Царь Дадон убивает мудреца
Как мы уже писали в первой части психологического анализа сказки «Золотой петушок» (см. газету за 21 февраля 2024 г.). символ образа Шамаханской царицы по своему значению является очень глубоким, многозначным и непростым. Это теневой аспект женской красоты, образ искусительницы и соблазнительности, женской власти и коварства. Это образ смерти: она приносит смерть всему роду Дадона, его воинству. В конечном счете, из-за нее смерть настигает и мудреца. Наконец, это образ Анимы Дадона.
Негативный, теневой аспект Анимы, негативный аспект материнства и женственности. Она полна коварства, зла, неуёмной власти, чародейства, сексуальности и обольстительности, разрушающей энергии. Она словно актуализирует демонические желания в мужчине, который становится одержим этой женщиной:
«… И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон».
В словах Пушкина: «И забыл он перед ней смерть обоих сыновей» - словно приговор звучит. Дадон глуп, охвачен страстями. Чрезмерная увлеченность своими желаниями, нравственная слепота – вот что высвечивает Шамаханская царица своим появлением. Дадон забыл, что он отец, что он царь, что у него есть обязательства перед страной и перед народом – он покорился ей безусловно. Он в восхищении – Дадон не умеет мыслить, он мгновенно охвачен своими желаниями. Эго Дадона транслирует стяжательство, гордыню, жадность, внешний блеск, лень. С возрастом его душа не эволюционирует. С юности царь привык всё решать силой. Он не умеет трудиться душой. В образе Дадона А.С. Пушкин представляет нам человека, который выбирает иллюзию, комфортную легкую жизнь вместо труда души. Сознание царя спит. Подтверждение тому – его реакция на смерть сыновей и последующее поведение. Но правильный выбор можно сделать только при ясном, чистом сознании. А для правителя государства, отвечающего за судьбы народа и страны, сохранение сознания в чистоте – первостепенная задача. Шамаханская царица – властительница-обольстительница, фактически своим появлением она вскрывает всю душевную грязь, всю гниль внутреннего мира Дадона. Она заставляет его столкнуться лицом к лицу со своей истинной сутью. Ведь и у него, и у его сыновей был шанс заглянуть внутрь себя и выбрать главное. Но не сумели. Дадону нужно измениться – осознать грехи бурной молодости, отречься от них, и не совершать новых. Но царь Дадон вместо этого впадает в блуд на старости лет. Больше того, он везет Шамаханскую царицу (воплощенную похоть, которая и над другими властвует с помощью похоти) в свое царство! Везет зло:
«Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала»
Можно только предполагать, что произойдет с этим государством. Оно рискует превратиться в Содом и Гоморру. Но такого развития событий нельзя допустить! И тут снова появляется мудрец.
«Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец».
Мудрец может спасти и Дадона, и его царство, - ведь у него есть слово, данное ему Царём Дадоном! И он хочет помочь царю отречься от греха, требуя у него царицу:
«… - Царь! – ответствует мудрец, -
Разочтемся наконец.
Помнишь? За мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу».
Очевидно, что мудрецу-скопцу совсем не нужна царица. А.С. Пушкин сравнивает его с белым лебедем не ради красного словца. Лебедь – символ чистоты и верности. Скопец хочет, чтобы царь сдержал слово.
Первоначальное обращение царя к звездочету за помощью – это символическое обращение как к святому человеку, который может помочь с избавлением от грехов. И мудрец дает петушка в качестве спасителя. Для искупления старик берет с царя слово исполнить волю его, любое желание (фактически – покориться воле божьей, а не пороку). Петушок предупреждает о страшной опасности Дадона. Он отправляет сыновей, но они убивают друг друга. И теперь мудрец, апеллируя к слову Дадона, хочет спасти его душу и царство, избавив царя от Шамаханской царицы. Поскольку скопцу царица не нужна, его интересует, чтобы царь сдержал свое слово. При этом скопец просит худшее. Он просит только то, что уже погубило детей Дадона, уже принесло зло. Он не просит у царя ни власть, ни царство, ни его имя.
Но Дадон не делает этого. Он готов полцарства отдать, лишь бы не расставаться с царицей, лишь бы оставаться в иллюзии и пороке.
«Крайне царь был изумлен.
«Что ты? – старцу молвил он, -
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?»
Царь не держит своего слова. Больше того, он совершает еще больший грех – убийство:
«Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом,
Да и дух вон…»
Девица радуется. Она избавилась от святого, царь полностью порабощен грехами – зло торжествует:
«… - Вся столица
Содрогнулась, а девица –
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха!»
Реакция Шамаханской царицы понятна. Она не может бояться греха, поскольку она сама и есть грех, порок. Но как же царь? Царь при этом умильно смотрит на хохочущую девицу. Он предпочел остаться в иллюзии, и ради этого даже пошел на убийство. Ранее его родительские чувства не прошли испытания, а теперь – его верность слову, царский долг перед страной и народом оказались пустым звуком.
И тут петушок превращается в посланника Бога, который призывает к торжеству справедливости и несет кару за грехи.
«И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон –
Охнул раз, - и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Петушок расправляется с Дадоном и исчезает, – его миссия выполнена. Исчезает и царица. Она получила то, чего хотела – расправилась одновременно и со святым мудрецом, и с царем. Царство остается без правителя и без его потомков. Что будет дальше с этим царством? Какова его судьба и судьба народа, населявшего его? Ожидает ли это царство наступление смутных времен? Такой трагичный и одновременно комичный конец сказки нужен автору, чтобы заставить задуматься читателя над ее символическим содержанием, которое поднимает главные экзистенциальные вопросы о смысле и ценности жизни, главных обязательствах в ней, о верности и предательстве, ценности слова, влечениях и долге, о важности сохранения чистоты сознания и контроля над желаниями. Сюжет сказки позволяет А.С. Пушкину раскрыть значимость этих вопросов и в отношении отдельной личности, и народа, и государства в целом. Именно поэтому, акцентируя внимание читателя на этом, он заканчивает сказку словами:
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».
Рассмотрим подробней – в чем же урок? За что наказан Дадон?
Как всегда, у Пушкина (и это характерно для сказки как литературного жанра), произведение имеет множество аспектов для толкования. Сказка о золотом петушке – не исключение. Она многослойна. Характерные черты любой сказки: конфликт добра и зла, поучительный характер, вымышленный мир, сказочные приемы и образы, - все это позволяет автору закодировать двойные, а то и тройные смыслы. Формат сказки помогает А.С. Пушкину обойти цензуру, а мелодия его стиха, вводящая читателя в легкий транс, – достучаться не только до сознания, но и, благодаря архетипическим образам и символам, опираться на содержание его бессознательного. К тому же такая форма помогает легче освоить сюжет. Чаще всего в сказках А.С. Пушкина мы встречаемся с яркими положительными героями. Они красивы, добры, благородны. Их поступки отличаются смелостью и решительностью. Но в этой сказке всё не так. Здесь нет даже ярко выраженных положительных героев. Даже на уровне первого смыслового ряда всё фатально и трагично. В начале сказки вроде бы всё, как обычно – жил-был царь, управлял государством. Да, он не отличался высокой нравственностью и трудолюбием. Трагичный конец сказки заставляет задуматься об уроке. Никакого счастливого конца!
1.Самый очевидный ответ на вопрос о том, за что поплатился царь Дадон жизнью, - лежит на поверхности. Дадон не выполнил обещания, не сдержал царского слова. Кроме того, смысл жизни у Пушкина – в развитии души. Жизнь имеет смысл, когда она представляет собой эволюционный процесс развития личности. В противном случае она пуста, и конец ее бесславен. Дадона его жизнь ничему не научила. Он как грешил в молодости, так и в старости продолжил делать неверный выбор, в пользу порока. Он поступает так, как привык. Царь беспечен и легкомыслен – он легко обещает исполнение любого желания звездочета, не заботясь о его выполнении («Волю первую твою я исполню, как свою»). Дадон глуп и ленив – ведь он может сам придумать, как защитить свое царство. Он может осуществить эти способы, у него есть для этого много ресурсов. Но царь ленится, и не хочет брать ответственность за свои решения. Ведь легче обратиться к волшебству – и он получает волшебную птицу. Царь непорядочен – он забывает о своем царском слове! Вместо того, чтобы выполнить обещанное, он придумывает оправдание, что цена слишком велика, поэтому просьбу он выполнять не будет. Привычка добиваться всего не трудом, а силой, тоже не изменилась с возрастом. В юные годы он нападал на соседей, грабил чужие царства. Сейчас, чтобы не выполнять обещания (читай – чтобы не расставаться с пороком) убивает мудреца. В итоге – получает по заслугам. Только теперь в качестве учителя уже выступает смерть.
2. За очевидным ответом скрывается второй, более глубокий смысловой слой. В сказке описан алгоритм выбора судьбы и возмездия. Сказка учит тому, что за великие дары жизни нужно платить. Она показывает возможности спасения души, и к чему приводит неправильный выбор. Ошибки выбора могут быть фатальны. И не только для отдельной личности, но и для общности – народа, государства. Встреча с мудрецом – это встреча Дадона со Спасителем. Прояви он смирение, и был бы жив, и отказался бы от греха. Но вместо спасения, Дадон выбирает иллюзию бесконечного удовольствия в виде Шамаханской царицы.
Противостояние скопца и царя парадоксально. Очевидно, что скопцу не нужна царица. Это понимает и Дадон («И зачем тебе девица?»). Он не понимает главного – мудрец хочет спасти царя, сподвигая его отказаться от девицы. Стоит отметить, что скопец просит то, что уже принесло горе Дадону – смерть обоих сыновей. Он не просит лучшее (корону, царство, денег), он просит худшее. Просит то, от чего по логике легче отказаться. Но для того, чтобы отказаться, нужно проявить осознанность, контроль над своими желаниями, и нравственные принципы. То есть проделать определенную работу души. И вот как раз это сделать царь оказывается не в силах.
Описывая хронологию событий в сказке, А.С. Пушкин называет точное количество дней, присущее каждому событию. И это не случайно. Очевидно, что автор придает особое значение символизму чисел. Вот что К.Г. Юнг пишет о числах: «… они представляют собой нечто большее, чем просто концепции: они являются автономными существами, содержащими в себе еще кое-что помимо количеств. В отличие от концепций, они базируются не на психических условиях, а на качестве «умения быть самим собой, на «неподражаемости», которую невозможно выразить никакой интеллектуальной концепцией» [7]. Не потому ли Пушкин так активно прибегает к использованию смысловых значений чисел? Начало трагических событий в сказке знаменует число восемь. Восемь дней проходит с тех пор, как старший сын повел войско к востоку. Петушок кричит. Младший сын ведет войско. Снова проходит восемь дней. Снова кричит петушок. Теперь сам царь ведет войско. И на восьмой день Дадон видит шелковый шатер с Шамаханской царицей. Три раза по восемь дней! Такой акцент автора на одно и то же число указывает на его символическую значимость для понимания смысла сказки.
Золотой петушок убивает Царя Дадона
Каково значение числа восемь в общемировой культуре? Самый ранний символизм восьмого дня находим в «Диалогах» Платона: «Проведшие на лугу семь дней – на восьмой должны были подняться оттуда, идти, и в четыре дня прибыть на то место, с высоты которого увидят они простирающийся через все небо и землю прямой свет, в виде столпа… К тому свету достигают они в один день пути, и там, среди света, видят висящие концы небесных связей; потому что этот свет есть союз неба, связующий всю его окружность, подобно обвязке, скрепляющей корабли» [6]. Итак, у Платона восьмой день связан с небесным светом после духовного восхождения. В античности число восемь считалось числом правосудия. Согласно старому еврейскому закону, обрезание младенцам делали на восьмой день, и в этот же день давали имя. В Библии много упоминаний по поводу восьмого дня. «По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы» (Иез.43:27). «… И обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день» (Быт.21:4). «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте» (Чис.29:35). «Это для тебя уготовил Господь Светлый праздник Восходящего Солнца – восьмой день творения – Пасху Вечную – переход из естества человеческого в Естество Богочеловеческое!» (Евангелие от Иоанна, гл.4). Обобщая всё вышесказанное относительно значения восьмого дня, можно утверждать, что восьмой день выходит за пределы обычного понятия времени. Он относится к суду и воздаянию. Кроме того, у А.С. Пушкина инаковый характер восьмого дня имеет связь с понятиями «вечность» и «спасение». Возможно, символика восьмого дня напрямую связана с символикой золотого петушка, символом духовного возрождения, вестником зари и солнца. Возможно, через категорию «восьмой день» автор передает ритм «Золотого петушка» - это ритм высшего суда, ритм расплаты. Но с другой стороны – это и возможность спасения, обретения рая на земле. У мудреца нет цели наказать Дадона. Это больше урок, чем наказание. Ведь Дадон, прожив жизнь как абсолютный потребитель, продолжает грешить. Но шанс измениться есть всегда! Несмотря на беспутную жизнь, он получает от мудреца великий дар, фактически шанс к спасению – золотого петушка. И заплатить за этот дар нужно тем, чтобы отказаться от воли своей и исполнить свое обещание (принять волю божью). Нужно сделать выбор. Отказаться от порока. И сделать это не так сложно, учитывая наличие родительских чувств. Ведь отказаться нужно от женщины, которая погубила его сыновей!
Дадон проходит испытание, цель которого – помочь ему отказаться от соблазна. Если смотреть на сказку с этой точки зрения, открывается ее великая красота и оптимистичность. Есть дар – золотой петушок. И есть искушение – Шамаханская царица. За дар нужно сразиться в борьбе с собственными желаниями. Плата за дар – отказ от собственных страстей, от главенства желаний над нравственностью. Необходим отказ от иллюзий. Нужно всего лишь раз сделать правильный выбор. Всё плохое можно исправить одним хорошим поступком. И тогда спишутся даже прошлые его грехи. В государстве навсегда сохранится мир и покой. Но Дадон словно одержим. Да и привычки нет такой смолоду – усмирять свои желания в соответствии с моралью. Он не может отказаться от порочной царицы. Ему проще пойти на еще большее преступление – убить мудреца, но остаться в иллюзии.
Возможно, по замыслу А.С. Пушкина, Шамаханская царица и скопец связаны между собой. Для того, чтобы помочь Дадону измениться, скопцу нужен был инструмент искушения в виде порока - Шамаханской царицы. Ведь только отказавшись от нее, одержав победу над своими страстями, царь совершает работу души. Об этой связи говорит следующий факт: Шамаха (Шемаха) – это историческая область на Кавказе. На территории современного Азербайджана до сих существует город Шемахы. Шемахинское царство возникло в восемнадцатом веке и просуществовало около ста лет. В царской России, в первой половине девятнадцатого века, это было то место, куда ссылали сектантов. Предположительно, скопец мог быть в Шамаханском царстве и быть знаком с царицей. А.С. Пушкин представляет нам мудреца как скопца, то есть человека, принадлежащего секте скопцов. Эта деталь подчеркивает еще одну непохожесть этой сказки Пушкина по сравнению с другими его сказками. Нет четкого разделения добра и зла. Видимое явное зло может быть орудием в руках добра для достижения высшей цели. А может быть, Шамаханская царица всего лишь наваждение, галлюцинация? Ведь она бесследно исчезает после смерти царя, как будто ее и не было. Цель иллюзии – отвлечь сознание от главного. А главное для правителя – через сохранение собственной духовной чистоты заботиться о судьбе народа и государства.
Заключение. Принимая во внимание вышеприведенный анализ, сказка представляется нам очень неоднозначной. Эта волшебная сказка является одновременно и сказкой-просвещением, и сказкой-предупреждением, и сказкой-надеждой. Несмотря на трагичность сказки, понимание ценностей и смыслов, раскрытых А.С. Пушкиным в ней, делает ее невероятно красивой, жизнеутверждающей и оптимистичной. Можно сделать три главных вывода на основе урока, описанного в сказке:
1. Безусловная ценность слова. Слово нужно держать. Торжество справедливости, которую вершит золотой петушок. Жизнь имеет смысл, когда происходит эволюция души. Если душа не развивается в процессе жизни, как у Дадона, то жизнь пуста, и конец ее бесславен.
2. Очень важный урок сказки – дух первичен. Это главное. Это самое дорогое, что нужно беречь и отдельному человеку, и народу в целом. Дух человека сияет в полную силу только тогда, когда материальное не является определяющим смыслом в жизни. Если человек забывает об этом, он погружается в иллюзию, морок, обман. Его сознание спит, им управляют инстинкты. Но даже тогда сохраняется возможность спасения. Шанс есть всегда. Возможность реализовать этот шанс определяется истинностью выбора и чистотой сознания. Чистота сознания обеспечивает отдельному человеку возможность избежать ошибок судьбы, а для общества - истинное единство народа и силу государства. Важно при этом опираться не на собственные желания и страсти, а на высшие нравственные законы. Большое значение в жизни имеет осознанность, с нее начинается ответственность – за свою судьбу, за судьбу народа и страны. Выбор формирует осознанность. Только ясное сознание позволяет делать правильный выбор. Следить за чистотой своего сознания, отказываясь от иллюзий – задача и ответственность каждого человека.
3. Сказка А.С. Пушкина – предупреждение о том, чтобы дух России не был развращен и порабощен иллюзией. Сохранение свободы духа – главная ценность России и русского народа. Моральное разложение общества может быть причиной порабощения личности, общества, государства без войны. Именно духовно-нравственные устои – этот тот фундамент, который позволяет человеку быть личностью, группе людей – народом, а правителю – лидером.
Литература:
- Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета. Издание Московской патриархии, М., 1979.
- Даль В.И. Сказка о Иване молодом сержанте удалой голове, спроста без прозвища, без роду без племени. Электронная аудиокнига. ООО «Эвербук», 2021.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1. М.: Русский язык, 1981
- Пушкин А.С. Собрание сочинений. Том третий. Поэмы. Сказки. Сказка о золотом петушке. М.: Художественная литература, 1975, с. 324-332
- Пушкин А.С. Собрание сочинений. Том третий. Поэмы. Сказки. Бова. М.: Художественная литература, 1975, с. 344-351
- Платон. Собрание сочинений в 3-х томах, т.3, М. ,1971. Диалоги. Государство. С.318.
- Юнг К.Г. Синхронистичность. Рефл-Бук Ваклер, 1997, с 268.
Анна Денисова - кандидат психологических наук, действительный член ОППЛ, г. Анапа