Интервью с Андреем Анатольевичем Плигиным. Часть 2

 pligin1

Мы продолжаем разговор с Андреем Анатольевичем Плигиным - кандидатом педагогических наук, доктором психологических наук, учредителем "Центра НЛП", тренером международного класса, основателем "Центра Бизнес-Технологий", бизнес-консультантом, коучем, психотерапевтом Европейского реестра, автором множества статей, книг и психотехнологий, имеющим 30-летний опыт работы в данной области, автором научной концепции психологической помощи "Системное формирование жизненного пути личности", специалистом в области педагогической психологии, клинической психологии и психологии организационного развития.

-  Андрей Анатольевич, Сколько часов в сутки Вы работаете?

- Что называть работой? Тренинги я обожаю, консультации люблю чуть меньше, но я их стал обожать, когда я стал перепроверять свои авторские техники и делать  исследования. Когда я начал исследовать варианты жизни, 30 выделил и 10 типических описал, тест сделал. Разбирался, что типическое, а что нет. Вот как только я имею дело с клиентом, где симптом очень нестандартный, мне очень-очень становится интересно. Там, где я понимаю, что могу справиться одной техникой, условно, в пределах трех классических для меня консультаций, честно говоря, я сам начинаю себя мотивировать, чтобы вести эту сессию.  Но тогда приходит на помощь идея, что я вообще люблю помогать людям. Тогда мотивации становится больше, мой интерес усиливается, и я прекрасно себя чувствую. Поэтому говорить, что я в это время работаю, я бы не стал. Я бы сказал занимаюсь увлечённо делом. А вот работаю я, когда занимаюсь какой-то рутиной. В целом увлеченно я занимаюсь профессиональной деятельностью 8-10 часов в день. Конечно, есть творческие дни, когда я пишу картины, читаю книги, хожу в театр и т.д.

pligin2

- То есть работа для Вас – это рутинная, однообразная деятельность?

- Можно сказать, я вообще всю жизнь не работаю. Не сказал бы, что я занимаюсь хобби, я занимаюсь любимым делом. У меня их много, и я стремлюсь, чтобы все мои проекты были любимыми. У меня так летит время, что я не успеваю оглянуться. Куда бы я не пошёл, и что бы я не делал обычно, - мгновение - и времени нет. Потом я думаю: “а как так случилось”? Вот сейчас семь дней подряд прошёл тренинг «Коучинг жизненного пути», а я уже был без выходных до этого дней пять, то есть в общей сложности – 12 дней без перерыва. А когда меня спросили коллеги, как я семь дней выдержал, я сказал, что уже 12. Я даже сильно над этим не задумывался, потому что с удовольствием приходил к людям все эти дни и делал любимое дело. Но справедливости ради нужно сказать, что в любом любимом деле есть какие-то мелкие рутинные дела. И такую работу приходится делать, у меня её достаточно, составляет примерно 20-30% моего времени в целом. Я стараюсь её разбрасывать на определенные дни. У меня есть своё представление о продуктивном ритме жизни. Обычно мой год распланирован достаточно детально. Определено, в какие месяцы будет отдых, по каким дням недели проходят консультации. Я давно понял, что привычки рождаются во времени. Утро, день, вечер, да ещё по определенным дням недели. Поэтому все статьи я пишу по утрам в определенные часы, в понедельник, среду и пятницу. Клиентов я принимаю обычно по вторникам и четвергам, иногда добавляются субботы и среды, но стараюсь этого не делать. Периодически среда - творческий день, когда интервью, встречи с интересными людьми, обсуждения будущих проектов. Понедельник и пятница у меня часто выходные, но они творческие и активные: семейные дела, общение с близкими и друзьями, часть дня может быть живопись, поездки, посещение музеев и т.д. Я стремлюсь всегда создать богатый контекст целей и дел. Ну, например, в музее я познакомился с куратором выставки, оказалась потрясающая девушка, взял у неё телефон и хочу взять у неё интервью, как она смогла сделать выставку Бурлюка. Если пошёл отдыхать, то обязательно принёс три интересных дела для своего другого проекта. Поэтому получается большая продуктивность и «больше часов в сутках». Я люблю проживать за один день несколько. Это мой девиз. Я обожаю когда много всего соединяется и происходит в одном контексте. 

- Да, это очень важно. И при этом у этого, наверно, есть разный ритм. Есть дела очень активные, есть медленные задумчивые 

- Точно абсолютно. Мало того, я себя хорошо изучил, и я этим управляю. То есть, например, в понедельник я могу поспать до 10-11, если, конечно, у меня нет утром написания статей. Я вообще не люблю долго лежать в кровати просто так, но по понедельникам могу там задержаться минут на 40 дольше обычного, после того, как проснулся. Это единственный день, когда подобное бывает. Тогда такое утро может быть очень медленным,  рефлексивным и размышляющим. Поэтому иногда приходят творческие мысли, а я их записываю. Вот сегодня сделал полторы страницы заметок таких творческих мыслей, в этом смысле уже сегодня неожиданно состоялся «урожайный» день. Он поделен на три части: утро полностью выходной, днём была встреча в ЗУМе с коллегой, потом занимался всякими разными делами. Затем у меня была работа: банк и налоговая, а сейчас творческое общение с Вами!

- Спасибо! И это дествительно очень интересно. А готовите Вы сами?

- Нет, я могу приготовить что-то для семьи раз в 3-4 месяца. Могу приготовить разного рода вареники и пельмени, испечь несколько тортов, приготовить мясо по-французски, щавелевые щи или грибной суп. Я всё это могу, но я почти этим не занимаюсь. Чтобы я начал это делать, нужно, чтобы все вокруг сказали, что они так сильно этого хотят. Чтобы я увидел их светящиеся глаза и понял, что должен отвечать их ожиданиям. Тогда я прислушиваюсь и подобные дела входят в мои планы. Сам для себя я этого делать не буду.   

pligin3

- «Увидел светящиеся глаза» - это что-то педагогическое.

- Да, абсолютно. Ну вообще это человеческое. Я считаю, что «идеальное Я» - это когда глаза светятся, человек доволен собой, горд, сделал что-то другим людям приятное и хорошее. От маленького поступка – до чего-то значительного. Если я вижу светящиеся глаза у человека, мне хочется всегда откликнуться. Когда у людей получается зажигать сердца и умы других людей, значит он делает что-то важное и очень правильное. 

- Безусловно. Про природу. Уходите ли в горы? 

- Обожаю, но я такой товарищ, что я люблю большое разнообразиеи определенный комфорт. Походы юности по ухабистым дорогам уже в прошлом. Например, могу поехать в горы Швейцарии и быстро оказаться в Женеве или Цюрихе. Я был в гостях и жил в загородном доме у Питера Шутца в Вене, мы вместе ездили в Альпы. А вечером мы уже были в Венской опере. Потом посещали музеи Фрейда и Франкла, они почти на одной улице находятся. Я люблю всё в богатом контексте, сам придумал эту технологию и стиль жизни. И наука, и психотерапия, и любимое дело, и искусство, и много всего интересного. Живопись в Вене потрясающая. Я у Славы Полунина одну любопытную вещь подглядел. Мы разговорились на разные тем, когда я брал у него интервью на «Жёлтой мельнице» (близ Парижа). Он про сына стал рассказывать и вскользь сказал, что тот ради уже прожитого ранее впечатления в Японию полетел, чтобы вернуться в это событие. Я про себя подумал, что я финансово достаточно успешный человек и вопрос купить билет в любую точку мира для меня не стоит. Я так делаю ради профессиональной деятельности, если мое любимое дело резонирует, - тогда выстраивается богатый контекст. А вот от обратного редко случается. И вдруг мы с моим коллегой узнали, что выставка моих любимых пуантилистов из частных коллекций, свезённые со всего мира, в музее Альбертино проходит. Мы тут же придумали профессиональный богатый контекст с музеями Фрейда, Франкла, модальностью психотерапии НЛПт и т.д. И так мы поехали на эту выставку. Вышли оттуда просто сраженные и говорили друг другу взахлёб: как после этого можно писать картины? Всё великое уже написано! Мы так были впечатлены, сражены. Я сказал: “Как бы я жил, если бы  этого не увидел?!” Я счастлив, что ради этого полетели в Вену. И после поездки на Желтую мельницу» я приехал от Славы Полунина и сказал, что мы неправильно живем и нужно жить лучше,  И надо много ещё чего важного и интересного сделать в жизни! Теперь я начал такие события себе устраивать. Когда из одного контекста создаётся событие, а к нему выстраивается другой богатый контекст. Кстати, управление событиями жизни – часть моего авторского метода «Коучинг жизненного пути».  На сайте с таким же названием много про него материала в открытом доступе, там есть статьи, тесты уроки.

- То есть это постоянное переключение, разные темпы, разные впечатления, богатый контекст, любимое дело. Тогда где граница между любимым делом и хобби?

- Её нет. Меня часто спрашивают: как ты отдыхаешь? Я просто делаю то, что мне очень нравится.  У меня всё же существует понятие отдых. Для меня это не только смены ритма жизни и деятельности, сколько смена контекста, в котором ты находишься, и особенно в пространственно-географическом плане. Поездка заграницу - это всегда отдых, даже если там есть профессиональные дела. В таких случаях я имея деловые цели думаю, сколько дней я буду творчески отдыхать. Например, поехали в Америку по трём центрам НЛП, а пересекли семь штатов в итоге. Были там две недели. А из них только четыре дня была командировка по профессиональной деятельности. А всё остальное -  отдых и культурное развитие. Летали над Гранд Каньоном, посещали потрясающие заповедники, ходили на шоу Девида Коперфильда. Отдых для меня - это яркие впечатления, меняющие ландшафт и границы привычного пространства жизни. Например, я обожаю отдых в Барселоне, потому что там есть красивая архитектура Гауди, живопись, Пикассо, Дали, красивые маленькие города рядом с ней, море. А вечером можно взять ноутбук, включить видео, которые ты хочешь монтировать, и с тобой сегодня Никита Памфилов или Сергей Безруков или Константин Райкин. Я создал свой ютюб канал «Путь», для него делаю видео. Можно находиться в Барселоне и быть на связи с такими талантливыми людьми вот прямо тут, сейчас, в другом пространстве. А после яркого дня с «большой сменой декораций» у меня другое эмоциональное состояние, наполненное впечатлениями. Тогда и   мысли иные рождаются от редких эмоций. И поэтому даже уже взятое видео интервью смотрится совсем иначе! Получается найти что-то творческое, чего в ходе личной встречи сразу не увидел. Это смена рамок, это рефреминг ситуаций, жизни, событий, это переформирование всего, что происходит. 

- Очень насыщенно. А чем Вы больше всего гордитесь в своей жизни? 

- Наверно, больше всего я горжусь, что я стал профессионалом, помогающим людям. Хорошим терапевтом, коучем с множеством авторских технологий. Я горжусь, что я создал концепцию «Познавательные стратегия школьников». Я мечтаю лет через 15, написать учебник для 5 классов, руководство для учителя «Как научить ученика учиться», построенное на глубочайшей психологии, как раз познавательных стратегиях в различных областях знаний. У меня уже есть курс для учителей пока только с планами уроков. Там не всё ещё разработано. Описана научная часть, методы работы со стратегиями, их примеры, а очень многое для практики обучения важно сделать вместе с учителями. Мы вместе с моей ученицей и коллегой Екатериной Тишкиной подготовили к изданию 10 сборников примерно по 300 страниц каждый из статей о методе, написанных учителями экспериментальной площадки. Я мечтаю сейчас эти 10 сборников переосмыслить (прошло уже много времени), собрать самое интересное, практическое и опубликовать книгу «Познавательные стратегии на уроках литературы/математики/физики и т.д.», но всё руки пока не доходят. Можно было бы привести примеры конспектов уроков для ищущих учителей.  Я горжусь, что сделал эти 10 сборников, что собственноручно помогал каждому учителю стать автором своих статей, некоторые написали по 3-4 статьи. Почти все они стали Учителями года в своём регионе или городе, есть те, кто стал Учителем года Москвы. Я этим горжусь. И я, конечно, особенно горжусь, что создал «Коучинг жизненного пути», что стал Мастером НЛП, горжусь, что выпустил много известных тренеров НЛП в России. Я считаю, что психолог должен сам, прежде всего, стремиться быть хорошим человеком. Я не люблю психологов, которые тяжелые люди, с которыми трудно общаться, они очень закрытые, могут агрессивно себя вести, доминировать, подавлять другого человека. Мы их видим сплошь и рядом. Это люди, которые сами нуждаются в психологической помощи. Я бы очень не хотел таким быть и стремлюсь быть другим. И я горжусь, что мои лучшие тренеры НЛП - замечательные люди. Многие тренеры, которые вышли из моего центра НЛП, это, прежде всего, Личности и прекрасные специалисты. Это очень важно. Те, кто работали в моем Центре 10-15 лет, потом создали что-то своё, как правило, очень успешные специалисты и хорошие люди. Этим я тоже очень горжусь. Мне кажется, у меня был самый амбициозный проект. Я не знаю ни одного бизнес-тренера,  у которого был такой проект. Восемь тренеров сопровождали пять холдинговых структур по 10-14 дней в месяц. Под нас был открыт целый корпоративный университет, 1200 метров, где мы занимались коучингом топ-менеджеров, там осуществлялись авторские тренинговые программы. Мы обучили 200 топ-менеджеров управлению в стиле коучинге. 500 топ-менеджеров прошли обучение по эффективному управлении бизнесом (НЛП-МБА). Это пока самый большой проект в моей жизни в области бизнеса. Когда мы его завершили, я сказал, что можно консультированием в бизнесе и обучением больше не заниматься, я кажется сделал всё лучшее, что могу. Немного пафосно звучит, ведь всегда есть куда двигаться дальше. Отдельное спасибо Аникееву Григорию Викторовичу, который настолько был привержен собственному обучению и обучению своих топ-менеджеров, всего своего бизнеса. Капитализация его бизнеса и численность сотрудников в регионах за девять с половиной лет  возросли примерно в 10 раз. Это сколько рабочих мест, сколько людей, которые занимаются полезным делом! Мы собственнику помогали развивать социально ответственный бизнес «с человеческим лицом». Его бизнес платит налоги, работает «вбелую», очень активно занимается развитием сотрудников. Мы помогали строить здоровую бизнес-организацию, самообучающуюся и саморазвивающуюся. Мы реализовали там очень много авторских идей и технологий на стыке психологии и менеджмента. Конечно, я этим проектом горжусь. И конечно, горжусь, что развиваю свой собственный авторский метод психологической помощи людям. Сейчас активно разрабатываю «Терапию жизненного пути». Конечно, я горжусь дружбой с замечательными людьми. Я сам давно субъектно выстраиваю свое значимое социальное окружение, с которым мне было бы очень почетно, гордо и приятно общаться, дружить, работать, обмениваться мыслями, идеями. 

pligin4

- Кто Ваш любимый учитель или учителя?

- Первый мой любимый учитель - это классный руководитель, историк, Лилия Васильевна Володичева. Второй мой любимый учитель, химик, Зоя Григорьева Васильева, из-за которой я полюбил химию, пошёл в университет и стал учителем химии. Третьим мои учителем была Энни Энтус. Следующим моим учителем была Маргарита Борисовна Москаленко, режиссёр театральной студии, которая 12 лет нас возила по разным городам, театрам на гастроли, мы открывали театр Натальи Сац вместе с Сергеем Михалковым. Конечно, моим учителем и другом была Татьяна Ильична Сильвинская. Я бы не сказал, что Роберт Дилстс и Джон Гриндер мои учителя, это люди-эталоны, на которых я посматриваю и с которыми приятельствую. С Дэвидом Гордоном мы всё-таки, можно сказать, дружим. Конечно, моим учителем в методологии психологии является Ислам Имранович Ильясов. Когда я ему это говорю, он отвечает: “Перестаньте, Андрей Анатольевич, вы и так всё знаете”, - но это не так, всё знать невозможно, а он, конечно, человек-энциклопедия отечественной психологии. Это человек, который несмотря на свой зрелый возраст и потрясающую мудрость, находится в курсе всех новейших достижений современной психологии. Он очень живо интересуется всем новым, читает зарубежную литературу на нескольких языках. У него всегда есть структурный взгляд на психологические новшества, своя точка зрения. Я горжусь, что могу с ним общаться довольно часто. Очень субъектно сложились наши отношения с ним, я очень хотел иметь возможность общаться с этим потрясающе хорошим человеком самого высокого уровня экспертности. Наш творческий, научный и личностный диалог с таким выдающимся человеком для меня бесценен. Я горжусь, что к нескольким мои книгами он написал предисловие. Кстати, он очень высоко оценил мою авторскую концепцию «системное формирование жизненного пути».

- Андрей, Вы часто перемещаетесь в пространстве. А если бы была уникальная возможно переместиться во времени. В какое время Вы бы хотели попасть, и что там сделать? 

- Я бы хотел переместиться на 200 лет вперёд, потому что я бы хотел увидеть единую теорию психологии и психотерапии. И как химику по первому образованию  мне было бы интересно посмотреть на то, как наука научилась продлевать жизнь, я слежу за теми технологиями, которые нас точно приведут к значительному продлению жизни. Я убежден, что это произойдёт. Я отношусь к тем людям, которые уверены, что свой Менделеев, который построил общую теорию, в психологии тоже будет. Сейчас методологи науки разделились: одни считают, что этого не будет никогда, и у них много доводов на этот счёт. Но я полагаю, через 200 лет мы будем многое знать о нашей психике, парадигмальное знание сложится. Продление жизни до 125 лет, я надеюсь случится лет через 70, может через 50. Мне было бы интересно посмотреть на то, что случится с человечеством, психологией, наукой. 

- Это будет здорово!

Через некоторое время мы предложим вашему вниманию третью часть Интервью с Андреем Анатольевичем Плигиным.


Интервью взяла Инна Силенок