Думаю, вряд ли я буду оригинальна, если скажу, что каждый человек в какие-то моменты проявляет свое лидерство. Слово «лидерство» произошло от английского to lead – вести за собой.
Проявляться лидерство может по разному. Если предложить вам вспомнить какого-нибудь лидера, то вы подумаете, скорее всего, о том, кто повёл за собой массы людей к цели. Или у вас возникнет ассоциация с ярким экстраверсированным лидером, который заметен, за ним легко повторяют какие-то поступки, на него ориентируются. При этом мы не задумываемся о том, что на дискотеке за кем-то повторяем понравившееся движение, и этот человек, которого мы моделируем, в этот момент тоже лидер.
И когда ребёнок приходит в школу, украсив ранец значками, скорее всего тоже претендует на лидерство, и, возможно, завтра несколько детей придут в школу, украсив значками ранец так, как сделал этот ученик. Значит факт его лидерства состоялся. В малом, но состоялся. И это важный опыт.
Получается, что лидерство – это способность делать что-то такое, что захотят так же делать другие люди. Лидер как-бы руководит их действиями. Впрочем, достаточно часто не как бы, а именно руководит. При этом люди должны согласиться на то, чтобы лидер руководил ими. Лидер может быть официальный или эмоциональный, иногда, достаточно редко это совмещается в одном человеке. В первом случае лидер назначен, во втором всё произошло «само собой», - группа людей непроизвольно начала ориентироваться на мнение и поведение одного из её участников. Как это происходит и с чем связано? - В этом участнике, ставшем эмоциональным лидером, есть качества, притягивающие внимание, симпатию других людей и потребность подражать.
Какие это качества? – Сила, обаяние, иногда харизма, чувство юмора, уверенность в себе и в том, что он делает, конгруэнтность, и т.д.. И когда вы читали перечисление этих качеств, возможно у вас возникла ассоциация с кем-то. И это может быть взрослый человек, который мастерски управляет людьми в каких-то ситуациях. А может быть просто ребенок, который делает то, что ему нравится, - рисует, танцует, играет во что-то, - как ни странно, но в такие моменты ребёнок проявляет все выше перечисленные качества, включая харизму.
Я сейчас описала состояние свободного ребенка по Эрику Берну. Свободный ребенок как часть личности включается у нас в моменты творчества. И мы прекрасно понимаем, что в этом есть сила. И она тем больше, чем сильнее связана эта творческая деятельность с одарённостью человека. Занимаясь именно тем, в чём мы одарённы, мы проявляем все выше перечисленные качества лидера.
Эти же качества можно увидеть в описании мастера, когда он занимается своим делом. Своим – в смысле тем, в чём он настоящий мастер, что любит, ради чего пришёл в этот мир. И тогда получается, что мастер тоже проявляет лидерство. Когда смотришь на то, что он делает, невольно восхищаешься и хочется повторить. Но это не так-то просто. Это требует труда, многочисленных тренировок, времени, а значит большого желания этим заниматься. Потому что мастерские навыки формируются постепенно, и чтобы они появились, нужна мотивация. А для того, чтобы было достаточно мотивации на преодоление трудностей, неудач, усталости, сомнений, и всего остального – того, что обычно мешает достижению любой нелегкой цели, нужно чувство того, что то, что ты делаешь, точно твоё! То есть здесь идет речь о подлинности или аутентичности. И значит ты просто не можешь этим не заниматься. А значит ты одарён именно в этом. И всё, что связанно с этой деятельностью, где тебе ещё только предстоит достичь мастерства, тебе важно, интересно, тебя манит, невольно привлекает твое внимание, цепляет, когда что-то не получается. И довольно сильно. То есть задевает за живое, делает особенно чувствительным. И именно эта чувствительность с одной стороны помогает достичь значимых результатов, и с другой стороны сильно мешает, делая уязвимым.
Это вечное противоречие одаренных людей. Они чувствительны. Ко всему. И очень важно научиться защищаться от того, что мешает проявлению, развитию одаренности, занятию любимым делом, отношениям, жизни и здоровью. Научиться быть чувствительными к одному и нечувствительными к другому. Разделить. Управлять своей чувствительностью. Мне приходилось работать с талантливыми людьми в направлении обучения их разделять, выбирать на что реагировать, на что не реагировать, воспринимать происходящее как информацию, иногда просто «надевать на себя панцирь».
Мы понимаем, что когда человек - одаренный художник, вряд ли ему нужно вести за собой людей в привычном смысле этого слова. Его лидерство будет проявляться в том, что люди захотят смотреть его картины, знакомиться с его творчеством более глубоко и детально, а значит, будут ходить на его выставки, покупать его работы. Здесь тоже есть противоречия, связанные с темой опережения времени, первопроходчеством, неординарностью, не всегда понятностью.
И здесь основным критерием того, что мы имеем дело с подлинным искусством будут те самые «мурашки». Соприкосновение с произведением искусства вызывает эмоциональный отклик, в произведении есть энергия, оно притягивает, или наоборот отталкивает, это ощутимая реакция. Оно побуждает творить других людей, то есть тоже побуждает к лидерству. Создает эффект мета-лидерства, описанный Робертом Дилтсом, в день рождения которого, возможно неслучайно, опубликована эта статья.
Но человек может быть одарён в спорте, например. И тогда критерием его одарённости будет то, что он занимается спортом, не смотря на трудности, - то есть можно вернуться к описанию мастерства немного выше, - а также его спортивные достижения. Победы, или стабильно высокие результаты, желание тренироваться, пока не получится, и пока это «получится» не станет постоянным. И это тоже лидерство по всем очевидным показателям.
Школьный учитель должен быть лидером. Тогда дети будут любить и знать его предмет. А значит учитель должен быть педагогически одарённым.
Можно приводить примеры из разных контекстов, в любом случае получается, что когда человек занимается тем, в чём он одарён, он достигает мастерства и проявляет свои лидерские качества. И когда человек проявляет свои лидерские качества, в этой деятельности, где он их проявляет, возможно, даже скорее всего, он одарён. И это прекрасная подсказка педагогам для раскрытия одарённости у ребенка или подростка. Мы получаем стратегию раскрытия и развития одаренности у человека любого возраста:
- Когда мы видим, что человек делает что-то с удовольствием, его деятельность притягивает взгляд, то это явно что-то, к чему у него есть склонность.
- Если это правильно развить, дать возможность проявить свою уникальность, своеобразие, то можно развить склонность как одаренность:
- Включить свободного ребенка;
- Дать возможность и помочь сформироваться мастерству,
- Поддержать полученные результаты, закрепить их.
- Замотивировать человека на более высокие достижения;
- Заякорить как саму деятельность, так и неуклонный рост результатов от неё в плане качества деятельности и качества результатов.
И здесь, конечно также таится определенное противоречие. Для того, чтобы выполнить все пункты этой стратегии нужно заниматься каждым человеком отдельно. А это практически невозможно, кроме тех случаев, когда ребенка специально водят на какие-то кружки или ещё лучше на индивидуальные занятия. В обычных условиях одаренность не заметить, не развить, в школах большие классы, а во взрослой жизни людям просто становится не до развития одаренности. И занимаются многие люди привычно не своим делом, впадают в апатию, а тои в депрессию. И для того, чтобы дать возможность развиться одаренности в любом возрасте и в массовых процессах, я разработала ряд методик, которые мы успешно внедряем на протяжении уже многих лет в Краснодарском крае. И постепенно я познакомлю вас с ними в последующих статьях. Но вначале мы поговорим более подробно об аутентичности. Читайте в моей следующей статье этой рубрики.
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар