В семье произошло долгожданное чудо! Самая большая радость, великое счастье: в семье родился ребёнок!
Этого ждали мама и папа малыша, бабушки и дедушки, все родственники. Впрочем, бывает иначе, и ребёнок нежеланный, семейная ситуация для него неблагоприятная, но об этом мы поговорим позже. А пока мы можем себе представить самое позитивное развитие событий: родился долгожданный малыш, все счастливы, его любят и проявляют свою любовь, им восхищаются, его оберегают, развивают, создают для него все условия, возлагают на него надежды. В малыше ищут знакомые черты и пытаются с первых дней заметить, на кого он больше похож.
Родители считают своего малыша, особенно первенца, уникальным и неповторимым, ждут от него проявления одаренности. Ребенок обязательно должен быть талантливым! Хотя я не раз сталкивалась с родителями, которые начитавшись разной литературы, начинали доказывать себе самим и другим людям, что у них «самый обычный ребенок».
«Как правильно?», - спросите вы. Ответ здесь не однозначный. Важно верить в одаренность своего ребенка. А предъявлять к нему завышенные требования опасно. Недооценивать ребенка – вредно, требовать от него быть постоянно первым и уникальным – опасно.
Где баланс, как выбрать правильную стратегию воспитания, и что делать, если с ребенком уже большие проблемы, время упущено, он отстает в развитии или проявляет девиантное поведение, или вообще причислен к «особенным» деткам, или у вас ребенок ОВЗ? – ответы на эти вопросы вы получите, читая эту книгу. Я предложу вам систему развития одаренности у любого ребенка. Более того, я предложу вам систему, используя которую можно развить одаренность у человека любого возраста. Начнем с детей.
Одаренный ребенок – это какой? Интернет предлагает формулировку: «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». То есть сразу появляется тема достижений – неких высоких результатов. Что уже само по себе не очень верно. Результатов в чём? Их возможно заметить только в условиях, когда мы предоставили возможность ребенку развиваться в том направлении, к которому у него есть природная склонность. Как её определить? Когда эти достижения появятся? Как мы можем знать, что развивать, и сколько времени потребуется на то, чтобы природная склонность раскрылась и развилась?
Мы знаем много случаев в истории, когда люди, имя которых увековечено их выдающимся вкладом в науку, литературу, искусство, спорт, развитие производства, или какие-то еще направления или отрасли, в детстве никак особенно не отличались от своих сверстников, или это не зафиксировано в исторических документах. И достаточно часто они проявлялись так, как теперь проявляются те дети, которых обучать неудобно: слишком медлительные, задумчивые, «витают в облаках». Или наоборот: гиперактивные, непоседы, привлекают к себе излишнее внимание, слишком шумные и так далее. Я уже писала об этом более подробно в статьях об одаренности.
Получается, что поведение детей одаренных может никак не отличаться от поведения детей, которые став взрослыми, не достигли чего-то такого, что причислило бы их к одаренным людям.
Говоря об одаренности, мы обычно используем такие слова как: способный, талантливый, гениальный, как бы оценивая степень одаренности. А где границы между этими понятиями? Можем ли мы говорить о ком-то, что у него нет способностей? – Конечно, нет! Сколько у человека должно быть способностей, чтобы посчитать его талантливым?
Если посмотреть официальное определение, например, в «Рабочей концепции одаренности» Министерства образования Российской Федерации, изданной в 2002 году, то там «талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества».
То есть если кто-то не вынес достижения ребенка в соответствующее время на суд экспертов или эксперты должным образом эти достижения не оценили, то ребенка талантливым считать не будут! – это изначально неверный подход! Мы теряем множество возможностей для развития детей и человечества в целом при таком подходе!
А как часто происходит так, что ребенок напрягает взрослых, ведёт себя неудобно, и они в отместку перестают замечать его достижения, и начинают замечать только его «плохое» поведение: слишком шумный, слишком эмоциональный, нетерпеливый, агрессивный и так далее. Вряд ли эти взрослые осознают, что мстят ребенку. И не задумываются они над последствиями в жизни ребенка и уж точно над последствиями для страны, отрасли, в которой этот ребенок мог бы сделать открытие, например, если бы они не фиксировались на форме, а задумались над тем, а что за этим? За этим криком, агрессией, нетерпением, неусидчивостью, злостью, капризами, упрямством и т.д. За всеми этими проявлениями «девиантного поведения», как теперь это неудобное поведение принято называть.
Не получив должного развития, природная одаренность маленького человека блокируется с одной стороны, а с другой стороны заблокированная энергия созидания застаивается, трансформируется в негативные эмоции, которые начинают находить выход сначала в отдельных вспышках негативного поведения, потом закрепляются как привычки и переходят в устойчивое девиантное поведение.
