Психологическая помощь семьям, побывавшим в условиях военных действий. Часть 3

Инна Силенок

psy travma

Как мы говорили в первых двух частях этой статьи, важно замотивировать членов семьи, побывавших в условиях военных действий, на работу с психологической травмой. Для этого нужно, чтобы они осознали, что у них есть травма, а возможно уже и ПТСР – посттравматической стрессовое расстройство. Чтобы они убедились в наличии у себя симптомов психологической травмы, мы делаем упражнение, называя медленно по одному симптомы, предложив подумать о том, проявляется ли какой-то из названных симптомов у клиента.

И если проявляется, поставить на бумаге «+». А после оглашения всего списка симптомов предложить посчитать поставленные плюсы. Как правило, их оказывается достаточно много. Мы ранее ознакомили вас с физическими и эмоциональными симптомами, теперь называем когнитивные.

Когнитивные симптомы психологической травмы:

  • Провалы в памяти, особенно о травмирующей ситуации. Вы не помните, что происходило, помните что-то перед ситуацией, или после нее, или вообще весь этот период времени «стерся» из памяти, есть смутное ощущение, страх.
  • Сложность в принятии решений. Не можете сделать выбор, ни один из вариантов не подходит, раскачиваетесь «как маятник». Вроде решили, в последний момент передумали.
  • Снижение способности к концентрации внимания. Не можете сосредоточиться на чем-то, мысли «блуждают» с одного на другое, периодически вообще уводят куда-то, входите в транс, время пролетело, что произошло – непонятно. Делаете все медленно, потому что приходится несколько раз перечитывать задание, несколько раз проверять то, что уже сделали, перескакиваете с одного на другое, не держите в памяти всю логическую цепочку, и т.д.
  • Нарушение мышления может проявляться:
  1. в нарушениях операционной стороны мышления – вы обобщаете предметы и явления по внешним незначительным признакам, или вообще не можете их обобщать,
  2. нарушениях темпа, ритма и произвольного характера мыслительной деятельности. Может проявляться в ускорении мышления (воспринимается как интеллектуальный подъем, особая четкость и ясность мысли, но при этом сочетается с громким голосом, говорливостью, повышенной настойчивостью), заторможенности мышления (проявляется затрудненным образованием мыслей, воспоминаний, представлений, уменьшением общего их числа, однообразием и скудостью содержания. Возникает «чувство отупения, торможения, неясности в голове, ощущение преграды, пустоты, обеднения мысли». Падает мыслительная инициатива, страдает воображение, планирование, снижается способность интегрировать разнообразные суждения, мысли выражаются с трудом, медленно подбираются нужные слова и выражения), тугоподвижностимышления (мыслительные процессы замедляются, затруднен переход от одной мысли к другой или с одной темы на другую, приходят одни и те же мысли, вы «топчетесь на месте», вследствие длительной фиксации предшествующих ассоциаций, их «прилипчивости». Это проявляется в речи (обеднение, повторения) и действиях), закупорке и обрывах мысли (эпизодически возникающие состояния блокады мыслительной деятельности, полного ее прекращения. Вы внезапно замолкаете, мысли прекратились, пустота, не помните, что говорили. Во время чтения можете иногда не узнавать слова. Можете слышать, что вам говорят, но не понимать значение сказанного, забывать, что собирались сделать, прерывать действия. Это происходит на протяжении нескольких секунд, потом мышление восстанавливается), ментизме (ералаш в голове, тысяча мыслей, не запоминается), а также нарушениях, выражающихся речевыми повторениями.
  3. нарушениях личностного компонента мышления – витиеватость (слишком пространно рассуждаете, излишне для понимания излагаемой мысли), соскальзывание (иногда вы неожиданно переходите от одного содержания к другому по случайной ассоциации или несущественному для конечной цели рассуждения признаку, затем возвращаетесь к теме разговора), резонёрство (начинаете делать банальные нравоучения, приводить известные изречения, при этом отклоняетесь от темы разговора), разноплановость (объединяете в речи несочетаемые понятия), аморфность (люди не понимают, о чем вы говорите), разорванность (делаете несколько умозаключений не связанных друг с другом, отсутствие логики).
  • Искажение восприятия происходящих ситуации. Вы считаете себя виноватыми в ситуации. На вас напали, а вы «сами виноваты». Мистифицируете ситуацию, стыдитесь того, что произошло, считаете себя «плохим, раз с вами случилось такое»

В результате невозможно учиться, работать, общаться на всех уровнях, достигать целей, реализовывать потребности в развитии.

Экстремальные симптомы – как правило проявляются у людей, побывавших в условиях военных действий.

  • Замедленная реакция на травматическое событие. Симптомы начинают проявляться не сразу, а спустя время после травматического события.
  • Навязчивые идеи. Повторяются тревожные мысли, которые хочется обязательно проверить, приходят в голову одни и те же идеи, их хочется обязательно воплотить.
  • Воспоминания или кошмары. Возникают и днем и ночью в виде коротких фрагментов, картинок (как статических так и динамических), голосов, звуков, запахов, во рту может появиться специфический вкус, сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, вы можете проснуться в поту, и/или кричать во сне.
  • Внезапные эмоции, связанные с травмирующим событием – страх, тревога, стыд, вина, обида, гнев.
  • Амнезия – вы не помните травматический эпизод, или его часть, или вообще всю ситуацию. Также можете не помнить, что с вами происходило весь период времени, когда вы получили психологическую травму. После травмы вы можете забывать многие происходящие события чаще, чем это было с вами до травмы.
  • Избегание ситуаций, напоминающих исходное событие. После того как сильно пострадали в автомобильной аварии, не только не садитесь за руль, но и не хотите ездить в автомобиле даже в качестве пассажира. Если были в метро во время теракта, то потом не можете ездить на метро, и так далее.
  • Депрессия. Общая подавленность, чувство безнадежности, мысли о смерти своей и близких, значительное снижение общего тонуса, отсутствие мотивации действовать, печать и усталость.
  • Чувство вины. Вы считаете себя виноватым и в том, что попали в травматическую ситуацию, и в последующих менее значительных трудностях и неприятностях вините себя. «Вы во всем виноваты».
  • Реакции горя. Сильная печаль, боль, гнев, слезы. Реакция горя может идти по сценарию естественного горевания и патологического горевания. Естественное горевание проявляется в наборе симптомов, детально описанных ЦЭПП МЧС России:

«- Соматические нарушения: - нарушение сна, аппетита - дыхательные и мышечные спазмы - симптоматика болезни, от которой умер близкий и др.

- Нарушения в эмоциональной сфере: - чувство вины (зачастую - доминирующее) - опустошенность - поглощённость образом умершего - идеализация умершего - чувство брошенности, вызывающее злость;

- Нарушения в познавательной сфере: - нарушение памяти, внимания, мышления;

Естественное горевание идёт в четыре стадии:

  1. Стадия шока и оцепенения (от нескольких сек. до нескольких дней). Может закончиться острым реактивным состоянием;
  2. Стадия страдания и дезорганизации – острое горе (6-7 нед.). Работа по переживанию горя становится ведущей деятельностью
  3. Стадия остаточных толчков и реорганизации (до года). Утрата постепенно входит в жизнь;
  4. Стадия завершения (1-1,5 года после утраты). На смену горю приходит печаль».
  • Измененное чувство времени. Течет бесконечно, или пролетает очень быстро, нарушение периодизации, путаете десятилетия, меняете хронологию событий, не можете вспомнить, когда что-то происходило, в голове «мешанина из событий», что было сначала, что потом – не можете выстроить в памяти.
  • Слишком острое реагирование, в том числе внезапный неспровоцированный гнев. Патологическое горевание проявляется в отсрочке реакции и искаженных реакциях. Согласно методическим разработкам ЦЭПП МЧС России, отсроченная реакция проявляется в том, что человек может не обнаружить своего горя в течение значительного времени (неделя и больше), если на момент утраты перед ним стояли какие-то очень важные задачи или же все его внимание было сосредоточено на поддержке других. Искаженная реакция может проявляться в повышенной активности без чувства утраты, появлении у горюющего симптомов последнего заболевания умершего, психосоматических заболеваниях, социальной изоляции, появлении враждебности против определенных лиц, эмоциональных реакциях вины, обиды, агрессии, тревоги, утрате социальной активности, ажитированной депрессии с суицидальным риском. Основными видами патологического горя являются: «вечное» горе, отсутствие горя, депрессия, идентификация себя с умершим.
  • Общее беспокойство. Постоянна фоновая тревога, «места себе не находите», что-то может пойти не так, вы с чем-то можете не справиться, отсутствие спокойствия.
  • Бессонница. Не можете заснуть. Лежите, мучительно о чем-то думаете, крутитесь, вам неудобно, холодно, жарко, приходят какие-то мысли, не дающие уснуть. Если заснули, просыпаетесь среди ночи и больше не можете уснуть. Это не разовые проявления, а постоянные, вы уже боитесь ночи, потому что мучительно не можете нормально спать, выспаться, отдохнуть.

Поведенческие последствия психологической травмы

  • Токсикомания. Употребление психоактивных веществ. Алкоголизм, наркомания.
  • Навязчивые формы поведения.
  • Саморазрушение и импульсивное поведение. Режете себя, бьете себя, бьетесь головой об стену,
  • Неконтролируемые реактивные мысли.
  • Диссоциативные симптомы - могут проявляться утратой отдельных воспоминаний и собственной идентичности, чувством отчуждения собственного тела или своеобразными изменениями сознания.
  • Чувства неэффективности, стыда, отчаяния, безнадежности.
  • Нарушение чувствования. Дихотомия: «Ничего не чувствуете» или очень сильные эмоции и ощущения сверх меры.

После зачитывания симптомов психологической травмы мы предлагаем участникам групповой терапии подсчитать плюсы. И после этого они, как правило, понимают, что травмированы и готовы делать упражнения, которые вы им предлагаете, или сразу записываются на индивидуальный прием.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар