Профессиональная деонтология при психологической работе с членами семьи участника СВО. Часть 2

Людмила Озерова

deontologija

Продолжим рассматривать разные аспекты профессиональной этики работы психолога с членами семьи Военнослужащего – участника СВО. Начало статьи читайте в номере за 22 января 2024 года.

Бригадный подход и включенность в междисциплинарную, межведомственную систему:

Экстренная психологическая помощь осуществляется в системе межведомственного взаимодействия. Это работа в команде специалистов различных профилей. В связи с этой особенностью работы психолога экстренной психологической помощи особую значимость приобретает принцип компетентности, точнее пункт 2.1 «В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь».

Первостепенной является задача координации действий психолога с работой других специалистов (врачей, спасателей, пожарных и др.). Например, психологу, осуществляющему оказание экстренной помощи несовершеннолетним, пережившим психотравмирующее событие, необходимо координировать (в том числе согласовывать) свою работу (помимо родителей (законных представителей) ребенка) с работой в отношении несовершеннолетних со стороны медицинских работников, иногда спасателей, представителей Следственного комитета, полиции, специалистов Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, педагогов, администрации образовательной организации и пр.

Эффективность работы кризисного психолога во многом зависит от понимания организационного контекста, существующих процедур, доступных служб поддержки, точности информации о том, что будет происходить, где и как могут быть получены те или иные услуги.

Сбор и обеспечение клиента этой информацией является одним из ведущих факторов адаптивного совладания с чрезвычайной ситуацией [4]. Ошибкой психолога является противопоставление себя пострадавшим. С первых минут вхождения в школу психологи, оказывающие экстренную психологическую помощь, должны вливаться, встраиваться в существующую систему, не нарушая ее жизнеспособности и жизнедеятельности.

Работа по оказанию экстренной психологической помощи зачастую осуществляется группой специалистов. С этим связаны и системные аспекты функционирования группы, требования к сплоченности и гибкости самой системы команды психологов. Особое значение приобретает иерархия, налаженная система взаимодействия в команде. Оперативная группа становится единым целым и должна выполнять четко поставленные задачи.

В поле оказания помощи оказываются не только специалисты различных помогающих профессий, но и журналисты, освещающие происшествие. При взаимодействии со СМИ необходимо предоставление информации безоценочным и экологичным для всех участников способом. Следует учитывать целый ряд пунктов этического кодекса, касающихся конфиденциальности (особенно в случае несовершеннолетних, не всегда (впервые в жизни столкнувшихся с кризисной ситуацией), понимающих последствия того или иного высказывания, заявления, произнесенного для широкой аудитории). Принцип конфиденциальности, прежде всего, связан с целями обеспечения защиты, достоинства и благополучия клиентов. Хотя в большинстве случаев представители СМИ действуют корректно, к сожалению, иногда встречаются самые изощренные случаи «охоты за информацией».

Мобильность:

Работа психолога зачастую осуществляется либо на месте чрезвычайной, кризисной ситуации, либо на базе организации (учреждение здравоохранения, образовательная организация, иное гос. учреждение), привлеченной для ликвидации последствий экстремальной ситуации; организации помощи в кризисной ситуации. Полевая работа и особенности такого сеттинга имеют следствия как для консультативного процесса, так и для этических аспектов работы.

Согласно пункту VI принципа конфиденциальности, «клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц», однако зачастую работа психолога проходит в общем пространстве. Тем не менее, пространство для работы должно быть организовано. И не только пространство работы, но и пространство жизни специалистов. Например, питание и отдых психологов должны осуществляться в закрытом для пострадавших пространстве, чтобы не искушать и не спровоцировать эмоциональные реакции типа «у нас горе, а они тут отдыхают и чай пьют».

Особые требования к профессиональным и личностным качествам психолога:

Работа специалиста экстренной психологической помощи предполагает гибкость в принятии решений (например, план работы с пострадавшими может корректироваться несколько раз в течение дня в связи с особенностями протекания острых стрессовых реакций, недостатком, переизбытком информации, необходимостью ее верификации) и вариативность форм работы (в зависимости от специфики ситуации, места оказания экстренной психологической помощи, возраста пострадавших).

Отмечается затрудненность в планировании профессиональной деятельности (экстренные и кризисные ситуации возникают неожиданно, специалисту необходимо планировать свою деятельность с постоянным учетом риска возникновения экстренных ситуаций в любой период времени). В связи с этим существуют требования к профессиональному образованию и специальному обучению в области экстренной психологической помощи, а также непрерывному повышению квалификации. Каждый случай уникален, поэтому важно, чтобы психолог экстренной психологической помощи был достаточно гибким.

Для повышения эффективности деятельности психологи оперативной группы, как правило, работают в парах, куда входят опытный и более молодой психолог. Такая стратегия зарекомендовала себя как эффективная в целях обучения и обеспечения компетентной работы. Менее опытному психологу предоставляется возможность вести работу, но в случаях затруднений более опытный психолог должен иметь возможность вовремя подключиться и скорректировать ситуацию.

Чувство поддержки, возможность получения помощи и обратной связи являются неотъемлемыми составляющими безопасного для психологов и клиентов приобретения опыта в сложной деятельности экстренной психологической помощи и отражает организационный аспект реализации принципа профессионализма этического кодекса психолога экстренной психологической помощи.

Повышенное стрессовое воздействие на личность самого психолога:

Оказание экстренной психологической помощи, особенно в период острых стрессовых реакций большому количеству вовлеченных в переживание психотравмирующего события, может вызвать чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение у психолога. Некомфортные условия труда — недостаток удобных помещений для работы, невозможность/сокращение перерывов на отдых и прием пищи, повышенный фон эмоциогенных воздействий — также может приводить к истощению ресурсов специалиста. Требования сохранения профессионализма, а также забота о психическом здоровье сотрудников и клиентов диктует особую организацию работы Службы экстренной психологической помощи, в процесс деятельности которой заложен обязательный шеринг после мероприятия и супервизии.

deontologija 2

Работа с группой

Часто работа психолога в рамках оказания экстренной психологической помощи происходит с группой (учащихся, родителей, детей, пострадавших при ЧС, и др.). В связи с этим особую значимость приобретает принцип ответственности, согласно которому «Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом», психолог должен воздерживаться от публичных оценок.

Пример: одной из реакций горя является поиск виноватого. При возникновении таких вопросов психологу следует сгладить ситуацию: «Идет следствие (разбирательство). Пока заключения нет, мы пока не можем говорить о причине произошедшего».

Специалисты, проводящие мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи, в значительной степени вовлечены в обеспечение этичного и понимающего поведения в группе. Понимая и проводя информирование о логике переживания, о том, как по-разному могут проявляться чувства, психолог вносит вклад в культуру этического поведения и проводит профилактику девиаций в группе. Так, помимо принятых в культуре реакций печали, плача на смерть близкого, в некоторых случаях возможны в качестве первичной реакции и другие формы проявления горевания, например, смех или бравада.

Пример: после смерти одноклассника все ребята были подавлены. Только одна девочка не только не демонстрировала признаков горя и печали, но постоянно шутила и смеялась. Учительницу разозлило такое поведение, и она назвала девочку «эмоциональным уродом». Нетипичные эмоциональные реакции нередки. Этот случай показывает необходимость психологического просвещения, в т. ч. ближайшего окружения людей, переживающих психотравмирующее событие.

Информирование о том, что человек может смеяться и таким образом выражать страх, что это может происходить по разным причинам — например, в силу культурной нормы, что «мужчины не плачут», — приводит к тому, что члены группы с гораздо большей корректностью относятся друг к другу, к нетипичным реакциям на острую стрессовую ситуацию. Причем эта информация должна быть донесена не только непосредственно в группе пострадавших, но и представлена ближнему кругу вовлеченных в переживание психотравмирующей ситуации с целью получения корректной реакции и взаимной поддержки пострадавших.

Принятие этических решений и этические дилеммы

Пункт 3.3. принципа ответственности касается решения этических дилемм. «Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе».

Ответственная практика предполагает, что действия психолога являются обоснованными, поддерживаются интервизиями и супервизиями, что психолог осведомлен о научно-практических инновациях и подходах, проходит непрерывный процесс самоисследования и работы над собой (в частности, собственную терапию), а также открыт множественности ответов на этические вопросы. Последнее приобретает особую значимость, учитывая многочисленные этические дилеммы, с которыми сталкивается психолог экстренной психологической помощи.

Как правило, этические кодексы профессиональных организаций являются общими и неспецифичными. Поэтому от собственного этического сознания психолога и его навыков решения этических проблем зависит то, как наполняются и переводятся на практику общие положения. По точному замечанию Welfel (2006), этический кодекс меньше всего напоминает кулинарную книгу готовых рецептов профессионального поведения психолога. Скорее он предназначен для общего руководства и ориентации специалиста в этическом поле профессиональной деятельности. Handelsman, Gottlieb, Knapp (2005) подчеркивают, что становление этического самосознания специалиста предполагает нечто большее, чем четкое следование правилам.

Конкретная ситуация клиента может быть уникальной и требовать своего собственного этического решения. Неудивительно, что процесс решения специалистом этической дилеммы выделяется сегодня в отдельную сферу и широко обсуждается.

Проблематика профессиональной этики находится сегодня на подъеме как в России, так и за рубежом. Появляются этические кодексы психологов разных направлений и типов работы. Экстренная психологическая помощь, оказываемая в ситуации страдания, кризиса, чрезвычайного происшествия, обладает рядом особенностей, которые выводят на первый план тот арсенал внутренних средств, которыми психолог может руководствоваться для эффективной работы. Среди них оказываются знание и признание этических норм и навыки решения этических дилемм, которые могут оказываться чрезвычайно острыми и значимыми в период кризиса.

Мы полагаем, что экстренная психологическая помощь уже в должной мере выделилась как отдельная область, чтобы разработать и осмыслить собственный этический кодекс, который бы учитывал специфику работы психолога в чрезвычайных ситуациях.


usupova small

Людмила Озерова - психолог, руководитель научно-методического сектора ГБ СРБ РЦППМСП, координатор региональной антикризисной команды, экспертный член МОО РПП, президент регионального отделения МОО РПП в Республике Башкортостан