Работа с сопротивлением при оказании психологической помощи вдовам и матерям погибших участников СВО. Тезисы доклада

Инна Силенок

psy pomosh

Вдовы и матери погибших участников СВО неохотно обращаются к психологам как при нормальном, так и при патологическом горевании. Самая сложная задача психолога – это замотивировать их на психологическую работу. При высоком уровне коммуникативной компетентности кризисного психолога – специалиста по психологической травме удается оказать психологическую помощь горюющему клиенту, то есть провести работу с использованием психотерапевтических техник.

Чаще всего удается уговорить на такую работу вдов, сестер, сыновей и дочерей погибших. Матери и братья делать техники чаще всего отказываются. И тогда психологи оказывают психологическую поддержку.

Сопротивление у клиентов проявляется на всех этапах работы с гореванием:

  • Матери и вдовы могут вообще не приехать на прием: им становится плохо физически утром в день назначенного приема, вплоть до вызова скорой помощи, или они засыпаю и просыпаются позже назначенного времени, забывают о назначенной встрече с психологом, у них «нет сил» приехать, а «дома не убрано», чтобы психолог не приехал на дом.
  • В начале встречи клиент готов выговориться, но как только психолог предлагает сделать технику (например, ДПДГ), у клиента начинает болеть голова, он резко устает и начинает проявлять агрессию, или стремится перенести работу на следующий раз, потому что «сейчас уже легче и пора идти»;
  • На этапе десенсибилизации и переработки травматических эпизодов клиент быстро устает или у него перестает падать интенсивность, или он открыто проговаривает неделание работать дальше.

Причинами сопротивления клиента работе с психологической травмой могут быть:

  • Страх, что работа будет продолжаться долго и проходить мучительно.
  • После долгого проживания с травмой страшно расстаться с ней, - что после этого останется в жизни?
  • Сильные эмоции от проживания травматического эпизода «жалко» отдавать. Нет более яркого события в жизни
  • От одних мыслей о психотравмирующей ситуации возникает усталость. Как еще «вариться в этом» дополнительно? Хочется забыть, не трогать, не бередить рану.
  • Стыдно говорить о себе в травматическом состоянии. Не чувствуя себя субъектом, клиент/пациент плохо думает о себе, стесняется представать в таком виде даже перед специалистом.
  • Если травма связана с гореванием, потерей близких, то присутствует вина: «как же я перестану страдать и мучаться? Это нечестно по отношению к умершим/погибшим.
  • Состояние психотравмы «извиняет» за всё, что не делается, не получается. Это как индульгенция за несостоятельность.
  • Через три-шесть месяцев, - у кого как, не снятая вовремя психологическая травма переходит в ПТСР, перестает замечаться, уходит в телесные проявления и привычное поведение, которые не осознаются и не связываются с полученной травмой. Человек начинает бороться с симптомами, а не с их глубинными и теперь уже отдаленными причинами.
  • Чтобы как-то справиться с сильными переживаниями, человек уже нашел способ компенсаций – переедание или «заедание», алкоголь, антидепрессанты, «зависание в планшетах», лежание перед телевизором и т.д. И теперь фокус внимания родственников на этих, их не устраивающих, суррогатах, а не причинах, вызвавших это поведение.

Работа с сопротивлением клиента идет в двух направлениях:

  1. лингвистически с убеждениями на протяжении всей работы, начиная с первого звонка клиента, чтобы записаться на прием;
  2. работа с телесным проявлением сопротивления – с эмоциями и их проявлением в теле в виде ощущений непосредственно во время технических этапов работы.

Естественным бывает сопротивление на последнем этапе работы во время выстраивания у клиента образа его светлого будущего. Проявляется в низких баллах уверенности в новых конструктивных фразах, которые необходимо встроить во внутренний диалог клиента, сделать его убеждениями.

Для лингвистической работы с сопротивлением клиента мы используем косвенные внушения: трюизмы, последовательность принятия, импликацию, подразумеваемое указание, некоторые виды вопросов, контекстуальные внушения, составные внушения, контингентные внушения, отрицание, внушения, связанные с временем, аллюзии, невербальные внушения и метафоры. В кризисной терапии это требует определенных навыков. Здесь особенно важно аккуратно выбирать слова и словосочетания, которые мы говорим, не допускать буквализмов.

Для работы с телесным проявлением сопротивления используется система методов из НЛП, кинезиологии, психокатализа, метода РеТри, ТОТ и других модальностей психотерапии.

Необходимым условием успешной работы с сопротивлением клиента является состояние личной силы психолога или психотерапевта.

Когда удается отработать сопротивление клиента, работа бывает доведена до конца, и психолог чувствует удовлетворение от этой тяжелой достаточно работы.

В ситуации, когда психологу не удается справиться с сопротивлением клиента и работа откладывается до другого раза, которого скорее всего может не быть, у психолога после ухода клиента остается эмоциональный осадок и появляется потребность вынести случай на супервизию.

После проведения супервизии случая клиенты иногда звонят и возвращаются для продолжения психотерапевтической работы.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар