Петр Силенок

petr 1

Уважаемые читатели! Представляет вашему вниманию интервью с Петром Федоровичем Силенком – кандидатом психологических наук, автором и руководителем модальности Генеративная психотерапия в Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге, заведующим кафедрой Генеративной психотерапии в Академии социальных технологий, психотерапевтом Единых реестров профессиональных психотерапевтов Европы и Мира, тренером НЛП международной категории. Сегодня мы говорим о нынешнем статусе генеративной психотерапии и ее возможностях ответить на вызовы современности.

Инна Силенок: Петр Федорович, недавно кафедра генеративной психотерапии, которую Вы возглавляете в Академии социальных технологий, провела конференцию «Ресурсы нового качества жизни. Генеративная психотерапия». Конференция вызвала большой интерес, был высокий уровень докладчиков, были интересные сообщения, было много принципиальной новизны. И многие люди, которые раньше не задумывались вообще о теме генеративного подхода и о теме генеративности в психотерапии и практической психологии, обнаружили, что это действительно перспективное направление, и что оно ещё при этом мало изучено. Скажите, пожалуйста, чем может быть вызвана такая резкая популярность этой темы конференции?

Петр Силенок: Сама конференция была посвящена ресурсам. Ресурс сам по себе есть некое «качество, которое делает качество». Качество самоорганизации. Если посмотреть на все ресурсы, которые есть у людей, которые обеспечивают им качество жизни, то абсолютно во всех ресурсах наблюдается некий вектор. Это и есть, собственно говоря, генеративность. Что есть генеративность? Генеративность – это расширение, появление новых возможностей, перспективных, связанных с задачами развития человека,  Проблемы часто принимают как страдания, а  не как возможности, не как задачи, и не как развитие. Но на самом деле любая   психологическая проблема, трудность, принимается на уровне бессознательного как императив, как приказ срочно что-то менять. Именно поэтому и тяжело, поэтому и трудно, потому что трудность и страдание есть форма несогласия нашего бессознательного с тем, что на самом деле происходит. И вот этот симптом несогласия с трудностью, собственно говоря, и является тем базовым моментом, который говорит о необходимости расширять, получать новые знания, новые возможности, то есть порождать новое. Генеративность означает порождать новое. И это новый подход совсем.

Инна Силенок: Мы же понимаем, что с симптомом и с ресурсами работают многие практические психотехнологии, подавляющее большинство. Они либо работают с причинами, либо они работают с ресурсами или с тем и другим. Здесь же принципиальная разница в том, что ресурсы берутся именно уже в том желаемом состоянии, к которому нужно прийти. И мне кажется, что такой интерес это вызвало сейчас именно потому, что в тех условиях, в которых мы оказались, когда очень много вызовов, и вызовы настолько энергетически мощные, что люди с ними подчас не справляются, и те методы, которыми работали раньше, они в принципе, похоже, что недостаточно валидны в этой ситуации. И у людей появился запрос на то, чтобы найти какую-то панацею, найти какую-то «волшебную таблетку», которая реально смогла бы в тех новых условиях, которые у нас сейчас есть, действительно привести к быстрым и нужным результатам. Насколько генеративная психотерапия реально может оказаться этой так называемой «волшебной таблеткой»?

Петр Силенок: Ну по поводу «волшебной таблетки»...

Инна Силенок: Ну это же метафора.

Петр Силенок: Метафора, конечно, и если использовать как метафору, то конечно это и есть та самая искомая «таблетка» волшебная, которую если ты понимаешь, принимаешь и используешь систематически в сложных тестовых ситуациях, то эти ситуации расширяют твои возможности, открывают двери к новой возможности, и человек видит перспективу. Очень важно, чтобы у человека появлялись перспективы. Почему малоэффективны эти старые методы? Потому что они диагностичны изначально. Они основаны на априорных каких-то, часто не связанных с реальной ситуацией человека формах, на каких-то уже изученных кем-то общих категориях и рекомендациях.

petr 2

Инна Силенок: Которые могут не работать сегодня?

Петр Силенок: Которые могут не работать или работать как-то иначе, или они являются слишком обобщенными. Человек - это индивидуальность, и индивидуальность перекрывает в несколько раз больше возможностей, чем какие бы то ни было представления о симптоматике, о чем-то таком, что человека беспокоит. То есть это бессознательная форма организации, которая уходит корнями в наш род, в наше коллективное бессознательное. И мы в данный момент являемся проявленной вершиной очень большой истории нашего развития. Наша жизнь есть воплощение жизни наших родных прошлых поколений и по отцовской, и по материнской линии. Поэтому возможностей очень-очень много у человека.

