Уважаемые читатели! Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с Васильевой Ольгой Семёновной - профессором кафедры общей и педагогической психологии Академии педагогики и психологии ЮФУ, президентом Ростовского регионального отделения МОО РПП.
- Ольга Семёновна, в чём миссия психолога?
- Если коротко, то пробуждать в людях веру и любовь.
- И когда психолог пробудит в людях веру и любовь, то, что произойдёт?
- Во-первых, психолог сам движется в этом направлении и двигает людей, с которыми работает. Как говорят, в окопах и на тонущем корабле атеистов нет. То есть в экстремальных ситуациях человек вспоминает про вечную душу и то, что он «образ и подобие Божье». И поскольку люди приходят к нам в кризисных ситуациях, нам легче пробудить в них скрытые в подсознании веру и любовь.
- А под верой вы имеете в виду именно веру в Бога?
- Для меня Бог — это первичная вселенская созидательная энергия мироздания или энергия Любви (безусловная, безоценочная, Божественная). Или «Агапэ» в греческом варианте. У нас понятие «любовь» очень широкое и включает любовь ко всему, и к еде, и к домашним животным, и к детям, и к родителям, и к Богу. Высшая форма любви — это Любовь как состояние души и способ отношения к миру.
- Как психолог может это сделать? Как именно психолог может пробудить веру и любовь?
- Есть разные варианты психологической практики. Я в этом смысле не столько технолог, сколько идеолог. Любой психолог в практической деятельности соединяет технологии и идеологию. Но для меня идеология — это корни дерева. Они, может, менее видны, но более важны. Я знаю много технологий, иногда использую их, но они как вспомогательный материал. Главное пробудить в человеке осознание первичности и приоритетности души над телом и сознанием.
- Как Вы пришли в психологию?
- Можно сказать «случайно-неслучайно». Закончила математическую школу с отличием, олимпиаду выиграла по математике, могла поступать без экзаменов на мехмат. Где-то в 9-10 классе ушёл мой папа от онкологии. Я решила, что нужно спасать мир от онкологии и где-то услышала, что биофизика спасёт мир от онкологии. И поэтому я поступила на физфак. С медалью сдала один экзамен - физику на пятёрку. Тогда это был самый большой конкурс, как сейчас для юристов, экономистов и психологов. И потом защищала диссертацию «Нелинейные эффекты при ритмическом раздражении одиночного нейрона как один из механизмов самоорганизации».
- Так Вы диссертацию по физике защитили?
- По биофизике.
- То есть вы кандидат биологических наук?
- Да, я математик, физик, биолог. Потом на философском факультете открылось отделение психологии.
Сколько Вам лет было, когда вы пошли в психологию?
- 24-25. Сразу после аспирантуры.
- И вы закончили психологический факультет?
- Я не заканчивала психологический факультет. Я закончила физический факультет, защищалась на биологическом факультете. И получилось, что я от физики ушла. Поскольку, у меня не было ни одной четверки, они мне говорили: «Ну что нам с Вами делать, Вы кандидат биологических наук». А к биологии я как-то сильно не приходила, я всё-таки идеалист, нежели материалист, условно. Я тогда альпинизмом занималась, и в горах один парень мне сказал, что открывается отделение психологии. Он сам физик и пошёл туда, там и математики, и физики. Психологов в те времена не было, это был 1973 год. Ни одного выпуска психологов не было, может только в Москве. И брали всех. Я решила попробовать и пошла на отделение психологии при философском факультете. Начала вести занятия, прослушав только в аспирантуре 12 часов по психологии. Было очень трудно после физики перестраиваться. В физике есть закон Ома, теория относительности, ты их понял, - и всё, так и есть. Хотя как теперь выясняется всё тоже относительно. А в психологии Иванов сказал так, Петров сказал так. Мне первое время было очень сложно перестраиваться. Но теперь я знаю, что если что-то и спасёт мир от онкологии, то это психология. Картина мира, представления о себе, о мире, система отношений с собой, с другими людьми, с миром. Иногда у людей возникает такое ощущение, что если от онкологии умирают, то плохие люди. Совсем нет. Часто это деликатные и очень тонко чувствующие люди, которые не умеют не обижаться и не позволяют себе выражать свои эмоции. И часто страдают от этого. У меня папа был такой, как говорится «мухи не обидит». И при этом он очень резко ушёл. Он правда всю войну прошёл и ранение сквозное было, вроде задело печень, и появились последствия. Разные были версии.
Мы когда начали общаться с Вами, то говорили про Бога и первичную энергию. Для меня Бог - Творец, Всевышний, вселенский разум, мироздание — это всё синонимы по сути. И вот так интересно вселенная привела меня в психологию, которая стала для меня не просто профессией и любимым делом, а образом жизни и способом реализации моего предназначения.
- А сколько лет Вы преподаёте?
- С 1974 года. 47 лет получается.
- Я сегодня видела глаза Ваших аспирантов и студентов, горящие, искренние, живые. Такое ощущение, что Вы в них вселяете что-то животворящее.
- Возможно, мне удается вдохновить их своим энтузиазмом.
- У Вас уже есть ученики, которыми Вы серьёзно гордитесь?
- Например, Филипп Филатов, Алена Могилевская, Лена Белинская, Лида Правдина, Игорь Хмарук и многие другие. И дело не столько в технологиях и знаниях, которыми они обладают, а в «идеологии». Мой многолетний опыт образовательной и практической деятельности показывает, что главный инструмент деятельности психолога — это его личность, особенно его душа.
Я с Вами полностью согласна. У Вас такие талантливые ученики, может есть яркий случай, уникальный, когда кто-то изменился сильно или на что-то Вы повлияли?
- У меня 8 крестников. Хотя я сама покрестилась в 47 лет. Фактически, крёстные дети это их родители. И часть из них говорят, что если бы не я, то вряд ли бы эти дети появились на свет. Я дважды сама принимала роды дома, и многих поддержала в желании домашних родов. Это одни из форм влияния. Ещё есть несколько пар, которые говорили, что их семьи и детей не было бы, если бы не общение со мной. Это даже не консультации. Считается, что дружить с клиентами нельзя, но многие из моих клиентов стали близкими людьми, друзьями, коллегами, единомышленниками.
- Вы продолжаете вести приём?
- Сейчас редко, времени не хватает.
- В каких психотехнологиях Вы работаете?
- Условно, я называю это экзистенциальная психология. То есть, кто мы, зачем мы, откуда пришли и куда идём. Следующий аспект — это «кого не можете простить?». Жизненные цели, ценности. Я шучу, что лекции у меня — это проповеди, а групповая работа — это групповая исповедь. Я с несколькими старцами на эту тему говорила, и, как правило, они меня благословляли. Спрашивала, правильно ли я делаю, я всё- таки не церковный служитель. Мы проводим рождественские встречи последние 5 лет в Ростове, приглашаем священников.
- Если у Вас появляется свободное время, то что Вы делаете?
- У меня подружка любит ездить в паломнические поездки. Я тоже люблю, правда редко получается. Но даже если куда-то еду, то там, как правило читаю лекции или провожу группы. Не очень умею отдыхать.
- А вот дома что делаете, если появляется свободная минутка?
- Либо пишу, либо читаю. Стараюсь выполнять физические упражнения.
- А есть какое-то творчество? Вижу у Вас рисунки.
- К сожалению, нет. Это потащили меня мои ученики в специальный класс, где рисуют. Для меня творчество — это инсайты. Чувствую болевые точки у студентов и думаю, какими словами, я могу достучаться, чтобы сдвинуть их с этой ситуации. Мне близка стихия воды. Море люблю и душ. В душе мне приходят какие-то инсайты, и я выхожу, начинаю что-то записывать.
- Удивительно, у меня тоже. Часто приходят стихи в душе, и я боюсь их забыть, когда выйду.
- В детстве я как-то писала стихи. Помню дошкольное своё стихотворение:
«Жизнь — это сложная штука,
В этом я убеждалась не раз.
Иногда это горькая скука,
Иногда ввысь зовущий нас глас».
А потом я в горах «летала» много раз без травм. У меня единственный раз была серьезная травма - в воскресенье на олимпиаде на факультете со ступеньки упала и руку сломала. И со сломанной рукой, с гипсом в ванной мне пришли стихи:
«Хочу учить, хочу учиться
И светом Божьим озарять.
Хочу дарить Вам жизни лица
И образ вечности искать!»
«Я стала светом, я стала любовью,
Мне хочется в небе летать.
О, Боже, счастье какое
На нашей земле обитать».
- У вас дочка и три внука уже. Вы часто видитесь?
- К сожалению, не часто. Всех их я нянчила в детстве, и надеюсь, что-то заложила в их представления о себе и мире и повлияла на их характер.
- Это неизбежно, вы не можете не повлиять. А домашние животные?
- Сейчас нет, редкий период. Кошка жила у нас 17 лет, ушла год назад. Собака была у меня в детстве, Альфа. Она меня воспринимала как хозяйку или как любимицу, в детский сад меня провожала, потом в школу провожала. Долго была у нас, лет 12. Потом собак не было, а кошки были почти всё время.
- А Вы единственный ребёнок в семье?
- Единственный. Папа был одним из 14, мама одной из 3. Я одна, дочка одна, а у дочки уже трое. Наше поколение в узкое горлышко попали, когда двух детей иметь было почти неприлично.
- И Вы преподаёте все эти годы?
- Да, мы одно время читали курс психологии на всех факультетах.
- Вы счастливый человек?
- Да. Я с удовольствием иду на работу и с радостью возвращаюсь домой.
- Если бы Вам нужно было обратиться ко всему человечеству, что бы Вы сказали?
- Жизнь — это удивительная, прекрасная штука. По себе могу сказать, что чем дольше я живу, тем интереснее становится жить. Такое огромное количество планов. Я себя утешаю тем, что вечность впереди, и что надо, то и успею. И я научилась выполнять невозможное, потому что желаний и планов больше, чем возможностей объективно. Но при этом я внутренне не напрягаюсь. Сегодня я сделала столько, сколько смогла. Значит так надо. Главное — это принимать судьбу и благодарить за все что было, есть и будет в нашей жизни. Что не делается, все к лучшему для души. Может быть плохо для тела, для судьбы, но для души все равно лучше. Верить в то, что так устроено мироздание, что всё, что нам посылают, - всё для развития и совершенствования души. Мне нравится фраза «Всё, что человек не делает, это одно из двух: либо отдача любви, когда ты поддерживаешь, помогаешь, благодаришь, делаешь комплименты, либо запрос на любовь, когда злишься, раздражаешься, унываешь.
- Что такое любовь?
- Я имею в виду любовь как состояние души и способ отношения к миру. Любовь — это университет. До любви нужно дорасти. Первая ступень — это устойчивая радость. Когда мы научаемся радоваться всему, дождь - хорошо, солнце - ещё лучше. Следующая ступень беспричинное счастье. Пройдя эти ступени, научившись радоваться, научившись беспричинному счастью, следующий этап - безусловная любовь. Это большой труд души. Лучшее место, где любовь можно проверить и развить — это семья. Самый крутой монастырь в современном мире — это семья. Встречаются два человека разного пола, разных привычек, традиций, бытовых особенностей и их задача создать единое пространство любви. И только два счастливых человека могут создать счастливую семью. И в такой семье рождаются счастливые дети. Дальше счастливое общество, государство, цивилизация. Наш мир сейчас в такой кризисной ситуации, потому что слишком мало счастливых. Я на наших годичных курсах на первой лекции говорю, что знания, рефераты, экзамены это важно, но главное, чтобы через год мы стали более счастливыми и любящими. И в этом смысле, счастливый человек более любящий и любящий человек более счастливый.
- Спасибо большое, Ольга Семёновна!
Интервью взяла Инна Силенок