Неизвестный А. С. Пушкин. Сказка о Медведихе

Анна Денисова

medvediha 1

Сказка «О медведихе» была написана в один из самых плодотворных периодов жизни А.С. Пушкина – во время так называемой «болдинской осени». Точная дата её написания не известна. Предположительно, она была написана в 1830 году.  Название сказки «О медведихе» не является авторским.  Сам А.С. Пушкин не давал сказке названия.

Она была найдена в его черновиках и впервые опубликована П.В. Анненковым. До настоящего времени у исследователей творчества Александра Сергеевича нет единого мнения на предмет целостности сказки. На первый взгляд, сказка, действительно, выглядит незавершённой.  Кроме того, она необычна во всех отношениях. Для Пушкина свойственно обращение к народному фольклору в своём творчестве.  Но «Сказка о медведихе» - необычный образец соединения в одном произведении нескольких разных жанров русского словесного творчества. В этом небольшом по объёму произведении сочетаются былинный стиль повествования, народная песня, скоморошество и плач-причитание. За этим многообразием стилей в одном произведении скрывается серьёзная смысловая нагрузка. Обратимся к содержанию сказки.

«Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать»

Так начинается сказка. Медведь для русского народа – тотемное животное. На Руси существовал культ медведя.  В славянской мифологии, медведь - это хозяин леса, царь зверей. В русском лесу медведь – самый крупный и сильный зверь. Древние поверья на Руси гласят о том, что он является прапредком человека. Отчасти это связано с особенностями жизни и поведения медведей: они могут ходить на задних лапах, могут питаться той же едой, что и люди, лазят по деревьям. В Киевской Руси медведь считался защитником дома, домашнего очага. Чтобы привлечь духа-защитника, славяне делали фигурки и изображения медведей. Считалось, что это привлекает в дом благополучие, достаток, удачу. Покровитель семьи, плодородия, гарант сохранения клятвы – все эти свойства приписывали предки-русичи медведю. Почитание зверя как бога, прародителя, возможно, послужило даже основой запрета на поедание медвежатины в древней Руси.

Словарь В.И. Даля гласит: «Медведь (ведмедь), т.е. медолюб. Этому дано много бранных и почетных кличек: бирюк, лапистый, лесник, раменский, урманный, ломака, ломыга, костоправ, Михайло Иваныч, Топтыгин, косолапый, куцый, куцык, косматый, космач, мохнатый, мохнач, лешак, леший, лесной-чорт, черная-немочь, мишка, мишук, Потапыч, сергацкий барин, лесной архимандрит, сморгонский студент (в Серчаге и в Сморгонах обучали медведей)» …   И далее пословицы: «Силен медведь, да в болоте лежит. Не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы! Хозяин в дому, что медведь в бору; хозяюшка в дому, что оладья в меду. Богатый силен, что медведь. Хозяин в дому, что медведь в бору: что как хочет, так ворочат. Медведь по корове съедает, да голоден бывает; кура по зерну клюет, да сыта живет. Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес зашла. И космато, да не медведь. Тот же медведь, да в другой шерсти. Счастлив медведь, что не попался стрелку, и стрелок счастлив, что не попался медведю…

… Медведица, мечка, кличка ей обычно Матрена, Аксинья, медвежья самка, матка… мечка с медвежатами матуха. А при ней обычно пестун, прошлогодний ея медвежонок…» [1, с. 311].

Всего описание этого слова вместе с пословицами занимает в словаре целую страницу. Такое количество названий, кличек, пословиц и поговорок, посвященное этому животному, говорит о том, что медведь для русского человека – не просто зверь из дремучего леса. Он является самым ярким и значимым представителем тотемного животного на Руси. 

В то же время, медведь – это единственное животное, которое не имеет собственного имени на Руси. Медведь – ведающий (знающий) мёд - скорее прозвище. В среде лингвистов существует мнение, что в древней Руси существовал запрет на произнесение имени этого животного, так как оно священно. До наших дней дошли «шуточные» правила предков относительно медведя. Их два. Первое: не называй имени медведя. Второе: никогда не называй имени медведя. В современном мире это может выглядеть шуткой, но во времена древних славян этот наказ воспринимался настолько всерьез, что исследователи-лингвисты до сих пор не могут определить, какое имя было у этого животного. Затерялось оно в веках. Существующие запреты на произнесение имени медведя и поедание его мяса, традиции украшать избы и предметы быта фигурками этого животного, создание специальных школ для медведей и др., - всё это говорит о том, что существовал на Руси некий культ медведя. Образ медведя обожествлялся. Любовь к этому животному в памяти русского, и других народов в настоящее время выражается даже в том, что почти у каждого ребенка в каждом поколении есть в детстве мягкая игрушка в виде медведя. Кроме игрушек, символ медведя широко используется в современном мире – он есть на изображениях гербов городов, политических партий, ему устанавливают памятники, он являлся символом олимпиады в Москве 1980 года, и белый медведь - одним из талисманов игр в Сочи в 2014 году.

