Безальтернативность как витальная позиция личности

Пётр Силенок

bezalternativnost1

Люди реально отличаются друг от друга по очень многим параметрам.  Биологи утверждают, что один человек отличается от другого куда сильнее, чем представители разных биологических видов. Речь идёт, прежде всего, о различиях в структуре функциональной архитектоники мозга (С.В.Савельев). Но есть среди этого множества отличий есть одно очень важное и, я бы сказал, принципиальное и бескомпромиссное. Условно я его называю безальтернативностью  субъекта  в сложных жизненных ситуациях.

Таких ситуаций на нашу долю выпадает множество, и то, как мы с ними справляемся,  определённо  нас характеризует как людей принимающих вызов или как пасующих перед ним.

Безальтернативность есть свойство личности, не оставляющее человеку иного выбора, кроме конструктивного принятия вызова возникших у него тестовых ситуаций.   Характер, уровень и качество  жизненных событий  людей, характеризующихся позицией безальтернативности в сложных тестовых ситуациях, существенно богаче, интереснее, чем у лиц с альтернативными установками. Но главное, что   это свойство гарантирует личности  персональный прогресс  и самоактуализацию, раскрытие её аутентичного потенциала!

Какова же природа безальтернативности? Почему некоторым удаётся систематически овладевать объективно сложными и даже тяжёлыми жизненными ситуациям и использовать их как реальный базис своей содержательной жизни? И почему подавляющему большинству «обычных людей» - обывателей – гарантирована незавидная участь зависимых от различных обстоятельств посредственностей? Не потому ли, что из одной или нескольких  альтернатив они настойчиво стремятся выбрать худшую?

Ответы на эти вопросы были подсказаны мне одним моим постоянным клиентом. Мужчина средних лет, видный и успешный бизнесмен на нашей очередной встрече заявил неожиданную для меня проблему.  Хотя, как и всё, что мы обсуждали ранее, в этой новой ситуации также касалось его бизнеса, пожалуй, впервые он сформулировал свою проблему именно как личностную психологическую и в форме жалобы. Его отец попал в   госпиталь в тяжёлом состоянии. Это обстоятельство деморализовало его до такой степени, что он не смог вести свой бизнес.

Столь драматические изменения в состоянии, мышлении и в поведении  жизнерадостного и уверенного в себе человека вдруг для меня открыли совершенно явно наличие и функционирование у него некой внутренней бессознательной стратегии, которая разрушает его субъектность. Действительно, это было похоже на открытие универсальной закономерности, описывающей механизм блокировки способности человека ориентироваться и принимать верные решения и конструктивно действовать.

Как оказывается, этот механизм включается не только в объективно сложных – тестовых ситуациях. Большинство людей автоматически включают данную стратегию, когда ситуация возникает виртуально, - то есть лишь только в   воображении. Достаточно, чтобы под стресс  и ощущение физического и/или  эмоционального дискомфорта (чувство нестабильности, незащищённости – неблагополучия и т.п.) возникли соответствующие идеи и ожидания. Тогда то и появляется альтернатива   качественным решениям. Хотя, повторяю, ситуация может и не быть объективно сложной. Она становится тяжёлой, мрачной и несчастной уже по привычке - в силу появляющейся альтернативности в экпектациях – ожиданиях и прогнозах. Тогда можно говорить о беспомощности, инфантильности и даже трусости «на пустом месте»…

bezalternativnost2

Ярким примером безальтернативной бескомпромиссной позиции, определившей победу над тяжелейшей и смертельно опасной болезнью и сформировавшей личность легендарного исследователя и основателя направления в психотерапии и в мировоззрении многих учёных и простых людей, которое получило название «эриксоновский гипноз», является Милтон Эриксон. Приведу цитату из его известной книги «Мой голос останется с вами»:

«Понимаете, у меня было огромное преимущество перед другими. У меня был полиомиелит, я был полностью парализован, а воспаление было таким, что ощущения были тоже парализованы. Я мог двигать глазами и слышать. Мне было очень одиноко лежать в кровати, будучи не в состоянии двигаться и только смотреть по сторонам. Я лежал в изоляции на ферме, где кроме меня были семь моих сестёр, брат, двое родителей и сиделка. Что я мог сделать, чтобы хоть как-то развлечь себя? Я начал наблюдать за людьми и всем, что меня окружало…

Одна из моих сестёр была младенцем и только начала ползать. А мне так хотелось научиться вставать и ходить. Можете себе представить, как жадно я смотрел, как моя сестра подрастает и учится уже не ползать, а вставать…»

Милтон в свои 17 с небольшим лет фактически смоделировал и воспроизвёл на себе модели вставания и прямохождения, свойственные младенцам! И практически полностью поправился, по-новому научившись вставать и ходить. Альтернативный вариант – как показывает опыт такого заболевания у других людей – это скорый летальный исход или полная обездвиженность на всю оставшуюся жизнь. Но у Милтона Эриксона не было  этой  альтернативы!!!

Естественно, возникает вопрос и о структуре данной витальной стратегии безальтернативности. В самом первом приближении можно говорит о трёх личностных основаниях данной стратегии. Первое, что следует отметить, это факт чрезвычайной мотивационной мобилизации в ответ на возникшую сложность или опасность тестовой ситуации. Если обывателя тестовая ситуация парализует в силу наличия  альтернативы - возможности её неблагоприятного исхода, то субъекта с установками безальтернативности она «заводит и подстёгивает», поскольку возможность потерпеть фиаско у него попросту отсутствует.

Во-вторых, творческая поисковая активность, обязательно запускаемая такой мобилизацией, осуществляется в режиме конструктивности и завершается обретением качественных идей относительно искомых результатов. Субъект с безальтернативными установками реально знает, куда он должен направить свои немалые усилия. Вслед за Милтоном Эриксоном, я называю эти знания Образами Достижения. Именно наличие Образов Достижения не оставляют никаких других альтернатив исхода любых тестовых ситуаций!

Наконец, в-третьих,  человек с безальтернативными установками на счастливое разрешения тестовой ситуации развивает соответствующую мощную Энергию Достижения и Настойчивость на пути реализации Образов Достижения.  Именно отсутствие альтернативы характеризуется высокой степенью концентрации на ожидаемых желанных результатах. Высокий уровень субъектности основан на Состояниях Личной Силы и Предвкушении Праздника Победы. В отличие от пасующих индивидов, Субъекты Безальтернативности не ориентируются на издержки и не «подсчитывают стоимость» такой стратегии. Самоактуализация, Персональный Прогресс, Успех и Счастье бесценны как естественные обретения и Аутентичные Факты Жизни.


silenok small

Пётр Силенок - кандидат психологических наук (1986 г. Ленгосуниерситет), сертифицированный тренер НЛП международной категории (1995 г., Канада), психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы и единого Всемирного реестра, действительный член и преподаватель международного уровня ОППЛ, автор и руководитель модальности «Генеративная психотерапия», научный руководитель краснодарского центра НЛП «Логос», президент Краснодарского регионального отделения МОО РПП

👇🏻 Поделись с друзьями им тоже будет интересна/полезна эта информация