О девиантном поведении и о том, как с ним работать, раскрывая и развивая одаренность, я уже написала несколько статей и опубликовала здесь в «Золотой Лестнице». А сейчас я хочу написать о тех детях, которых принято называть вундеркиндами и разобраться в том, благодаря чему они вундеркиндами стали.
17 января празднуется Всемирный день вундеркинда. Выбран именно этот день, так как это день рождения одного из выдающихся американцев – Бенджамина Франклина. Первое свое изобретение – ласты для плавания – Бен создал в возрасте 12 лет.
И мы рассмотрим несколько биографий вундеркиндов, судьба которых сложилась по-разному. Начнем с главного «виновника» праздника 17 января:
Бенджамин Франклин родился пятнадцатым ребенком в многодетной семье мыловара. После него у родителей появились на свет ещё два ребенка. С детства ребенок много трудился, ему удалось поучиться в школе всего два года, потом отец не смог платить за его учебу. Маленький Бен много читал. У родителей не было денег покупать книги, отец брал книги у друзей и знакомых. Отец хотел, чтобы Бен трудился на мыловарне и стал священником. Бену не нравилось работать на мыловарне и становиться священником он не хотел. Тогда отец отправил его к старшему брату в типографию, Бен увлекся типографским делом и стал писать баллады.
Что мы видим? – отец Бенджамина Франклина создавал как мог условия сыну для его обучения и развития. Находил решения его проблем доступными способами. Какие выводы при этом делает ребенок? – проблемы можно решать, есть способ получить то, что хочешь, даже в условиях нехватки ресурсов, он для родителей важен – они стремятся ему помочь, его желания важны, - не хочешь работать на мыловарне и становиться священником – не нужно, попробуй себя в чем-то еще. То есть у Бенджамина до 12-летнего возраста формируются полезные для развития одаренности базовые убеждения о себе и мире и полезные привычки трудиться, читать, заниматься творчеством, отстаивать свои убеждения. Дальше начинается борьба отцов и детей: отец не поддерживает творчество сына, узнав о публикации его баллады. Брат не соглашается печатать произведения Бена, Бен пишет едкую сатиру под псевдонимом, и когда брат об этом узнает, он выгоняет Бенджамина, тот уезжает в Филадельфию и далее его самостоятельный и не зависимый от родственников путь – это биография творческого труженика с генеративным мышлением, - всё время объединение разных направлений и создание принципиально нового.
Сферы, затронутые в детстве, получают развитие на высочайшем качественном уровне во взрослой жизни. Он
- создает и возглавляет дискуссионный клуб (в детстве это был навык отстоять свои интересы в многодетной семье и добиться своего);
- открывает первую в Америке общедоступную библиотеку (книги он читал, взятые у знакомых отца, как мы помним, то есть книги могут быть в общем доступе и их будут читать разные люди);
- руководит почтовым ведомством в Пенсильвании (свои критические произведения, чтобы обойти сопротивление семьи, он издавал под видом писем);
- в детстве ему так понравилось издательство, что позже он становится издателем собственной газеты и альманаха.
Первое открытие, как мы уже писали – ласты, - возникло во время детских соревнований, кто быстрее проплывет, - он привязал к ногам дощечки и всех обогнал. Чем восхитил сверстников.
Бенджамин Франклин на протяжении всей своей жизни что-то изобретал. Его изобретениям посвящены книги и фильмы, если коротко перечислить наиболее известные широкому кругу читателей, то это исследование электричества (он ввел понятия «плюс» и «минус», изобрел лампы для уличных фонарей и плоский конденсатор), испытания металлов на теплопроводность, распространение в воде звука, создал молниеотвод, кресло-качалку, малогабаритную домашнюю печь для обогрева дома, бифокальные очки, и много другое. Задолго до Адама Смита он сформулировал теорию стоимости, обосновав, что ее мерилом является вложенный труд, а не деньги.
«Благодаря чему?», – спрашивают люди, ознакомившись с огромным перечнем достижений этого великого человека из бедной многодетной семьи мыловара. И конечно, очевидно, что это система факторов:
- Природная одаренность, вовремя раскрытая и развитая;
- Навык трудиться в сочетании с семейной моделью постоянного труда – все члены семьи трудятся;
- Закрепление успехов восхищением сверстников и поддержкой родителей на ранних этапах, - а не зависть и травля, как это часто бывает, к сожалению;
- Ранняя возможность получения плодов своего творчества – публикации, применение придуманных им приспособлений и усовершенствований;
- Навык выстаивания в борьбе и нахождения новых путей для решения проблем и удовлетворения потребностей, - проявление генеративного мышления и золотой жизнерадостной воли.
Через некоторое время я предложу вашему вниманию анализ биографий других известных вундеркиндов.
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар