У многих людей есть интересная особенность – учиться. Мы постоянно чему-то учимся. И не только в школе и в вузе. Для некоторых людей этот процесс перманентен и всеобъемлющ и является главным и принципиальным атрибутом их жизни. Я имею ввиду как самостоятельное обучение, так и институализированные формы. И важнейшими из них являются дополнительные и в основном коммерческие негосударственные формы: квалификационные специализированные программы. В частности, это относится к обретению квалификации в области практических психологических дисциплин, таких как психоанализ, гештальт терапия, нейролингвистическое программирование и т.п.
Что же является целью и результатом обучения прикладным психологическим дисциплинам? Ответ может показаться банальным: конечно же это знания, умения и навыки в изучаемой области практической психологии. Тем не менее, как мне представляется, ответ этот поверхностный и частичный, а значит ошибочный. Люди идут учиться системе практики работы с пациентами и клиентами в той или иной области практической психологии, зачастую платят серьёзные деньги, рассчитывая получить именно знания, умения и навыки. Но в лучшем случае, что они могут обрести – это м о д е л и предлагаемого профессионального поведения. Надо прямо сказать, опираясь на своей почти тридцатилетний опыт тренерской работы, люди не идут за моделями. Они идут за получением готовых инструментов…
Но модель и реальное целесообразное и конструктивное профессиональное поведение – вещи разные! Для получения его нужен опыт «вживления модели» - использования модели в реальной практике понимания и преобразования - изменения тестовых ситуаций! То есть в обучении любой практической технологии изначально должно быть встроена система тренировок. Скажем, для получения квалификации НЛП-Практик нужно подтвердить высокий уровень овладения как раз на практике основными организационными моделями и техниками НЛП. Ведь критерий истинности любого обучения – практика!
Однако, обучение серьёзным практическим дисциплинам, в том числе и НЛП, в большинстве так называемых тренинговых центров построено по «модельному» принципу. Большинство выпускников квалификационных программ НЛП-Практик и НЛП-Мастер имеют в лучшем случае лишь сознательные представления по основным темам – модели уровня «Сознательная Компетентность». И это только в том случае, если учебный материал предлагается в соответствии с требованиями Международной Ассоциации НЛП!
Качество овладения учебным материалом коррелирует с качеством обучения. Любой тренинг по НЛП строится как реализация особенного дидактического проекта, - как целостная система актов организации внимания, восприятия и понимания предлагаемого учебного материала. Этим тренинг принципиально отличается от преподавания. Опора в подаче материала осуществляется в основном на бессознательно-аутентичном уровне.
Изложение материала определённой учебной темы осуществляется в поведенческом формате тренера. Поведенческий формат предполагает не только прямые, но также косвенные и мета-сообщения. Тем самым учебный материал, который даётся тренером в поведенческой форме, фактически является своеобразной системой предложений, «от которых невозможно отказаться» участникам тренинга. Это значит, что в таком формате обучения-взаимодействия как раз и происходит моделирование учащимися личностно и профессионально значимых качеств.
Джудит Делозье
Ярким примером такой системно-генеративной позиции поведения тренера НЛП является деятельность тренеров-миссионеров. Меня очаровывает тренерская позиция Джудит Делозье в подаче материала и общении со своими учениками. Сказать, что она открыта и искренна в общении – ничего не сказать! В её богатом, ярком и зажигательном поведении обнаруживается та самая безальтернативность диалектического единства Миссии и Поведения, Слова и Смысла, Мастерства и Удовольствия…
Мэрилин Аткинсон
Я вспоминаю на своём тренерском курсе у Мэрилин Аткинсон, как она заявляла о существовании у некоторых людей особой лингвистически-поведенческой формы - «Языка Бога». Очевидно, что искренние и аутентичные тренеры-миссионеры мастерски владеют этим языком! Таких тренеров не бывает много. Это действительно избранные люди. Ведающие. Учиться у них – большое везение, удовольствие и честь.
Эти модели, которые были заложены тренерами-миссионерами ещё в те далёкие - начало и середина 90-х годов - времена, как теперь я понимаю, непрерывно и автоматически у меня актуализируются. Это происходит, прежде всего, на глубинном аутентичном уровне, задавая стандарты креативного генеративного подхода в работе с клиентами и тренерской практике. Такая тенденция доминирования в жизни глубинных аутентичных форм дорогого стоит!..
В обучении классическому генеративному НЛП в модель профессионального статуса «НЛП-Практик» естественным косвенным образом – посредством поведенческого взаимодействия – предлагаются, встраиваются и становятся личностным достоянием следующие идеи:
- идея безальтернативности и жизненного оптимизма
- идея конгруэнтности, личностной самоценности и достоинства
- идея генеративности и эволюционного прогресса
- идея кооперации, сотрудничества и гуманизма
- идея точности, единства формы и содержания
- идея лингвистической компетентности личности.
Каждая из этих крайне важных для личности идей представляет собой фундаментальный методологический принцип, без которого НЛП становится бездушной манипулятивной системой. Только в этом случае обучение НЛП становится принципиальной основой личностной эволюции человека, его благополучия успеха и счастья.
Пётр Силенок - кандидат психологических наук (1986 г. Ленгосуниерситет), сертифицированный тренер НЛП международной категории (1995 г., Канада), психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы и единого Всемирного реестра, действительный член и преподаватель международного уровня ОППЛ, автор и руководитель модальности «Генеративная психотерапия», научный руководитель краснодарского центра НЛП «Логос», президент Краснодарского регионального отделения МОО РПП