Бегство в успех

Пётр Силенок

begstvo

Для многих людей состояться в жизни означает обретение социального успеха. Выделиться из «серой массы», стать кем-то (из немногих, «избранных») обрести признание в обществе, власть, харизму – смысл стремления быть успешным.  Для большинства таких субъектов хорошо было бы обойтись и без социального успеха – достаточно социального статуса - «места под солнцем». Печальный опыт «новых русских» и, конечно же, не только, как раз об этом и свидетельствует: приобретаемое место в элитных слоях общества гарантирует известность (пусть даже и скандальную), власть (и влияние на других) и финансовый успех.

Уважение людей такой субъект снискать не может, скорее наоборот… Стратегии деятельности карьерных субъектов примитивны и не представляются интересными.

Интересным же представляется ответ на вопрос каким образом социальный и/или профессиональный успех является формой раскрытия аутентичного потенциала человека и является реальным для него благом? А в каких вариантах искренняя включённость и поглощённость субъекта достижениями социального успеха являются реальным тормозом личностного развития и представляет собой тупиковый путь на пути реализации персональной Миссии и Самоактуализации?

Мой почти сорокалетний опыт работы в качестве психотерапевта свидетельствует об одной очень важной закономерности: люди, которые серьёзно ориентированы на достижения социального успеха не квалифицируют себя счастливыми. И реально счастливыми не являются. Речь идёт об успешных бизнесменах-достигаторах. Исследование Майкла Холла, одного из выдающихся Миссионеров НЛП, выполненное на 100 наиболее богатых и состоятельных бизнесменах Северной Америки, показало крайне печальные результаты: ни один из них не назвал себя, состоявшегося руководителя собственного бизнеса, счастливым человеком!

Ради чего, спрашивается, субъект успешного бизнеса развивает титаническую и своеобразную творческую во многом активность? Что является истинным критерием успешности его жизни? Его бизнес? Судя по многочисленным наблюдениям успешный бизнес точно не является главным критерием успешности жизни. И, скорее, даже наоборот: наблюдается достоверная значимая отрицательная корреляция между успехом в бизнесе и социальным успехом в целом и качеством жизни личности.

Этот вопрос является самым главным для многих людей: каковы главные жизненные ориентиры человека? Чтобы ответить на этот вопрос, важно сопоставить любые формы активности с критериями качества жизни. Критерии качества жизни следует рассматривать как критерии жизненного успеха. Выясняется, что не всякий бизнес-успех и не всякий социальный в целом успех обеспечивает жизненный успех. Надо констатировать, что человек в первую очередь нуждается именно в жизненном успехе, а социальный и бизнес-успех есть важное, но не более (не самодостаточное) условие жизненного успеха. Жизненный успех – это самое главное, для чего человек приходит в этот мир.

Жизненный успех измеряется иначе, чем социальный успех. Критерии жизненного успеха – есть высокое качество самоосуществления в каждом моменте жизни. Жизнь не существует иначе как в моментах проживания определённого ситуативного жизненного содержания. Жизнь - это и есть проживание и смена моментов жизни в зависимости от возникающих ситуаций. Каждая жизненная ситуация представлена в моментах проживания. Не иначе. Абстрактных ситуаций попросту не существует в природе. Именно в моментах «здесь и сейчас» осуществляется задача и содержание той или иной жизненной ситуации.

Качество жизни – это жизненный успех в моменте «здесь и сейчас». Социальный успех опредмечивается в фиксированных результатах-достижениях, имеющих высокую социальную оценку. Высокий уровень жизненного успеха – процесс полноценного аутентичного проживания содержания момента жизни, определяемого глубинными эволюционными задачами. Для оценки качества проживаемого момента есть чувство конгруэнтности, полноты и удовольствия. Это внутренняя оценка. В отличие от социального успеха. Эти внутренние аутентичные оценки являются базисом такого явления как счастье.

