Так случилось, что сказка «Золотой петушок» явилась последней в череде сказок, написанных А.С. Пушкиным. Эта сказка не похожа по своему символическому смыслу ни на какую из предыдущих сказок автора. Она отличается и от традиционных фольклорных традиций как славянских, так и восточных сказок. Вопреки всем сказочным традициям, у нее нет счастливого конца.
Больше того, развязка сказки комична и трагична одновременно. Количество смертей в сказке (включая главных героев) вряд ли позволяет ей быть легкой не только для детского, но и для взрослого восприятия. Многосложность и загадочность сказки делают ее скорее сказкой-притчей, сказкой-исповедью, и даже сказкой-проповедью.
Наброски поэмы Пушкина Бова
Обратимся к тексту. Сказка начинается словами:
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь Дадон».
Имя Дадон не характерное для славянской словесности. Истоки этого образа восходят к французскому рыцарскому роману конца четырнадцатого века Андреа да Барберино «Французские короли». В одной из частей романа, посвященной Бэву из Антона, есть герой по имени Duodo di Maganza. Средневековый рыцарский роман о подвигах Бэва де Антона в разных версиях обошел всю Европу. Приобрел он большую популярность и в России. Бэв де Антон превратился в Бову, а Duodo di Maganza - в Дадона. Былины о Бове Королевиче стали самыми любимыми народом в дореволюционной России. А персонажи из историй о Бове распространились по русским народным сказкам. Иногда встречался в них и образ царя Дадона. В стихотворении «Сон» (1815-1816гг) А.С. Пушкин описывает эпизод из своего детства, когда он, будучи ребенком, с удовольствием слушал рассказы о подвигах Бовы. А в 1815 году он написал поэму, которая так и называется «Бова». Одним из главных героев этой поэмы является царь Дадон. А.С. Пушкин представляет его как злого и коварного тирана:
«Царь Дадон венец со скипетром
Не прямой достал дорогою,
Но убив царя законного,
Бендокира слабоумного»
И дальше:
«Вы слыхали, люди добрые,
О царе, что двадцать целых лет
Не снимал с себя оружия,
Не слезал с коня ретивого,
Всюду пролетал с победой,
Мир крещеный потопил в крови,
Не щадил и некрещеного,
И в ничтожество низверженный
Александром, грозным ангелом,
Жизнь проводит в унижении
И, забытый всеми, кличется
Ныне Эльбы императором:
Вот таков-то был и царь Дадон».
«Сказку о золотом петушке» А.С. Пушкин написал в 1834 году. А за два года до этого, в 1832-м свет увидела сказка В.И. Даля «Сказка о Иване молодом сержанте удалой голове, спроста без прозвища, без роду без племени». В этой сказке «в некотором самодержавном царстве» правил царь Дадон. В.И. Даль называет его «Царь Дадон золотой кошель». Характеризует его автор таким образом: «Царь этот царствовал, как медведь в лесу дуги гнет: гнет не парит, переломит не тужит!» Наделяет его такими чертами, как коварство, жадность, хитрость, тщеславие и непорядочность. В конце сказки царя Дадона золотого кошеля свергают с трона, а царем того царства народ провозглашает Ивана.
И у А.С. Пушкина в «Бове», и у В.И. Даля в «Сказке о Иване…» царь Дадон – это жестокий, беспощадный, непорядочный, тщеславный сребролюбец. Интересно отметить, что в толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля дадон – это «неуклюжий, нескладный, несуразный человек». Можем предположить, что в народном фольклоре того времени имя царя Дадона стало почти нарицательным. Его образ – собирательный, его использовали, когда речь шла о жестоком и нечестном правителе, человеке с душевной неустроенностью, низкой нравственностью, греховностью.
Не стала исключением в этом смысле и «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина:
«Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить».
А.С. Пушкин словно рассуждает об образе жизненного сценария личности на примере фигуры царя Дадона. Концепция судьбы человека, обличенного властью, раскрывается через категорию времени. Возможно, автор метафорически передает свою точку зрения на смысл жизни человека в целом, предостерегает от жизненных ошибок. Жизнь Дадона – это образ судьбы-ошибки. А.С. Пушкин показывает читателю два временных отрезка этой жизни – молодость и старость. Молодой Дадон не отличается человеколюбием. «Наносил обиды смело» - значит, проявлял жестокость, жажду власти, стремление к наживе. Фактически, речь идет о грабежах и убийствах. Он одержим разрушительными внутренними желаниями.
А в старости он захотел «покой себе устроить».
«Тут соседи беспокоить стали старого царя,
Страшный вред ему творя».
А.С. Пушкин показывает Дадона как слабовольного, греховного, подчиненного страстям человека, который не прошел за время своей жизни путь эволюции души. По всей видимости, покоя нет не только на границах царства Дадона. Покоя нет в его душе, так как грехи его молодости навлекают месть соседей в старости как наказание за обиды. У Дадона нет сил – ни физических, ни душевных изменить ситуацию. Желание покоя у Дадона не является духовной потребностью. Это результат немощи и лени.
«Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу»
Стоит отметить, что мудрец представлен автором как противоположность Дадона. А.С. Пушкин называет мудреца скопцом. Скопчество – это религиозное направление, существовавшее в России в восемнадцатом-девятнадцатом веках. Основной идеей этой мистической секты являлось положение о том, что единственным способом спасения души является борьба с плотскими страстями. Скопец – это кастрат, человек, добровольно лишавший себя возможности половой жизни путем удаления гениталий. Считалось, что такое действо освобождает душу от греха, так как избавление от плотских желаний высвобождало дух, позволяло жить духовной жизнью, посвященной богу. Таким образом, автор представляет мудреца как символ чистоты, непорочности, праведной жизни. Должность звездочета указывает на близость к небесам. Она являет собой символ главенства духовного над материальным. В этом есть намек и об ином мире, к которому принадлежит мудрец. Это не просто мудрый человек, это личность духовно зрелая, непорочная и чистая. Это мудрость, посвященная в тайну небес и свободная от земных пороков.
В фигуре мудреца есть инаковость, он словно принадлежит другому, более «высокому» царству, возможности которого гораздо превышают возможности земного мира.
«Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка».
Видимо, к этому, иному царству – царству больших возможностей, принадлежит и петушок, задачей которого отныне является охрана государства Дадона. Справляется золотой петушок со своей функцией блестяще:
«И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!»
Несомненно, Золотой петушок – главный герой сказки. Об этом говорит уже тот факт, что именно это действующее лицо вынесено в название. Первое, на что нужно обратить внимание, петушок – Золотой! Это не простая птица, золото петушка сообщает читателю о его особой ценности, исключительности, необыкновенных способностях, принадлежности к волшебному миру.
С образом петуха на Руси связана древняя символическая традиция. Прежде всего, петух олицетворяет собой плодовитость и сексуальность, поскольку в курятнике он один может оплодотворить целый выводок кур. (Знаменательно, что петушком владел мудрец-кастрат. Это подчеркивает компенсаторную функцию петушка для мудреца). Вторая, свойственная для петуха особенность – его бдительность. На птичьем дворе роль петуха состоит еще и в том, чтобы постоянно патрулировать и охранять свои владения. Поскольку петушок был собственностью мудреца до того, как попал на службу к Дадону, скорее всего, речь идет о духовной бдительности. Кроме того, петух всегда был тотемом, наделенным большой силой и мудростью. Считалось, что он связан как с прошлым, так и с будущим. Крыши на русских избах часто украшали фигурки петухов. Считалось, что такой дом защищен от нечисти, беды и лихолетья. Такое поверье основано на том, что мифологически петух олицетворяет собой связь с солнцем. Он глашатай света, прогоняющий ночных демонов. Он словно управляет временем, являясь проводником солнца и света в суточных и годовых ритмах. В древней Руси изображение петуха иногда устанавливали даже на шпилях церквей как символ призыва к утренней молитве. Петух-сторож часто изображался на ларцах, сундуках, а также рушниках и одежде. Символ петуха связан и с жизнью, и со смертью. Его связь с подземным миром означает воскресение из мертвых, возрождение, победу жизни над смертью. В целом, символ петуха на Руси всегда ассоциировался со следующими понятиями: солнце, свет, рассвет, мужское начало, активность, пробуждение, слава, достоинство, смелость, бдительность, защита, предвиденье, возрождение, битва, божий суд.
Итак, царю Дадону дарит Золотого петушка мудрец, звездочет и скопец (то есть человек, наделенный мудростью, посвященной в тайну небес и свободный от власти низших страстей и пороков). С одной стороны, приход мудреца с петушком в жизнь Дадона – это чудесный дар свыше, равный прощению грехов молодости – защита от внешних врагов и спокойная старость, о чем мечтал Дадон. С другой – мудрец, олицетворяющий русскую традицию святости, это предупреждение о духовных опасностях на жизненном пути. Дадон дает обещание:
«За такое одолжение, -
Говорит он в восхищенье, -
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Петушок исправно служит, и пару лет царствие Дадона не было ничем омрачено. Но настал день, когда царю пришлось собирать войско во главе со старшим сыном, так как петушок почуял опасность.
«Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей».
И снова Петушок кричит об опасности. Теперь уже младшего сына собирает Дадон на выручку старшему. Но вот проходит восемь дней, и петушок снова предупреждает криком о беде. Тогда царь Дадон сам становится во главе войска, и ведет его к востоку. А когда пришел он с войском к месту сражения, то увидел шелковый шатер и разбитое войско:
«Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга…
…Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей».
Царь Дадон вмиг забывает о погибших сыновьях, о своем царстве, о долге перед народом, который он обязан защищать. Тяжелая утрата, горе потери своих сыновей ничему не учат Дадона. Он пленён, является жертвой красавицы – Шамаханской царицы. Дадон с легкостью входит в тот шатер, перед которым лежат окровавленные тела его детей. Символ образа Шамаханской царицы по своему значению является очень глубоким, многозначным и непростым. Это теневой аспект женской красоты, образ искусительницы и соблазнительности, женской власти и коварства. Это образ смерти: она приносит смерть всему роду Дадона, его воинству. В конечном счете, из-за нее смерть настигает и мудреца. Наконец, это образ Анимы Дадона.
Продолжение психоаналитического разбора сказки А.С. Пушкина Золотой Петушок» читайте через некоторое время.
Литература:
- Пушкин А.С. Собрание сочинений. Том третий. Поэмы. Сказки. Сказка о золотом петушке. М.: Художественная литература, 1975, с. 324-332
- Пушкин А.С. Собрание сочинений. Том третий. Поэмы. Сказки. Бова. М.: Художественная литература, 1975, с. 344-351
- Даль В.И. Сказка о Иване молодом сержанте удалой голове, спроста без прозвища, без роду без племени
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1. М.: Русский язык, 1981
Анна Денисова - кандидат психологических наук, действительный член ОППЛ, г. Анапа