Основываясь на учении Грегори Бейтсона об экологии разума, представляется возможным и важным констатировать, что каждый человек имеет не просто ту или иную картину мира, но именно систему идей, - своеобразную идеологию своей жизни. Персональная идеология жизни каждого человека складывается из фундаментальных идей-установок, определяющих возможности и благополучие, успех и счастье.
Эта система идей, составляющих основу персональной идеологии личности, естественно, не является плодом абстрактных изысканий и умозрительных выводов относительно «смысла жизни». Её следует рассматривать как эпистемологию бытия человека в жизненно важных для него – тестовых ситуациях. Проще говоря, эти базовые идеи дают человеку представление о том, как ему следует жить, как себя чувствовать и действовать в сложных ситуациях экзистенциального вызова. Соответственно, задавая эпистемологические критерии подлинности – аутентичности, персональная система базовых идей определяет уровень удовлетворённости человека своими решениями в тестовых ситуациях, своим положением дел в значимых для него сферах, своими достижениями и открывающимися для него перспективами.
Персональная идеология личности во всех значимых для человека жизненно важных ситуациях безотчётно организует эпистемологическую обратную связь относительно конгруэнтности поведения человека. Осуществляется процесс перманентного сравнения того, что он делает с тем, что ему следует делать. Это бессознательно включённая бескомпромиссная обратная связь о «положении дел» в любой момент времени как раз и предопределяет эмоциональное и духовное личностное благополучие. Именно в системе персональной идеологии предлагается данное «тестирование» реалий и соответствующих перспектив:
- насколько важно то, чем я сейчас занимаюсь;
- как я знаю о своих аутентичных задачах в той или иной сложной ситуации;
- как я знаю о том, что я занят сейчас решением аутентичных задач;
- какой эволюционный смысл в том, чем я сейчас занимаюсь;
- какие перспективы открывает содержание моих состояний и действий;
- в чём сила, и как получать доступ к необходимым для аутентичного поведения ресурсам;
- какой выбор от меня требует сделать сложившаяся ситуация;
- какие ожидания и прогнозы в ситуации необходимости аутентичного выбора;
- что заставляет меня саботировать аутентичный выбор;
- есть ли нечто более важное, чем стоило бы заняться вместо того, что я делаю сейчас;
- насколько хорошо и содержательно то, чем я сейчас занимаюсь;
- как меня мотивируют те трудности и препятствия, возникающие на пути решения содержательных аутентичных задач;
- и т.п.
Система фундаментальных идей личности или персональная идеология человека определяет его отношение к значимым аспектам жизни. Я предлагаю анализировать эти важные для личности идеи через призму так называемых эпистемологических содержательных шкал. Наиболее важными эпистемологическими шкалами, определяющими направленность и богатство индивидуальности человека, являются следующие:
- шкала «Созидание – Потребление». Я полагаю, что это центральная эпистемологическая шкала, дающая представление о личностном потенциале человека. Это идеи, характеризующие мировоззренческую позицию личности. В какой области в основном находятся базовые интересы человека: в области потребления различного рода благ или в области созидания и творчества?
- шкала «Эгоцентрация – Децентрация» - идеи, описывающих позицию личности в тестовых ситуациях, место собственно Эго в объяснении, оценках и способов преодоления трудностей.
- шкала «Субъектность – Приспособительность» характеризует идеи ответственности личности за решение жизненно важных вопросов и позицию субъекта во взаимодействии с людьми как партнерами.
- шкала «Оптимизм – Пессимизм». Положение на этой шкале даёт представление о позиции человека относительно важных для себя перспектив. Оптимистические или пессимистические идеи определяют потенциал человека не только в будущем, но и в настоящем.
Содержательные эпистемологические шкалы позволяют описать основные группы фундаментальных идей, определяющих направленность личности и смыслы и особенности взаимоотношений с людьми в контексте предметной и социальной реальности. Не представляет большого труда, пользуясь данными шкалами как аналитическим инструментом, описать соответствующие фундаментальные идеи того или иного человека. Этот подход позволяет каждому заинтересованному в самопознании и личном прогрессе исследователю определить структуру своих фундаментальных идей.
Определение структуры персональной идеологии важно для понимания роли определённых идей в обеспечении благополучия и качества жизни. Как утверждал Грегори Бейтсон, идеи могут быть не просто неконгруэнтными, но и вредным для жизни. К примеру, идеи потребительства, если они доминируют и являются значимыми для человека, способны не просто затормозить персональный прогресс, но и заблокировать доступ к аутентичным формам самореализации. Политика приоритетности интересов потребления, принятая в большинстве развитых западных странах по отношению к своим гражданам, создаёт у них психологическую зависимость от прогресса в сфере материального потребления, исключая тем самым прогресс в сфере аутентичной саморелизации. Продолжение читайте через неделю.
Пётр Силенок, канд. психологических наук, Тренер НЛП международной категории, Психотерапевт Европейского и Всемирного реестра, автор и руководитель модальности Генеративная психотерапия, Президент Краснодарского регионального отделения МОО РПП