Переход на внутренние конгруэнтные оценки аутентичного проживания жизненных моментов «здесь и сейчас» означает высокий уровень личности человека. Человек достигает такого уровня личностного развития, когда он более не нуждается во внешних критериях соответствия своего проживания и поведения моментов жизни как единственно верных ориентирах. У человека с низкими критериями достоверности своего поведения и своих переживании есть только внешние ориентиры. Я утверждаю в этом случае об инфантильности взрослого человека.

Инфантильные взрослые – это не просто дети. Дети имеют естественное основание быть инфантильными – они потребляют содержание взрослой жизни в детских играх, моделях и фантазиях. То есть суть детской инфантильности несмотря на доминирование потребительских форм эволюционна. Полагаю, что детская потребительская инфантильность – это есть своеобразное пространство паузы игры и моделирования взрослых в будущем задач, не обременённая ответственностью обязательного решения этих задач. Детская инфантильность в силу высокой природной чувствительности к важным аспектам взрослого поведения референтных для ребёнка людей есть форма научения и тем самым развития человека.

Инфантильность взрослого человека лишена эволюционных свойств детской естественной инфантильности. Она представляет собой совокупность фиксированных на потребительских функциях установок. И только. Личностная незрелость взрослого человека продолжает актуализировать и потреблять внешние ресурсы – ответственность и заботу о своём благополучии близких людей. Очень часто в инфантильности взрослых детей странным образом заинтересованы родители. Для них важно продолжать видеть в уже взрослом собственно ребёнка. Однако, это уже отдельная тема - тема становления взрослой личностной инфантильности.

Одним из факторов становления и актуализации личностной незрелости является, как это ни парадоксально прозвучит, именно потребительское отношение взрослого человека к собственному социальному успеху. В качестве примера закономерностей такого отношения просматривается макиавеллевское «цель оправдывает средства» и «хорошо там, где нас (пока) нет».  Имея таланты и потребность «выбиться в люди» субъект может и преуспеть.

Фактически же такое преуспевание в форме социального успеха означает бегство от самого себя, от своей глубинной аутентичной природы. Как правило преуспевающие – назовём так личностно самозабвенных субъектов – оказываются в пространстве социальных отношений, далёком от аутентичного проекта. Речь идёт об огромном слое людей, кого не устраивает их работа, должность или чин… Убежав от собственной Природы, Предназначенности и Миссии, соблазнившись привлекательными чертами вожделенного будущего, субъект оказывается в Чужом Месте. Сценарий трагического воспроизводства   Чужой Жизни в Чужих Местах, сформированный на базе забвения своей аутентичности, приводит к катастрофическому осознавания бесполезности собственного существования: нет ничего печальнее, чем жить не своей жизнью «даже под солнцем»…

Таким образом мы можем определить два вида социального успеха – внешний, когда остаётся актуальным тезис «хорошо там, где меня уже нет» и внутренний, аутентичный: «хорошо там, где я, и неважно, где меня нет»! В первом случае субъект убегает от себя в блистательное иллюзорное пространство успеха и зачастую его достигает, а во втором случает социальный успех как раз и есть воплощение естественных желаний Быть Самим Собой. В случае аутентичного успеха в критерии действий по его достижению встраиваются личностно зрелые формы удовольствия «здесь и сейчас», и с самого начала главным ориентиром становится вдохновение и творчество каждого жизненного момента.  Процесс творческого проживания прогресса становится важнее иллюзорного результата. Успех получается как бы естественным образом – он будет обязательно аутентичным, когда сам процесс личностного прогресса подлинный. Аутентичность процесса проживания прогресса «здесь и сейчас» — это и есть состояние счастья. Быть счастливым – это естественно.

Об этой и других составляющих бытия здесь и сейчас, аутентичности и счастья на моем авторском тренинге «Состояния личной силы» 17-18 августа этого года. Присоединяйтесь!


silenok small

Пётр Силенок - кандидат психологических наук (1986 г. Ленгосуниерситет), сертифицированный тренер НЛП международной категории (1995 г., Канада), психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы и единого Всемирного реестра, действительный член и преподаватель международного уровня ОППЛ, автор и руководитель модальности «Генеративная психотерапия», научный руководитель краснодарского центра НЛП «Логос», президент Краснодарского регионального отделения МОО РПП