Унесенная ветром

Инна Силенок

apetit

Сейчас время, когда у людей актуализируются психологические травмы. Обращается клиент с психологической проблемой, начинаем разбираться, уточнять симптом, выявлять триггер, запускающий этот симптом, и выявляются достаточно интересные «сцепки» ситуаций, повлиявших на возникновение проблемы – запроса, с которым обратился клиент. Хочу поделиться несколькими интересными, как мне кажется, для коллег случаями.

Ко мне обратилась девушка 23 лет с проблемой избыточного веса. Причем она не ест больше, чем обычно. Но она значительно снизила двигательную активность, подвижность. У нее сидячая работа, - все время за компьютером из дома, онлайн. И она практически перестала выходить из дома, перестала ходить в спортзал. Она оборвала общение с подругами. Когда они ей звонят и куда-то приглашают, она отказывается и даже заблокировала недавно телефон от их звонков. Я спросила, что вызвало такую сильную реакцию. Девушка задумалась и сказала:

- Меня раздражает, когда люди годами не решают свои проблемы. Мне подруга 4 года назад жаловалась на проблему и до сих пор ничего не изменила в своей жизни. У нее как не было цели, так и нет, и она ничего не меняет.

Я спросила:

- Когда Вам позвонила подруга и Вы ее заблокировали?

- Около месяца назад. Чуть меньше.

- Вы сейчас об этой ситуации вспомнили, сколько баллов раздражения по 10-бальной шкале Вы чувствуете?

- Семь-восемь.

- Довольно высокие баллы. И вы поэтому заблокировали телефон?

- Наверное, да. Не знаю.

- Людей обычно раздражает в других людях то, что у них тоже есть, но они не могут это себе позволить. Это как-бы запрещено, находится в теневой части личности. Что бы это могло быть?

- Не знаю.

- Тогда давайте пока разберемся с тем, что запускает это раздражение. Обычно раздражение запускает какой-то страх. Он возникает за мгновение до раздражения и его не успевают заметить. Вспомните опять свое раздражение в этой ситуации и как-бы зайдите мысленно назад. За мгновение до раздражения. Что там с Вами происходит?

- У меня словно горит нижняя часть лица. Горит и покалывает.

- Какая это эмоция?

- Похоже на страх или сильную тревогу И ощущение, как будто на лице внизу красная сыпь. И она колется.

- У Вас когда-то была такая сыпь в нижней части лица?

- Вроде, нет. Но ощущение было такое.

- А когда такое ощущение сыпи внизу лица и этой тревоги или страха было в прошлый раз – самый недавний случай?

- Три дня назад. Мама позвонила и сказала, что папа уже взял билеты и уезжает добровольцем на фронт.

- И вы почувствовали страх и тревогу и у вас закололо внизу лица?

- Да.

- А раньше Вы с мамой или папой на эту тему говорили?

- Месяц назад папа сказал, что пойдет добровольцем на фронт и стал заниматься подготовкой.

- Когда Вы об этом узнали месяц назад, что вы почувствовали?

- Похоже, это же покалывание внизу лица и такую же зыбкую тревогу, страх.

Мне стало понятно, что запустило этот процесс набора веса, уклонения от общения. Но это мне понятно. А важно, чтобы стало понятно клиенту, и подсказок с моей стороны быть не должно, иначе работа может не дать должного эффекта. Поэтому я продолжаю выявлять эпизоды, когда у клиентки появлялись страх-тревога, сопровождающиеся покалыванием внизу лица. И девушка вспоминает вдруг эпизод, когда к ним домой (ей было 14 лет) ворвался пьяный сосед с ножом и грозился убить ее, ее маму и младшего брата. Это была травматическая ситуация с реальной угрозой жизни, страх 10 баллов. Ее мы перерабатываем как травму, делаем мою авторскую версию ДПДГ. Но пока не встраиваем полезные убеждения, еще рано. Надо понять, как все происходящее связалось с едой, набором веса, уклонением от общения и так далее. И я предлагаю, вспомнив покалывание внизу лица и страх, который при этом есть, найти еще более раннюю ситуацию. Клиентка не помнит. Тогда я предлагаю назвать первую ассоциацию, связанную с этим покалыванием. Какой это может быть запах?

- Манной каши.

- Картинка?

- Бабушка на кухне.

- Возраст?

- Не знаю, может лет пять или меньше.

- Что бабушка говорит?

- Если не будешь есть кашу, станешь легкая и тебя унесет ветром.

- Испугались?

- Да.

Теперь есть первый эпизод, мы работаем с этим эпизодом, делаем коллапс якорей, на мощных ресурсах возвращаемся назад в ситуации последнего месяца, там все решаем. Убираем страх с покалыванием нижней части лица, встраиваем полезные убеждения. Клиентка готова прямо сейчас идти в тренажерный зал, разблокирует подругу. Ей понятно, что эта реакция «заедания» и «замирания» с уходом от общения, это было «чтобы ветром не унесло», то есть реакция на мощную стихию, когда ты не можешь что-то проконтролировать. В данном случае, не можешь обеспечить папе безопасность, когда он будет на фронте.

Сколько раз я работала с сидением клиента или клиентки над тарелкой с кашей в раннем возрасте. Сколько разных при этом судьбоносных выводов делали дети тогда и как по-разному это влияло на их жизнь. И вот еще один необычный случай.

Через некоторое время я представлю вашему вниманию еще один интересный случай из моей практики.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар