(Не)страшный страх

Лилия Гадель

strah1

Знакомые с природой или, как минимум, с собственным садом на даче, знают, что бывают такие вредные сорняки: их дёргаешь, а они не ломаются, не рвутся. Потом находишь слабое место, гнёшь-гнёшь, вырываешь, а он берёт и ломается у корня. Можно ещё лопатой копнуть, подковырнуть, дёрнуть, и тут окажется, что часть корня всё равно осталась в земле. А это значит, что растительная вредина прорастет заново, размножится и сведёт на нет все ваши усилия по обустройству сада.

Страх ведёт себя, как цепкий, вездесущий, бессмертный сорняк. Любой наш страх, казалось бы, поддается терапии, проработке, коучингу, психоанализу, чему угодно. Да, разработаны десятки методик и техник, помогающих так или иначе справиться со страхом. Да, они не универсальны, потому что мы все очень разные.  Порой, психологические методы помогают временно усмирить страх, но у него много жизней. Он занял свою территорию, свою плодородную почву, в которой рос и процветал годами, порождая сопутствующие страхи, которые так же находили себе уютные местечки в сложной системе под названием человек, личность, живое существо. Можно ли его убить, искоренить навсегда? Бывают ли люди без страха? Ответ – нет! Это не значит, что надо всё оставить по-прежнему: боимся начать новую жизнь – и ладно; не получается защитить свои границы и сказать «нет» – пусть; боюсь осуждения и мирюсь с насилием – многие так живут… Нет, вовсе нет!

Страху как сорняку требуется почва. И вот с ней-то, с этой почвой, и надо работать. Как только почва станет неплодородной для определенного страха, он потеряет источник питания и успокоится хотя бы на время. Человек и страх всегда вместе, можно сказать, что все страхи произрастают из страха смерти, который в определенных ситуациях является движущей силой жизни. Так что исключить его проявления не представляется возможным, испытывать страх нормально: жизнь преподносит новые испытания, и страх может появляться в разных формах, к которым человек не готов. Важнее не дать появившемуся страху пустить ростки и запустить физиологические процессы в организме, не дать ему шанса стать парализующей силой и испортить здоровье. Лучше сделать его своим союзником, а для этого страх необходимо осознавать, видеть, отслеживать появление страхов в жизненных ситуациях. Страх покажет, где провал, где для него обнаружилась теплая норка, и куда необходимо направить стрелы ресурсов, помощи, терапии у специалиста.

Всё, что мы считаем врагом, и против чего боремся, нас разрушает, отнимает силы и зачастую нас же и побеждает. Увы, в случае со страхом мы просто боремся с сорняком-многолетником. Это парадокс, но бороться в принципе проще, чем дружить! Борьба требует движения по беспощадной прямой, однонаправленных действий и эмоций. Не борьба, а дружба, сотрудничество требуют гибкости, принятия, умения быть разным, пластичности, изобретательности и постоянного внимания. При этом есть ещё один парадокс: борьба за победу истощает, лишая сил и энергии, тормозит, крадёт время жизни. А дружба, прежде всего с собой, и всеми своими частями личности, развивает, даёт новые ресурсы, открывает новые возможности, делает нас психологически здоровыми людьми.

radost

Набившие оскомину фразы «прими себя» и «полюби себя» для многих звучат как что-то непонятное и абстрактное, а порой люди воспринимают эти слова в извращенном смысле – как неконтролируемую вседозволенность. Принять и полюбить себя - это про понимание ценности себя со всеми «составляющими и вытекающими», восприятие себя живым меняющимся организмом, цель которого выжить, несмотря на страхи и трудности. И, продолжая растительную тему, - это про умение работать с собой как с живым садом: видеть красоту и несовершенства, питать и удобрять почву, поливать ростки прекрасных цветов и полезных плодов, контролировать сорняки, жить в ладу с природой и сезонами. Жить на радость себе, окружающим и миру, творить себя и свою реальность.


petrenko small

Лилия Гадель - психолог, телесный терапевт, тренер по снижению веса, журналист, общественный деятель, г. Москва