Чаще всего люди, побывавшие в условиях боевых действий, попадают на прием к психологу спустя достаточно продолжительное время после того, как перенесли травмирующую ситуацию. Проходит полгода, год, несколько лет. Жизнь сильно поменялась, симптомы травмы не осознавались с одной стороны, с другой стороны субъект психологической травмы, чувствуя у себя различные нарушения сна, пищевого и другого поведения, самочувствия, себе привык объяснять, что после пережитого по-другому и быть не может. В результате на момент визита к психологу психологическая травма уже перешла в посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Работать с ним дольше и сложнее.
Для успешной работы с ПТСР необходима системная работа психологов, психиатров, терапевтов, неврологов, к которым необходимо подключать узких специалистов (гастроэнтерологов, кардиологов, и т.д.) так как последствия тяжелой психологической травмы фиксируются на уровне тела.
В случаях работы по снятию психологической травмы и ПТСР у детей также необходимо подключить к этой работе педагогов, социальных педагогов, работать с учебными заведениями, где обучается ребенок. Так как для полной реабилитации и адаптации к новым мирным условиям жизни нужно вовлечь ребенка в деятельность, обеспечивающую его занятость, развитие, богатство контекста, творчество, двигательную активность.
При работе с взрослыми, пережившими войну также необходимо обеспечить их вовлечение в деятельность. То есть необходимо не только трудоустройство, но и кружковая работа для того, чтобы обеспечить замену сильным негативным эмоциям – последствиям психологической травмы – позитивными эмоциями, возникающими в творческой деятельности, интересном общении.
То есть основные задачи психолога в условиях полной неопределенности и кардинального изменения образа жизни и статуса людей, побывавших в условиях боевых действий, это:
- помочь обрести уверенность,
- получить доступ к ресурсам,
- помочь обрести новую идентичность,
- помочь обрести стабильность в новой жизненной ситуации.
Содержанием психологической работы становится психологическая поддержка, решение психологических проблем, работа с психологической травмой, ПТСР.
Смысл психологической помощи заключается в поддержке и помощи детям и их родителям для обеспечения условий их гармоничного развития и личностной социализации. Ребенок – зеркало, отражающее состояние всей семьи.
Для проведения системной психологической работы с семьями необходимо осуществить следующие этапы работы:
- Выявление проблем, возникающих в семьях людей, переживших военные действия
- Диагностика психоэмоционального состояния ребенка.
- Диагностика психоэмоционального состояния родителей.
- Определение запроса детей и родителей на психологическую помощь.
- Построение программы работы с детьми и их родителями.
- Применение технического инструментария.
- Диагностика психоэмоционального состояния членов семьи после работы
- Подготовка рекомендаций по данному ребенку и его родителям для педагогов.
Как правило, взрослые за психологической помощью обращаются редко. Их больше волнуют бытовые проблемы, неизбежно возникающие при переезде в новое место или при восстановлении территории, где были военные действия. Дети, посещая образовательные учреждения, начинают проявлять там поведенческие последствия психологической травмы, их отправляют к школьному психологу или психологу дошкольного учреждения.
Далее педагог-психолог понимает, что самостоятельно с тяжелой травмой ребенка не справится и направляет ребенка в реабилитационный центр или другое учреждение, где работают травма-терапевты. Ребенка туда приводят родители. И здесь у специалистов появляется возможность донести до родителей ребенка, что у них тоже, скорее всего, психологическая травма, и работать надо со всей семьей. И чаще всего встречает сопротивление, о котором я писала в статье https://psygazeta.ru/rubriki/krizisnaya-psikhologiya-i-psikhoterapiya/2792-osobennosti-professionalnogo-vzaimodejstviya-s-subektom-psikhologicheskoj-travmy.html
Специалисты проводят психокоррекционную работу и терапию с детьми, пережившими военные действия в следующих направлениях:
- Работа с детьми направлена на стабилизацию их психоэмоционального состояния, что невозможно, если родители находятся в нестабильном состоянии, поэтому вся работа должна носить системный характер.
- Работа со стрессом, горем, травмой, гневом и т.д.
- Поиск ресурсов, позволяющих действовать конструктивно в создавшейся ситуации.
- Вовлечение детей в полезную деятельность, наполняющую жизнь смыслом.
- Работа по формированию у ребенка лидерской позиции.
Для того, чтобы качественно провести эту работу, необходимо работать параллельно и с родителями. Если специалисту удалось замотивировать родителей ребенка на работу с психологической травмой, - это наша большая важная победа. Потому что, работая только с ребенком, даже сняв у него полностью психологическую травму и её последствия, мы неизбежно столкнемся с тем, что, возвращаясь в семью, он будет снова травмироваться, общаясь с травмированными родителями.
Очень непросто, но необходимо донести до членов семьи, пережившей военные действия, что: травма разрушает возможность быть счастливым. Важно донести до них, что счастье – это необходимое условие жизни. Что счастье возможно, если снять психологическую травму, ввести понятие счастья как духовной категории, учитывая образованность пострадавших.
Объясняя, что счастье - духовная категория, мы может использовать цитаты, примеры, метафоры, притчи. Например: «Человек рожден для счастья как птица для полета» - Короленко. Или «Цель нашей жизни стать счастливыми» – Далай Лама. Можем приводить определение счастья из энциклопедии:
Счастье –это фундаментальная этическая категория человеческого бытия, состояние высочайшего внутреннего удовлетворения человека условиями своего бытия, полнотой и осмысленностью жизни, реализацией своего человеческого назначения. Счастливой считается жизнь, которая состоялась во всей полноте желаний и возможностей.
Мы объясняем, что счастью мешает психологическая травма, которая проявляется в определенной симптоматике.
Для того, чтобы замотивировать людей, побывавших в условиях боевых действий на работу с психологической травмой, важно дать им возможность убедиться в том, что у них есть травма, и что продолжать жить с психологической травмой, которая возможно уже перешла в ПТСР, опасно, вредно для здоровья, отношений, трудовой деятельности, достижений, семейного благополучия даже теперь в условиях безопасности. Для этого необходимо ознакомить клиентов с симптомами психологической травмы. Как именно это лучше всего сделать, - читайте через некоторое время в продолжении этой статьи здесь в «Золотой Лестнице».
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар