Неделю назад я писала о таком важном и даже необходимом факторе для проявления и развития одаренности человека как вера в него значимого другого. А здесь я хочу поговорить о среде, в которой воспитывается ребенок, или в которой обучается школьник, студент, вращается уже взрослый человек. И о том, как это работает.
Тема среды весьма неоднозначна. Мы можем говорить о том, что Моцарт родился и вырос и всю свою короткую жизнь гения провёл в музыкальной семье. Или вспомнить о дочери Бехтерева, которая пошла по стопам отца, и привести множество примеров известных каждому русскоязычному человеку – семья Михалковых-Кончаловских, Райкиных, да и многих других творческих личностей – «яблоко от яблони…». А можем противопоставить этому семьи, где папа или мама известны на всю страну или даже весь мир, а с детьми произошло то, что любят хлёстко закреплять выражением «на детях гениев природа отдыхает». И мы - психологи понимаем, что здесь всё не так просто и однозначно.
Само наличие двух выше приведённых простонародных высказывания, противоречащих друг другу показывает, как по-разному может складываться судьба человека, родившегося в элитарной семье. А если вспомнить Михайло Ломоносова, великих крепостных музыкантов, художников, приближённых Петра Великого, получивших дворянство за великие труды свои, то картина вырисовывается довольно-таки многообразная, и можно даже подумать о том, что среда значения не имеет. Но она имеет значение. Только несколько иное, чем кажется на первый взгляд.
С одной стороны, среда в которой человек родился и вырос, формирует у него уровень критериев – не случайно существует «анекдот», хотя я считаю это всего лишь одним из вариантов происхождения интеллигента:
- Что нужно, чтобы стать интеллигентным человеком?
- Нужно закончить три ВУЗа.
- Какие? – Оксфорд, Кембридж,… и какой еще?
- Не важно. Нужно, чтобы Вуз закончил твой дед, твой отец и ты.
Можно, конечно, улыбнуться, где-то согласиться. Здесь речь об интеллигентности, то есть о наличии высоких критериев, определенном образе жизни, системе жизненных принципов. Все ли гении и выдающиеся деятели культуры, науки, искусства, медицины, были интеллигентными? – Нет, Конечно. Да и не об интеллигентности речь в этой статье. - Об одаренности. И семья – это среда, которая может сформировать интерес к какой-то деятельности, или образу жизни, а ещё показать пример того, сколько и как человек может, хочет и/или должен работать. Потому что можно быть весьма одарённым от рождения человеком и похоронить все свои прекрасные способности, просто не развив их. Причин тому, почему не развили может быть много.
Первая и основная причина не развитой одаренности у ребёнка, родившегося и выросшего даже в самой прогрессивной и интеллигентной семье – это то, что дети рождаются очень чувствительными. Они рождаются с тонкой кожицей. Нежные, с большими глазами, смотрящими на мир с восхищением, радостью и интересом. Такими рождаются все дети. В любых семьях. А потом родители и другие люди их начинают подавлять. Чаще всего из самых добрых побуждений. Иногда, просто не понимая, что подавляют. Иногда даже понимают, что подавляют, но не могут ничего с собой поделать. Так их воспитывали их родители. И действуя из страха за своё чадо, его благополучие, боясь быть «плохими родителями», «избаловать», они делают всё то, что когда-то клялись не делать по отношению к своим детям, будучи маленькими, стоя в углу или плача в одиночестве, наказанные за провинность, которая им была даже не понятна.
Сила одаренности в высокой чувствительности человека в сочетании с большим количеством энергии, которую одаренный человек готов вкладывать в своё любимое дело, неустанно трудясь в направлении его изучения, освоения, развития и совершенствования.
То, в чём человек одарён, очень важно и интересно для него. Даже маленького. И здесь легко передавить, напугать, подавить, переключить на результат, увести от процесса и соответственно закрыть дверь к развитию таланта или даже гениальности человека. Потому что всё, что связанно со сферой его одарённости ему так близко, что он как «без кожи» в деятельности с его одаренностью связанной. Очень остро воспринимает критику, боится потерять это любимое. В какой-то момент, если он принимает решение, что не способен, что раз его ругают, то это не его, он чтобы не чувствовать острой боли по поводу этого такого дорогого ему дела, принимает решение больше им не заниматься. Или в лучшем случае не заниматься профессионально, - оставить как хобби. И тогда мы периодически удивляемся тому, что Андрей Макаревич – по образованию инженер, а Александр Розенбаум – врач. И смотря программу «Голос» изумляемся тому, что этот исполнитель с уникальным, восхитительным голосом не заканчивал консерваторию, и в лучшем случае только музыкальную школу, работает где-нибудь в ремонтной бригаде или на ферме или где-нибудь еще.
Решение не делать самое любимое дело своей профессией может быть принято в разном возрасте, быть осознанным или неосознанным. Но оно принято. И человек идёт в другую сферу. Она может быть рядом или находиться далеко от сферы его одарённости. Я об этом уже немного говорила в статье «Вера и одарённость». Когда любимое дело переходит в разряд хобби, - это пол беды. Даже скорее не беда, а просто свой особый путь, когда есть шанс вернуться к нему профессионально через какое-то время, интегрировав в него что-то другое, из иных сфер, чему научился, когда осваивал более доступную, менее ранящую возможным неуспехом профессию. Интегрировать и создать своё, новое, уникальное, что, возможно не создал бы, если бы не получил другое образование, не потрудился бы в иной отрасли, не получил бы ещё одну систему знаний и навыков, то есть не расширил бы свой кругозор в направлении как бы не своей деятельности. Это тоже всегда полезно. Не случайно в дворянских семьях ребенка учили нескольким языкам, возили в разные области и страны, хотя в те далекие времена передвигались на лошадях и дорога была нелегкой. Давали детям уроки живописи, вокала, обучали танцам и игре на инструментах, наукам и ремёслам.
Когда человек осваивает несколько профессий, он с одной стороны меньше внимания уделяет какой-то одной. И здесь «люди добрые» тоже подобрали хлёсткое название для разностороннего человека – «семиделкин». А с другой стороны обретает множество нейронных связей, осваивает разные навыки, и потом ему это даёт возможность сделать что-то уникальное своё. А разные языки и соответственно системы мышления, а также увиденные в детстве разные города и страны с их особенностями жизненного уклада создают модель мира, в которой люди могут жить по-разному, а значит этот ребенок уже не будет думать, что плохой – это тот, который отличается от меня, живёт иначе. Этот ребенок не примкнет к тем, кто травит иных детей, которые непонятны на первый взгляд. Ребенок, у которого в картине мира разные модели жизни, много разных вариантов деятельности, множество интересных способов творить и созидать, свою энергию будет направлять на созидание и творчество. А не на зависть, ревность, травлю, агрессию, девиантное поведение и бесцельное существование. Именно среда создает модель того, куда ребенок будет направлять свою энергию. Здесь не всё просто. Но об этом – читайте через неделю в продолжении моей статьи «Одарённость и развивающая среда».
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар