Оптимизм – высоко ценимое системное свойство личности. Я утверждаю, что оптимизм соответствует аутентичной природе человека, в то время как пессимизм идёт с ней в разрез. Поэтому вполне естественным является тот факт, что оптимисты не просто имеют высокий уровень «практической включённости в жизнь» и, соответственно, высокое качество достижений, но и качество жизни в целом. Имея высокий уровень удовлетворённости, оптимистические личности счастливы в большинстве своём, в то время как среди пессимистов счастливых людей практически не наблюдается.
Казалось бы, всё просто: стань оптимистом и проживёшь успешную и счастливую жизнь на радость себе и людям. Как совершенно верно утверждал Козьма Прутков, хочешь быть счастливым, будь им! Хочешь ли ты быть оптимистом? Не хочешь – не будешь ни счастливым, ни оптимистом. Хотя при этом в чём-то можешь-таки и преуспеть (как социальная награда трудоголизма достигаторов) …
Действительно весь секрет именно в сознательном стремлении строить свои жизненные ситуации оптимистично и жизнерадостно. Полагаю, что в этом стремлении выражается особенная – генеративная – позиция личности. Использование методологии генеративной парадигмы даёт исчерпывающее понимание феномена оптимизма личности и открывает для субъекта «дорожную карту» - путь: содержание и способ формирования у себя столь желанного качества.
Согласно данной парадигме, оптимизм следует рассматривать как генеративное свойство личности, а пессимизм – как дегенеративное. Мне представляется, что это конструктивный подход к анализу оптимизма и счастья в отличие от традиционного банального постулирования ценности этих свойств. Оптимизм и обязательный его спутник – счастье личности в генеративной системе описания являются выразителями, критериями и валидными аутентичными условиями развития личности.
Взрослый человек как личность не может прогрессировать и развиваться, не будучи оптимистом. Печальный факт состоит в том, что, если человек как личность не прогрессирует, он попросту деградирует. Прогрессия личности – это естественное (аутентичное) генеративное явление в жизни взрослого человека, а регресс в этом случае надёжно говорит о его дегенерации. Генеративная суть оптимизма и счастья состоит в их свойствах расширения картины мира человека в аутентичном смысле и направлении развития.
В рамках генеративной парадигмы, как я показал ранее в статье о природе оптимизма, оптимизм является своеобразной мета структурой личности человека. То есть он представляет собой общую рамку (общий фон) для внутренних психических процессов и их содержания. Он как бы предопределяет направление процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) и смысловое их содержание. Оптимистичность создаёт «рамки фона» для всех смысловых процессов: планирования, целеполагания, принятия решения, выхода их стрессовых ситуаций, профессиональной коммуникации (с клиентами, учениками, пациентами), проведения досуга и т.д. Оптимистическая установка как бы является тем внутренним пространством, на фоне которого происходят другие смысловые процессы. Тем самым реальный смысл любого внутреннего процесса определяется не только его собственной модальностью и содержанием, но также и особенностями этого внутреннего пространства оптимизма.
Оптимизм таким образом представляет собой некий мета-фон любых содержательных форм психической активности, где «фигурой гештальта ориентировки» личности в тестовых ситуациях выступает конкретное содержание восприятия обстоятельств таких ситуаций. То есть об оптимизме как таковом можно говорить только в контенте тестовых ситуаций. Где трудности – это уже понятная сложная структура, а смысл тестовой ситуации на фоне оптимизма – это возможности решения задачи и достижения результата. Критериями бытия личности в оптимистическом состоянии тестовых ситуаций являются явления творчества и счастья. Человек счастлив тогда, когда он справляется с трудными ситуациями как творческими вызовами. А не тогда, когда он избегает и уходит от трудностей.
Получается, что для взрослого зрелого человека попросту отсутствуют альтернативы оптимистического принятия вызова тестовых ситуаций жизни. Тестовые ситуации – это характерная особенность жизни любого человека. И чем больше человек овладевает вызовами, которые бросает ему его жизнь, тем у него ещё больше вызовов новых тестовых ситуаций появляется. Таков закон развития – перманентное усложнение вызовов в процессе эволюции. Ведь у эволюции нет пауз, выходных и праздничных дней. «Отдохнуть» от усложнения жизненных условий в процессе эволюции никому не удастся.
Но в этом нет и необходимости. Ибо любые трудности тестовых ситуаций даются «по силам» - как следствие имеющегося прогресса. Очень важно быть именно в формате личностного прогресса – в зоне персонального развития. Эта зона существует «здесь и сейчас» - в каждый момент жизни. Альтернативой этой зоны персонального развития является пресловутая «зона комфорта». Фиксация в зоне персонального комфорта означает деградацию личности. Конечно же это никакой не отдых от эволюции…
Аутентичный процесс бытия в зоне персонального развития требует высокой компетентности и зрелости личности человека. Нас никто не учит воспринимать условия и обстоятельства собственной жизни как аутентичные вызовы и задачи. Ни в школе, ни в вузе, ни в каких бы то ни было других социальных институтках нет таких задач. Полагаю, что формально и не может их там быть. Это задачи только для зрелой и развивающейся личности – внутренние персональные задачи взрослого человека. Восприятие всё усложняющихся вызовов тестовых ситуаций как высочайшего блага раскрытия аутентичного потенциала – это самый главный ресурс зрелой личности.
Оптимизм и счастливые Предвкушения Праздника Победы над вызовами неопределённости тестовых ситуаций и Хаоса – крайне важные генеративные условия Эволюционного Благополучия Зрелой Личности. Именно Оптимизм и Счастье гарантируют зрелой личности взрослого человека безальтернативность его Генеративной Позиции. Они выступают и как мотив, и как награда высшего порядка. Поэтому пессимисты не знают счастья.
Хочу привести в этой связи метафорические стихи из гениальной песни В. С. Высоцкого «Вершина»:
«Мы рубим ступени. Ни шагу назад!
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони - ты счастлив и нем.
И только немного завидуешь тем,
Другим - у которых вершина еще впереди».
Пётр Силенок - кандидат психологических наук (1986 г. Ленгосуниерситет), сертифицированный тренер НЛП международной категории (1995 г., Канада), психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы и единого Всемирного реестра, действительный член и преподаватель международного уровня ОППЛ, автор и руководитель модальности «Генеративная психотерапия», научный руководитель краснодарского центра НЛП «Логос», президент Краснодарского регионального отделения МОО РПП