В русских народных сказках медведь как персонаж, главный или один из главных героев – явление часто встречающееся. В сказке А.С. Пушкина главная героиня – медведиха, то есть женская ипостась той могучей силы, которую олицетворяет хозяин леса.

Сюжет сказки драматичен. Содержание сказки повествует о том, что в один из теплых весенних дней медведиха вывела утром медвежат на прогулку. Но вскоре пришел мужик с рогатиной. Убил медведиху, а медвежат посадил в мешок. Сделал он это ради денег – решил преподнести в подарок жене медвежью шубу и троих медвежат, которых можно продать. Узнав об этом, медведь в лесу запечалился. Со всего леса пришли звери его утешить.

Обращает на себя внимание тот факт, что А.С. Пушкин называет главную героиню не общепринятым понятием «медведица», а - «медведиха». Благодаря этому сразу обозначается ее статус – она не просто житель леса, а медвежья жена и мать «милых детушек». Таким образом, с первых строк произведения автор выделяет особую ценность семьи. Ничего не предвещает беды: пора «весенняя теплая», зорюшка «утренняя белая». Медведиха выходит на прогулку с медвежатами как счастливая хозяйка счастливого семейства, «погулять, посмотреть, себя показать»:

«Села медведиха под белою березою;
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися».

Но дальше события развиваются драматически:

«Отколь ни возьмись мужик идет,
Он во руках несет рогатину,
А нож-то у него за поясом,
А мешок-то у него за` плечьми».

Мужик с рогатиной у А.С. Пушкина не имеет имени, он обезличен на протяжении всего текста сказки. Подчеркивается его агрессивность – кроме того, что в руках у него рогатина, так еще и нож за поясом, и мешок за плечами. Поэтому совершенно естественно, что Медведиха стремится защитить, уберечь от беды своих детей:

«Как завидела медведиха
Мужика со рогатиной,
Заревела медведиха,
Стала кликать малых детушек,
Своих глупых медвежатушек.
- Ах вы детушки, медвежатушки,
Перестаньте играть, валятися,
Боротися, кувыркатися.
Уж как знать на нас мужик идет.
Становитесь, хоронитесь за меня.
Уж как я вас мужику не выдам
И сама мужику … выем».

Медведиха действует отважно, защищая своих детей. Она полна решимости и материнского справедливого гнева, готова вступить в борьбу за своё потомство.  За своих детей она собирается лишить мужика детородного органа. Но проигрывает «догадливости» (хитрости и подлости) мужика:

«Медвежатушки испугалися,
За медведиху бросалися,
А медведиха осержалася,
На дыбы подымалася.
А мужик-то он догадлив был,
Он пускался на медведиху,
Он сажал в нее рогатину,
Чуть повыше пупа, пониже печени.
Грянулась медведиха о сыру землю,
А мужик-то ей брюхо порол,
Брюхо порол, да шкуру сымал,
Малых медвежатушек в мешок поклал,
А поклавши-то домой пошел».

collage

Вот так, хладнокровно и цинично расправился мужик с медвежьей семьей и лишил жизни Медведиху – мать троих детей. Похоже, что делал он это профессионально – знал, куда «сажать рогатину», чтобы убить наверняка. Какие же мотивы у него были? Оказывается, всё просто – деньги. Мужик думает только о прибыли, материальной выгоде. Духовная бедность, страсть к наживе и абсолютное равнодушие к жизни лесных обитателей порицаются Пушкиным:

«Вот тебе, жена, подарочек,
Что медвежья шуба в пятьдесят рублев,
А что вот тебе другой подарочек,
Трои медвежата по пять рублев».

В один момент изменилась ситуация в лесу. Нет больше той идиллии, с которой начиналось повествование.  Теплота, спокойствие, гармония и расслабленность сменяются напряжением, болью, гореванием:

«Не звоны пошли по городу,
Пошли вести по всему лесу,
Дошли вести до медведя черно-бурого,
Что убил мужик его медведиху,
Распорол ей брюхо белое,
Брюхо распорол да шкуру сымал,
Медвежатушек в мешок поклал».

Плач Медведя по своей семье напоминает (и по стилю, и по содержанию) причитания плакальщиц во время похорон, которые были приняты в качестве обязательного обрядового действа на Руси. Эта традиция восходит к временам язычества, когда к похоронным ритуалам обязательно привлекали профессиональных плакальщиц. Присутствие плакальщиц решало сразу несколько задач: 1. Соблюдение традиции прощания с умершим; 2. Отпугивание злых духов с помощью воплей, криков и причитания, чтобы открыть путь душе для перехода в иной мир, по верованиям славян; 3. Помощь в проживании эмоций горевания близким покойного; 4. Эмоциональное «отпускание», завершение мирских отношений с  умершим.

У В.И. Даля, плакальщица (или плачея’, плакуша) – «женщина, которая по найму вопит, воет, плачет, причитает по покойнику, а также заводит, затевает  плачи по невесте на девичниках, зная все причитания и заплачки» [1, c. 119]. Присутствие и количество плакальщиц  подчеркивало статус покойного.

«В ту пору медведь запечалился,
Голову повесил, голосом завыл
Про свою ли сударушку,
Черно-бурую медведиху.
- Ах ты свет моя медведиха,
На кого меня покинула,
Вдовца печального,
Вдовца горемычного?
Уж как мне с тобой, моей боярыней,
Веселой игры не игрывати,
Милых детушек не родити,
Медвежатушек не качати
Не качати, не баюкати».

Интересно, что А.С. Пушкин словно «переворачивает» душевные свойства людей и зверей, меняет местами их способности проявлять сочувствие и сострадание. В сказке «мужик с рогатиной» ведет себя явно не по-человечески, бездушно лишая жизни живое существо, а детенышей оставляя без матери. А лесные звери проявляют лучшие качества души, милосердие и поддержку своему соплеменнику, которого постигла беда.

«В ту пору звери собиралися
К тому ли медведю, к боярину.
Приходили звери большие,
Прибегали тут зверишки меньшие».

Все лесные обитатели сопереживают медведю, они собрались, чтобы выразить ему своё сочувствие, поддержать своим присутствием, разделить его горе. У А.С. Пушкина социальная тема проходит красной нитью через всю сказку. Символически сообщество зверей противопоставляется обществу людей, остро и драматично обозначается вопрос истины и ценностей в каждом из этих обществ. Описание схода зверей подчеркивает эту тему обозначением социального статуса каждого пришедшего:

«Прибегал туто волк дворянин,
У него-то зубы закусливые,
У него-то глаза завистливые.
Приходил тут бобр, торговый гость,
У него-то бобра жирный хвост.
Приходила ласочка дворяночка,
Приходила белочка княгинечка,
Приходила лисица подъячиха,
Подъячиха, казначеиха.
Приходил скоморох горностаюшка,
Приходил  байбак тут игумен,
Живет он байбак позадь гумен.
Прибегал тут зайка-смерд,
Зайка беленький, зайка серенький.
Приходил целовальник еж,
Все-то еж он ежится,
Все-то он щетинится».

На этом сказка заканчивается. Как видим, медведя пришли поддержать представители всех социальных слоев лесного общества.  Кроме медведя-боярина, дворянство представлено волком, лаской, белочкой; купечество – бобром. Есть и чиновничество (лисица подъячиха), и духовенство (байбак – сурок, игумен), и артист (скоморох горностаюшка), и представитель полиции (целовальник еж). Даже низший социальный слой – крестьянство, представлен «зайкой-смердом».

В этой готовности прийти на помощь соплеменнику Пушкин реализует идею соборности русского общества. Свободное духовное единение всех членов общества, основанное на принципах братства, любви к ближнему, взаимовыручки и взаимопомощи, необходимо для выработки жизненно важных решений.

Сказка «О медведихе», как это всегда бывает у А.С. Пушкина,  демонстрирует несколько смысловых слоёв:

  1. Самый очевидный смысл – противостояние добра и зла, доброты и жестокости;
  2. Сказка ставит вопрос о системе ценностей. Ценности истинные и ложные;
  3. Семья, род провозглашается как одна из главных ценностей;
  4. Самое ценное – это жизнь, нельзя её измерять деньгами;
  5. Указание на необходимость единения в духе и наличия готовности к соборности в обществе;
  6. Наличие в мире двух идеологически противоположных систем: системы, где главными являются духовные ценности; и системы, где господствует власть «золотого тельца» и все измеряется деньгами.

Возможно, незавершенность сказки только кажущаяся.  Действительно, в пользу версии незавершенности указывает ряд обстоятельств: сказка никогда не публиковалась, сохранилась только в черновом варианте, представляет из  себя синтез разных фольклорных стилей, и, наконец, не имеет очевидной развязки сюжета. С другой стороны, такой концовкой Пушкин словно задает читателю вопрос – что же делать с таким положением вещей в мире? Как бороться с бездуховностью? Как победить мамону?  Что происходит с системой ценностей человечества? Отсутствие готовой концовки даёт возможность порассуждать каждому на эту тему и предложить свой вариант развития событий.


Литература:

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Том второй. М.: Русский язык, 1978, с.311-312, с. 119.
  2. Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991, с.120
  3. Пушкин А.С.  Собрание сочинений. Том третий. Поэмы. Сказки. М.: Художественная литература, с. 277 – 279

denisova small

Анна Денисова - кандидат психологических наук, действительный член ОППЛ, г. Анапа