Интервью с Правдиной Лидой Ромуальдовной

july01

Уважаемые читатели! Сегодня мы представляем вашему вниманию  интервью Правдиной Лиды Ромуальдовны, - кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии управления и юридической психологии Академии психологии и педагогики ЮФУ, руководителя программы дополнительного образования  по телесно-ориентированной психологии, мастера спорта, судью, тренера и инструктора по скалолазанию.

Инна Силенок: Лида Ромуальдовна, Вы так прекрасно выглядите, такая спортивная! Вы продолжаете постоянно заниматься спортом?

Лида Правдина: Да, это уже как образ жизни. И именно он меня очень вдохновляет, помогает преодолевать стрессы и информационные перегрузки, которых сейчас ненормальное количество. И я регулярно тренируюсь, 2 – 3 раза в неделю. Мотивация у меня простая. Прежде всего, поработавщее тело – это счастливое тело: мышцы, релаксируя после нагрузки, транслируют по всему организму эйфорическое состояние…. Кроме того, мне летом хочется в  настоящие горы, на настоящие скалы. Для этого нужна определенная физическая форма, что тоже мотивирует к регулярным тренировкам.

july02

Инна Силенок: Вот скажите, если бы я Вам предложила условно свой день или вообще свое время, в которое заняты бодрствованием, поделить на части, то как бы Вы их поделили условно? Сколько Вы как преподаватель, сколько Вы как спортсменка, а может быть как мама, как жена? Ну то есть все свои роли на 100 процентов времени бодрствования Вы бы как поделили? Может у Вас ещё хобби какое-то есть?

Лида Правдина: Я попытаюсь в сутках разместить, но обычно речь идёт о неделе. Потому что некоторые дни приходится уделять только преподавательской деятельности, этого требует от нас расписание, некоторые дни только спортивным и горным проектам. А что касается домашних обязанностей, они конечно ежедневные. Поэтому на сегодняшний момент преподавательской деятельности у меня, наверное, 70%. Сейчас очень много занимают время отчётные виды работы, это, к сожалению, оставляет мало времени для вдохновения. Где-то 15% – спорт, и 15% - дом и домочадцы. Сейчас такая ситуация, что я живу отдельно от своей семьи. Сын уехал в Москву, там его семья. Муж у меня живет в Кисловодске. И вот 15% времени мы либо созваниваемся, либо ездим друг к другу в гости, либо пребывая в каких-то иных видах связи, потому что семья - это важно, и мне важно всё, что там делается, и важно эмоциональное состояние всех членов семьи.

july03

Инна Силенок: Первый раз в горы Вы когда пошли?

Лида Правдина: В студенческие годы я занималась в секции альпинизма, и для того, чтобы получить путевку в альпинистский лагерь, нужно было участвовать в соревнованиях по общей физической подготовке, показать там хороший результат. У меня все получилось и я поехала в альпинистский лагерь «Цей». Потом были еще лагеря – Домбай, Эльбрус, Узункол…. В общей сложности я в альпинизме находила штук 12 вершин, это третий разряд «с превышением»… А в скалолазании – я получила звание Мастера спорта в 30 лет, заняв 5 место в последнем Чемпионате СССР по спортивному скалолазанию…

july05

Инна Силенок: Расскажите о своей любимой вершине, пожалуйста.

Лида Правдина: Скалолазание не предполагает вершин, это прохождение сложного маршрута на скале свободным лазанием. А в жизни моими главными вершинами было то, что я стала мастером спорта, стала судьей. Скалолазание теперь уже, с 2020 г. - олимпийский вид спорта, что открывает ему очень мощные возможности. В регионах строят большие скалодромы, в школах вводятся программы по скалолазанию; идет Всероссийская Спартакиада по скалолазанию… Везде можно серьёзно заниматься. Этот спорт многое развивает в человеке: интеллект, умение принимать решение, смелость, саморегуляцию, экстремальные способности, все группы мышц и координацию, умение попадать в потоковые состояния и находиться в них. И потом эти навыки можно переносить в любые сферы деятельности…. 

july06

Вторая вершина – это то, что я защитила кандидатскую диссертацию по психологии, будучи биологом по первому образованию, это открыло для меня множество возможностей в психологии: я преподаю в лучшем вузе Юга России – ЮФУ,  регулярно выступаю на Всероссийских конференциях со своими исследованиями по психологии служебной деятельности и телесно-ориентированной психологии, регулярно веду мастер-классы по разным видам практик, руковожу программой доп.образования и преподаю в других программах доп.образования. Все это – прекрасные возможности, которые открылись благодаря получению ученой степени….

 

Инна Силенок: Кого Вы считаете своими главными учителями?

Лида Правдина: профессора АПП ЮФУ Ольгу Семеновну Васильеву – она была моим руководителем диссертации, и она для меня пример в первую очередь как человек. К этому мне хочется стремиться. В школе  у меня была учительница русского языка и литературы Анна Тимофеевна. Она находила удивительную тонкую грань между лирикой и рациональным реализмом. Её можно было считать и поэтичной и рациональной. И я это тоже пытаюсь сочетать, как говорил Иван Ефремов, «прохожу по лезвию бритвы».

Инна Силенок: Лида Ромуальдовна, Вы психологический прием ведете?

Лида Правдина: Нет, сейчас нет никакого времени. Просто у меня после каждого тренинга, иногда после выступлений на вебинарах или ещё где-то приходят клиенты, с которыми мы в индивидуальном ключе отрабатываем то, что нужно отработать. Недавно по скайпу 2 месяца работала с соратницей – алтпинисткой, которая переживает сложное состояние из-за трудных отношений и ситуации пандемии. До этого в месячном он-лайн консультировании был подросток-спортсмен из Краснодара со страхом высоты, мешающим ему выступать на соревнованиях…

Инна Силенок: Остается время почитать что-то кроме специальной литературы,  для души?

Лида Правдина: Без чтения совершенно невозможно. Сейчас большинство вещей, которые читаю, я раскапываю  в интернете: во-первых, ссылки и рекомендации, что почитать, а во-вторых, сами тексты… Например, с изумлением обнаружила, что из списка Стругацких я читала не так уж много – А.Чехова, Е. Шварца, Д.Лондона, С. Лема, М. Булгакова, Ф. Достоевского… Но столько еще нечитанного там, а ведь рекомендации Стругацких я бесконечно доверяю….

Недавно прочла В.Пелевина – «Тайные виды на гору Фудзи»… Конечно, при всем своеобразии стиля, Пелевин поражает актуальностью проблематики: в обществе потребления всё пытаются сделать объектом потребления, даже духовные практики. Это и смешно, и печально, и неоднозначно: все время балансируешь между состоянием «Это кощунство!» и «Почему бы и нет?»… Собственно, идея психологической помощи предполагает тонкое различение этой грани: насколько можно подталкивать человека к внутриличностной работе, показывать ему путь, мотивировать? Или он должен все это сам найти и выстрадать, и только тогда это продвигает его к зрелости?....

Еще очень люблю жанр нон-фикшн. Есть удивительная ростовская писательница Инна Калабухова, книги которой – вот последняя, «Черный ридикюль» - оставляют ощущение полного погружения в мое детство, в 60-е годы, в  сообщество этих прекрасных людей – как написано на ее сайте, -  «удивительной и, к несчастью, исчезающей «прослойки» российского общества — интеллигенции с ее неутолимым духовным поиском, любовью к искусству и знанию» ….

По психологии -  в последнее время открыла для себя прекрасный ресурс - это Психологическая газета, которая публикует доклады ведущих психологов, встречающихся на саммитах в Санкт-Петербурге. И там проблематика очень широкая и очень интересная, они умудряются сочетать актуальность и академизм.

Инна Силенок: Здорово. Скажите, пожалуйста, у Вас такая насыщенная жизнь! А творчеству место есть?

Лида Правдина: Конечно, мы же все стремимся интегрировать такие вещи. И вот, наверное, сейчас к творчеству можно отнести проекты. Мой сын тоже закончил факультет переподготовки ЮФУ по направлению «Психология здоровья» (руководитель программы О. С. Васильевоъа). Поскольку он занимается всякими туристическими, альпинистскими проектами, у него возникла идея продвигать незаслуженно забытый бренд психологического туризма. Это сейчас довольно модно, но в стационарных вариантах: люди едут на тренинг на Бали, или на серию каких-то личностно-развивающих практик….     

july04

А тут задумка другая, мы хотим использовать потенциал активного туризма, опираясь исключительно на природные ресурсы России… У нас столько неразведанных прекраснейших территорий!  Именно  в активном туризме сегодня есть возможность отработать модель взаимодействия с экзистенциальными вызовами,  активирующими новые смыслы и уровни миропонимания,  позволяющую на эти вызовы отвечать. Как  говорит К. Грейвз, эта пара (экзистенциальный вызов + смысловая система) образует определённую призму восприятия себя и мира, из которой уже может рождаться огромное разнообразие ценностей, убеждений, онтологий, веры и поведения, таким образом человек может переходить на новый уровень личностной зрелости. Такой переход неизменно влечёт за собой изменение почти всех аспектов психики: восприятия себя и мира, ценностей и пр.; он делает человека более адаптивным, более спокойным, мудрым, уравновешенным и принимающим реальность.

Не случайно психологи сегодня активно изучают феномен «посттравматического роста», который может быть инициирован переживанием экстремального опыта. Так что в активном туризме, в сочетании с работой психолога, фасилитирующей личностное развитие, мы видим большой потенциал.

Инна Силенок: B это очень интересно. Скажите, пожалуйста, у Вас есть внуки?

Лида Ромуальдовна Правдина: У меня сын с женой пока только настраиваются….  Зато есть двоюродные внуки – у моей сестры шестеро внуков, погодки. Я стараюсь быть с ними  почаще, хотя они в Москве, а я на югах. Вожу их на море, в Кисловодск… Это уникальный опыт, присматривать сразу за пятью внуками от трех до десяти. Это держит в тонусе!

Инна Силенок: Замечательно. Если бы я Вам предложила назвать пять любимых занятий в жизни, то что бы Вы назвали?

Лида Правдина: Это, безусловно, общение с близкими, потому что рефлексируя, когда же я чувствую себя наиболее счастливой, я понимаю, что прежде всего - в окружении близких людей, с которыми мы что-то делаем: сидим на даче, куда-то идем, где-то путешествуем… Второе – это вдохновляющие профессиональные моменты, когда чувствуешь себя эффективным преподавателем или консультантом…. У человека что-то меняется, возникает новое видение, и ты к этому сопричастен… В третьих - это горные приключения, горные тропы или скалолазание. Как я понимаю, это помогает прорабатывать стрессы и создает мощнейшие ресурсы, которые потом помогают справляться с рутиной и многочисленными миркопроблемами  обыденной жизни. Четвертое - это наверное такое вдохновляющее общение с коллегами, которое происходит на форумах, когда мы оказываемся в толпе единомышленников, на одной волне. Что еще? Я очень люблю всякие фотопроекты; занялась фототерапией, и надеюсь ее продвинуть как обучающую программу, как только у меня освободится время… Люблю много читать, нахожу в этом и отдых и новое развитие.

Инна Силенок: Вы помните свою детскую мечту?

Лида Правдина: В подростковом возрасте я мечтала и писала в своем дневнике о стиле жизни, а не о статусах и целях. Как я буду каждый день радостно просыпаться, вовлечённо, интенсивно и активно проживать этот день, работать в интересном коллективе над улучшающими жизнь проектами, после работы заниматься спортом, - лазать по скалам; встречаться с друзьями и единомышленниками; общаться с близкими…. И всё это в один день. И у меня практически так и сложилось….

Мне всегда хотелось соединить скалолазание и психологию, поэтому я сейчас развиваю телесно-ориентированную психологию и ландшафную психотерапию.

Инна Силенок: Кем из своих учеников Вы больше всего гордитесь?

Лида Правдина: Когда я работала в Кавминводском институте Сервиса и Туризма , у  меня была дипломница – Аня. Она прекрасно защитилась по теме активного туризма и сейчас, уехав в Германию, живет очень интересной жизнью, вместе с мужем участвует в молодежных проектах в сфере психологии и социальной практики, много путешествует. Она счастлива и живет той самой вовлеченной жизнью, о которой я мечтала в детстве.

july07

Инна Силенок: Удивительно. Это достаточно редко, когда гордятся не социальными достижениями учеников, а их образом жизни.

Лида Правдина: Да. Есть ещё одна девушка - моя бывшая магистрантка Настя, которая в МФЦ г. Ростова-на-Дону активно участвовала в создании психологической службы. Созданная модель службы получила признание  в администрации города, и было решение распространять в службах МФЦ области именно такую модель…

Есть еще  один замечательный  воспитанник, это уже в спорте. Когда я работала тренером по скалолазанию в СДЮСШОР №8 в Ростове, пришел ко мне в группу начальной подготовки 12-летний мальчик Сева. Это было 30 лет назад. Он был тощий,  очень болезненный  и абсолютно раскоординированный. А теперь это мужчина, большой Всеволод, 42 лет, отец двух подростков Глеба и Леды, кмс по скалолазанию, чемпион и призер многочисленных региональных и Всероссийских соревнований. Он до сих пор занимается   скалолазанием,  входит в негласную когорту ведущих скалолазов Ростовской области. Сейчас он приходит на тренировки со своим 15-летним сыном…

Инна Силенок: Интересно. И по традиции такой вопрос: если бы у Вас была возможность обратиться к следующему поколению, которое ещё только родится сейчас, что бы Вы им сказали?

Лида Правдина: Я бы сказала, что мир прекрасен, удивителен и совершенен. Если вам этого не видно,  по-моему, это сигнал о том, что нужно что-то делать с собой до того момента, пока вы это не увидите. Пазл всегда складывается. Если он не складываются – значит, у вас не хватает  каких-то навыков, знаний, систем и уровней видения и понимания; то есть,  надо учиться и продвигаться к личностной зрелости….. 

Поскольку я последние несколько лет преподаю в Академии психологии и педагогики ЮФУ психологию развития для бакалавров и специалистов, я  хорошо знакома с своременными теориями развития взрослой личности – от описания самоактуализирующейся личности А. Маслоу и теории развития эго Дж. Левенджер – до теорий вертикального развития и спиральной динамики К. Грейвза. Так, по Левинджер, развитие личности, заключатся в постепенном обретении большей автономии, большем управлении своим поведением, большем личностном контроле над его механизмами. Автономному человеку присущи широкий взгляд на мир, реалистичность, объективность, приверженность абстрактным идеалам….

july08

Понятие Вертикального развития описывает процесс, при котором восприятие человека меняется на новое — более целостное, гибкое и эффективное, что сопровождается появлением новых способов целеполагания, бытия и мышления. Чтобы произошел переход на новую стадию развития, у  человека должно измениться восприятие себя и мира по трем ключевым параметрам: действие (цели и способы достижения); самоощущение (осознание своих эмоций и эмоций других и управление ими в покое и в стрессе); когнитивные модели (смыслы моей реальности и  мое место в ней).

Так что еще молодому поколению могу сказать: не останавливайтесь в своем развитии, не уставайте развиваться, и именно это дает все большее ощущение благополучия, уместности происходящего, душевной гармонии и гармонии с миром…

Инна Силенок: Спасибо большое, Лида Ромуальдовна, за интересный разговор!


Интервью взяла Инна Силенок