Ко мне на консультацию пришла Светлана – молодая симпатичная женщина – руководитель, мать двоих детей. У неё возникли проблемы со старшим – Алешей. «Алеша все время просит у меня деньги. И мне не понятно на что», - Светлана выглядела огорченной. –
- И много денег он у Вас просит? - спросила я.
- Не много, по двести рублей, но каждый день, иногда даже по два раза в день.
- А он говорит, на что ему нужны деньги?
- Говорит. То на пиццу, то они куда-то идут с ребятами, и ему нужно на карманные расходы, то он хочет какой-нибудь журнал купить, то они скидываются на подарок своему товарищу.
- Вы не согласны с этими расходами?
- Я не считаю их обязательными, необходимыми. Дело не в том, что у нас нет денег или проблемы с деньгами. Дело в том, что Алёша их не бережёт, тратит, не считая. Знает, что деньги у нас есть, и всё время просит. А если мы ему отказываем – обижается.
- Вы считаете, что деньги нужно тратить только на то, что необходимо? А Вы сами, на что тратите деньги?
- Я трачу на то, что нужно мне и моей семье. Вот тут у нас и возникают проблемы с Алешей. Он мне говорит: «Ты же покупаешь себе то, что хочешь, а почему я не могу?». – Но ведь я зарабатываю, и потом я – взрослая. Я могу купить себе туфли за десять тысяч, потому что я буду их носить несколько лет. А он, увидев, что я купила туфли, начал кричать: «Ты себе дорогую обувь покупаешь, а когда я прошу у тебя восемь тысяч на кроссовки, говоришь, что денег нет! Получается, что ты врёшь, и тебе для меня жалко денег!»
- А Вам действительно жалко, или причина в чем-то другом?
- Да мне не жалко. Просто я считаю нецелесообразным покупать кроссовки за восемь тысяч, когда у него ещё растет нога. Он их будет носить один сезон, а потом их придется выбросить. Я ему это объясняю, а он меня как будто не слышит. Он на все уговоры и объяснения отвечает: «Тебе для меня жалко, то меня не любишь!» или «Ты всё только деньги считаешь, а я тебе не нужен!»
- Что Вы чувствуете, когда он говорит Вам так?
- Ком в горле, обидно, ведь я работаю, чтобы у них всё было.
- Значит, Вы его чем-то обидели, и сын Вам мстит.
- Может быть, но я уже не знаю, что мне делать. Давать ему, сколько он не попросит? Но он же совсем не знает счёт деньгам. И вообще мне страшно.
- А чего Вы боитесь?
- Боюсь сделать что-то не правильно. Боюсь сформировать у него неправильное отношение к деньгам. Боюсь совсем испортить с ним отношения.
Так мы и вышли на истинную причину проблем Светланы с сыном. Она боится и действует из страха, защищаясь от того, что её пугает. А Алексей реагирует на её защитные реакции обидой. И получается замкнутый круг. Вместо того, чтобы разобраться в себе, и справиться со своими страхами, мы перекладываем их на своих детей.
С проблемами, похожими на проблемы Светланы, родители ко мне обращаются довольно часто. Конфликтные ситуации, связанные с деньгами, возникают в большинстве семей, не зависимо от их обеспеченности и количества детей в семье. Родители понимают, как важно в детстве сформировать гармоничное отношение ребенка к деньгам, а на вопрос, как это сделать, сами себе ответить не могут. Я спрашиваю родителей, каким бы они хотели видеть правильное отношение к деньгам у своего ребенка, и они говорят примерно одно и то же. Для нас важно, чтобы наши дети понимали, что деньги нужно зарабатывать, чтобы они их тратили не впустую, а на действительно нужные вещи, чтобы они их умели считать. А как научить этому детей, это вопрос, который мы делим для себя на несколько более мелких вопросов:
- Когда нужно начинать давать ребенку деньги, доверяя совершать покупки самостоятельно (например, хлеб)?
- Как его научить проверять в магазине сдачу?
- Нужно ли разрешать ребенку оставлять сдачу себе?
- Полезно или вредно маленькому ребёнку иметь копилку?
- Сколько денег давать детям, в зависимости от возраста?
- Как реагировать, если ребёнок потерял деньги?
- Что делать, если вы обнаружили у своего ребенка деньги, и не знаете, откуда они у него? А сам ребенок говорит, что нашёл на улице?
- Как лучше давать ребенку деньги на карманные расходы: каждый день или на неделю вперёд, чтобы он учился рассчитывать свои предстоящие расходы?
- Что вообще считать карманными расходами, а на что выделять деньги обязательно?
Вопросов, связанных с воспитанием у ребенка культуры отношения к деньгам можно задать ещё множество, и я в этой статье постараюсь на них ответить. Самое главное, как мне кажется, это то, как мы сами относимся к деньгам. Потому что, какие взгляды бы мы не декларировали, как бы мы не старались внушить своим детям правильное отношение к деньгам, наибольшее влияние оказывает на формирование этого отношения то, как мы сами к деньгам относимся, как мы ими оперируем, как храним, отдаём и принимаем, любим мы их, уважаем, ценим или боимся. И если боимся, то чего именно, с какой суммы начиная?
Теме отношения к деньгам принято посвящать целые семинары - тренинги. Участники в течение нескольких часов исследуют свое отношение к деньгам. Они садятся в круг лицом друг к другу, и им предлагают определить, какой суммой они готовы рискнуть на семинаре с тем, чтобы её сохранить, потерять или приумножить. Участников предупреждают, что от тренера не зависит, останутся они с этими деньгами или нет. На некоторых тренингах используют реальные деньги, а на некоторых их заменяют карточками. Даже когда используются обычные карточки из цветного картона, участники так ассоциируются с темой денег, что испытывают вполне реальные чувства, совершая операции с деньгами, предлагаемые тренером.
Важно понять, что мы чувствуем, когда у нас в кармане или в руках есть деньги. Потом тренер предлагает начинать передавать деньги по кругу. Сначала мы их просто передаём и ничего при этом не чувствуем. Потом кто-то замешкается, а кто-то поспешит, - и в результате у кого-то в руках окажется больше денег, а у кого-то может не оказаться вообще. И чувства у участников тренинга появляются. Я не буду пересказывать весь тренинг, важно то, что участникам предоставляется возможность осознать, что с ними происходит, когда они просят деньги, и когда у них просят деньги. В каких случаях деньги хочется отдать, а в каких – жалко. Им предлагают продавать и покупать, давать взаймы и брать в долг. Брать и отдавать на хранение деньги (карточки). Обменивать карточки на что-то другое. Дарить карточки и принимать в подарок. И хотя всем одновременно дают одни и те же инструкции, с участниками семинара начинают происходить чудеса. Кто-то теряет все свои деньги и не может объяснить, как это произошло. Кто-то вообще начинает плохо себя чувствовать. У одной из участниц разболелась голова, карточек у неё на руках при этом было больше, чем в начале семинара, но они её «как-то напрягали», она говорила, что лучше от них избавиться. Оказалось, что в реальной жизни у неё есть убеждение, что «лишние деньги – это головная боль». Один из участников, оказавшийся сотрудником Казначейства, говорил: «А чего это у них так много денег? Непорядок! Надо забрать и поделить поровну!» Некоторые участники жаловались, что не могут просить деньги, для них это унизительно. У других были проблемы, когда деньги просили у них. Кто-то хотел отдать скорее всё, чтобы его оставили в покое, а кто-то испытывал неловкость от того, что у него просят, но так никому не дал ни одной карточки.
У каждого из нас своя история взаимоотношений с деньгами. Но есть общие странички у этих историй. Те, кому за 40 лет, выросли в Советском Союзе, где пропагандировалось равенство, нам казалось, что у нас есть всё необходимое. Материальная сторона жизни касалась нас непосредственно тогда, когда у нас появлялись свои дети. А в детстве мы думали о будущей профессии, о любви, о счастье, о том, как принести пользу Родине, городу, в котором живем, фабрике или заводу, на котором работаем. Мы верили в светлые идеалы коммунизма, участвовали в субботниках. Нам хватало стипендии на то, чтобы жить и делать друзьям подарки. Оканчивая школу, мы думали, что стали взрослыми, а сейчас я понимаю, что мы еще долго оставались детьми. И дело не в возрасте, а в отсутствие реальных забот, проблем. Конечно, были у нас какие-то заботы. Поступая в ВУЗ в городе далеком от места, где живут родители, молодые люди сталкивались с необходимостью заботиться о себе, с тем, что в магазинах очереди, что денег может не хватить. Они обретали новый круг общения, учились строить отношения с новыми людьми, и все же ощущение того, что страна о них заботится, оставалось. Страна выполняла функцию заботливой мамы, выделяя нам стипендии, пенсии, платя зарплату за отработанное время (не всем, конечно, у многих зарплата была сдельная). Иногда мы не могли ответить на вопрос, что мы сегодня делали на работе.
А потом пришли девяностые годы прошлого века, и нас с оглушительной скоростью выбросило во взрослую жизнь, лишив сбережений, и заставив сменить профессию и начать зарабатывать. У кого-то это получалось лучше, у кого-то хуже. Многие попадали в ситуации, когда лишались вот только что заработанных денег, и с ужасом понимали, что им нечем кормить семью, детей. Потом мы как-то справлялись с этой ситуацией, занимали деньги, подрабатывали как-то еще, что-то продавали, в общем, обретали всесторонний опыт взаимодействия с деньгами, а вместе с тем страх. Страх, что деньги кончатся, что их не хватит, что они пропадут куда-то, их украдут, что деньги нельзя никому доверять, ни банкам, ни сберкассам, ни друзьям, - никому!
И теперь, пережив этот страх, запомнив его, мы неосознанно передаем его своим детям «по наследству», сознательно думая, что учим их тому, как правильно относиться к деньгам. И начинаем понимать, что делаем что-то не так, когда на почве денег у нас возникает конфликт с самым дорогим человеком – своим ребенком. Через неделю мы продолжим разговор о деньгах, нашем отношении к ним и воспитании у ребенка гармоничного отношения к этому э/квиваленту труда, энергии, возможностей.
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар