Почемучка для взрослых

Лилия Гадель

na beregu

Она давно уже совсем большая. Не замужем и без детей. Возможно, некоторым это трудно представить, но она радуется каждому дню жизни и может легко назвать себя счастливым человеком.

Она отдает себе отчет, что многие назовут ее феминисткой, потому что это не нормально – быть без мужа и детей, но при этом не рвать на себе волосы от горя. Нет, она обычная, нормальная женщина с очень традиционными взглядами на жизнь и семью, любит детей и домашний уют. Просто дети и семья для нее не являются самоцелью.

Когда посторонние люди (случайные знакомые или давно не видевшие ее не случайные знакомые, врачи, и особенно гинекологи) слышат о ее статусе, то что-то странное происходит с их лицами. Глаза такие становятся, словно в них отражается вся жалость мира, улыбка пропадает, иногда ей приходится отклоняться от сердобольных объятий. Странное дело, ей сразу самой хочется этих людей приободрить, она почти виноватой себя чувствует за такое печальное преображение лиц. Потому что все эти люди считают два этих факта женской жизни трагедией. А она не считает.  Получается такая нестыковка, когнитивный диссонанс, не литературно выражаясь.

Раньше она даже теряла психологическое равновесие, ей было неловко оттого, что она не чувствовала себя несчастной, закрадывались подозрения насчет собственного психологического здоровья. Дважды она поддалась всеобщему психозу вокруг ее женской нереализованности. В первый раз она сделала операцию под названием лапароскопия. Это было под влиянием двух факторов. Первый: любовь. И если любовь, то надо иметь плод этой любви, это же естественно, с кем же еще? Второй: гинекологи просветили ей мозги на тему того, как у нее все в этом плане запущено, поэтому лапароскопия ее спасет, особенно, если она сделает все, чтобы забеременеть в течение шести месяцев после операции.

Итог. Первый фактор перечеркнул второй. То есть операцию она сделала, а фактор «любовь» сказал, что женщины, родившие ребенка, не способны любить мужчин, поэтому ему такие женщины не интересны. Тут, конечно, «самадура», это понятно. Но, с другой стороны, не случись бесполезной операции, она потратила бы еще больше времени на никчемного с точки зрения продолжения жизни на земле человека. Мадам чуть умнее воспользовалась бы образовавшимися после операции обязательствами перед организмом. Такая мадам шустро включила бы поисковую систему на всю мощь и кого-нибудь нашла. Но это не ее случай. Она расстроилась, рассталась с первым фактором и ушла в одиночный полет и хандру, ну и целибат заодно, забыв о мужчинах больше, чем на полтора года.

Потом был гражданский брак, отношения, но беременности так и не случилось.

Второй экспириенс над собой случился уже на взрослую, сорокалетнюю голову. Встретилась ей гениальная и очень дорогая женщина-гинеколог, у которой беременеют все, за исключением лиц мужского пола. Доктор быстро вправила ей неполовозрелые на тему детей мозги, и она сказала «да» сложному и неестественному процессу зачатия. Началась подготовка к очень важному событию под названием «ЭКО». Гормоны, витамины, анализы всего и вся. Заметьте, никого не волновало, что мужа нет, любовника нет, вопросы по здоровью еще как есть, а все остальное неопределенно и вообще больше похоже на «жизнь с нуля». Все нормально! Подлечат, подгонят, а банк спермы на что! Надо, надо, надо!

На девятом месяце всего этого процесса подготовки (символично, однако) она вдруг сказала себе: Стоп! Села, выдохнула и задала себе несколько вопросов. «Я хочу ребенка?» Задумалась. «Я готова ко всему этому театру, который начинается с банка спермы?» Нет. «Я готова ко всему, что этот процесс принесет в мою жизнь? Экономически, физиологически, территориально и т.д.» Нет. «Я вообще счастлива от всего происходящего?» Нет. Так почему я всё это делаю (далее непереводимый фольклор)?

Сквозь слезы она долго продиралась к пониманию своих действий, заодно почистив пару конюшен, смежных с данным аспектом жизни. Да, она закрыла этот вопрос.  Нет, она не против материнства, но против насилия над собой. Это не ее желание – вот один из простых и не самых болезненных ответов. Ага, «самадура», тут тоже понятно.
 
Этот вопрос-обязанность про материнство сидел в ней годами, только не в папке «Хочу», а в папке «Надо». Эти две папки никак не соответствовали друг другу. Может быть, потому что часто в «Надо» совсем не то, чего хотим именно мы? Поразительная догадливость, не так ли?!

Сколько таких задач мы тащим на себе, они не вдохновляют, не радуют, не делают нас счастливыми. Чужие стандарты, убеждения, чужие цели и представления о жизни. Жизнь наша, а цели не наши. Вот покупаем машину на свои кровные, и кто-то другой нам диктует, куда мы на этой машине должны ездить, а куда и колесом не вертеть. Нормально ли?  Не случись этого второго эпизода войны на тему «поймай детородную функцию за хвост», она не нашла бы главного вопроса, который дает ответы на все ситуации. И этот простенький, знакомый лет с двух вопрос звучит… «почему?».

Это гениальный вопрос, которым мы заражены и заряжены лет до 5-6. Сводим с ума всех взрослых в радиусе всех родственных и соседских связей. Нам очень важно понять: по-че-му. А потом благополучно излечиваемся, то есть взрослеем. Останься мы почемучками во взрослом состоянии, многих ошибок, проблем и трагедий можно было бы избежать, ну, или хотя бы смягчить удар по траектории судьбы.

Для нее вопрос рождения детей лишь один из многих, которые требовали к себе занудного ребенка-почемучку. Уверена, и у вас есть такие. Почему работаю там, где работать не хочу, почему иду на неприятный для меня компромисс, почему терплю унижения от мужчины, почему поддаюсь дешевым манипуляциям, почему предаю себя и мечту не по разу.

Только знаете, взросло-мудрые ответы типа «так надо» и «да потому что» - это как раз «детский сад» в худшем виде. Важно задавать этот вопрос, продираясь сквозь нелогичность связей, узлы смыслов и подмены понятий. Почему, почему, почему на каждый ответ! Не лукавя (зачем же врать самому себе и о себе?), не стесняясь самых потаенных своих пыльных скелетов. До тех пор, пока не наступим на дно всей цепочки, пока не найдем истинное намерение того, что делаем или не делаем. Там, на самом дне, и лежит бесценная жемчужина причины каждого нашего действия. Интересное наблюдение: если в принципе разобраться со своим внутренним бардаком, то цепочки становятся короче, действия точнее, результаты действий лучше, да и жизнь заметно преображается. Это все потому, что появляется определенность и понимание желаний и действий.

В детстве нам важно познать внешний мир - большой внешний мир нас меняет, развивает и насыщает. Такое нормальное влияние извне. С возрастом, а точнее, с ростом (у каждого в свое время, как оказалось!) направление другое: ответы, которые мы находим внутри себя, меняют нас и мир вокруг. И это направление изнутри намного мощнее и важнее - это действия созидателя, а не простого биологического механизма. Надо только иметь смелость задавать себе один простой вопрос.


petrenko small

Лилия Гадель - психолог, телесный терапевт, тренер по снижению веса, журналист, общественный деятель, г. Москва