыпались небеса.

Еще в бездейственном покое

Дремало  поле боевое;

Вдруг сон прервался…»

Появляется Руслан и разбивает вражье войско. После этого

«Руслан летит к Людмиле спящей,

Ее спокойного лица

Касается рукой дрожащей…

И чудо: юная княжна,

Вздохнув, открыла светлы очи!»

Все счастливы. Этими событиями сказка заканчивается. Хронология событий произведения подтверждает, что мотив сна и сновидений сопровождает образ каждого героя и каждого значимого действия поэмы. И даже в последних строчках эпилога автор, словно использует еще одну возможность обратить внимание на феномен сна, подчеркивая его значимость. Об этом читайте через две недели.


denisova small

Анна Денисова - кандидат психологических наук, действительный член ОППЛ, г. Анапа