Генеративная психотерапия предполагает опору на то, что происходит с человеком в данный момент, здесь и сейчас, именно в плане самоорганизации, не в плане страдания, а в плане того, как человек организует своё страдание, как он избегает вызовов, как он блокирует, фиксирует и так далее. Это всё структуры такого внутреннего стратегического плана. Это нигде не изучается абсолютно. Немножечко, в общем смысле, можно говорить о том, что такие основы есть изучение внутренних стратегических процессов в НЛП, но действительно ресурсы, которые содержатся больше в бессознательном процессе, в коллективной памяти в каких-то других бессознательных вещах, они не изучаются никем абсолютно, даже транс, трансовые формы работы в эриксоновском ключе конечно же я говорю, они предполагают просто вхождение в транс ну, какое-то направление. А что касается самих ресурсов, то они должны человеком осознаваться потом. Они не осознаются - бессознательные ресурсы. А построить просто рекомендационные какие-то советы и перспективы, связанные с позитивной формой жизни - это давным-давно не работает, и по этому поводу даже знаменитый Ошо Раджниш критиковал Носсрата Пезешкиана за его позитивную, исключительно позитивную ориентировку. Он говорил, что это, в общем-то, лицемерие: нет желаемого состояния без актуального состояния, мы не можем понять, чего мы хотим, если мы не понимаем, чего мы не хотим.

Инна Силенок: То есть это как две стороны медали?

Петр Силенок: Да, это система.

Инна Силенок: И это как, наверное, либидо и мортидо, любовь и страх, жизнь и смерть, - Вы про это говорите?

Петр Силенок: Да, про это, конечно. Я говорю о генеративных парах в генеративной психотерапии. Существуют всегда противоположные явления, и они находятся в режиме диалектического противоречия, и в этом как бы преимущество генеративной психотерапии, потому что противоречивые моменты, связанные с обнаружением ресурсов, стоящих за симптомом, не изучаются нигде, кроме генеративной психотерапии, и даже в НЛП этого нет толком. То есть мы специально уделяем и исследовательское, технологическое, и техническое, и методологическое внимание тому, что это за эволюционный запрос такой? Какие смыслы и задачи заключены в том, что ты такой слабый, такой печальный, и у тебя такое здоровье, которое не устраивает, такие отношения, которые тебя не устраивают, и слабая личностная позиция. Это нигде не изучается.

petr 3

Инна Силенок: Я услышала тему противоречий, и сразу подумала, что действительно я вижу сейчас несколько противоречий.

Первое противоречие, которое я вижу, заключается в том, что сегодня, когда есть большой запрос на психотерапию и на работу непосредственно с психотравмой, в ситуации, когда психологическая помощь и психотерапия нужны уже почти всем, появилась общая тенденция создавать какие-то универсальные протоколы, которые позволят по одной схеме быстро всем специалистам работать со всеми обращающимися, так чтобы это было дешево, чтобы это точно работало, чтобы этому можно было научить человека с не таким большим опытом психотерапевтической работы, и при этом чтобы это помогало – с одной стороны. И с другой стороны, тем, что генеративная психотерапия все-таки предполагает некий эксклюзив, то есть каждый клиент – это наш новый университет, ведь что там у него возникнет, проявится, это предсказать невозможно. И никакого четкого протокола в этой ситуации создать нельзя, потому что каждый шаг этого протокола предполагает бесконечное количество неожиданных ответвлений, которые могут возникнуть именно при работе с этим самым клиентом. И тогда вопрос, насколько генеративная психотерапия вообще когда-нибудь потенциально может оказаться народным методом или это всегда будет такой вот эксклюзив для избранных специалистов? В данном случае, я не имею ввиду для избранных клиентов, я в данном случае говорю именно, для избранных специалистов, - то есть каждого ли можно этому научить, и насколько это вообще реально эффективно.

Второе противоречие связано с темой терапевтических трансов Стива Гиллигена. Но об этом позже.

Петр Силенок: Ну, это культурная парадигма. Вплоть до конца 20 века доминировал, так называемый, протокольно-диагностический подход и в медицине, и в психологии, и в психотерапии. Та же самая ситуация с тестами, которые были крайне популярны, особенно когда я учился в 70-80-е годы. То есть тест – это инструмент, который выявлял нечто универсальное, на что тест рассчитан, то есть валидность теста предполагала изначальную стандартизированную ориентировку. Даже в психологии, я уже не говорю про педагогику, как систему рекомендаций, как правильно детей воспитывать. Эта парадигма уступает место тому, на что ориентируется генеративный подход, генеративная психология, психотерапия. Мы ориентируемся на эксклюзивность опыта другого человека, уникальность, неповторимость, потому что существует общее и существует частное, существует единичное, - всё это вместе эксклюзив. Естественно, существуют какие-то протокольные моменты, связанные с экологией, обязательно нужно соблюдать какие-то условия организации взаимодействия с человеком.

Инна Силенок: Но это, наверное, универсально для всех методов?

Петр Силенок: Да, это универсально для всех методов. Другое дело, что это является как бы всеобщим таким моментом, в том числе и для генеративной психотерапии. Но первое, на что имело бы смысл обратить внимание, - в чём этот самый эксклюзив, системный эксклюзив заключается? Мы ищем эти вот противоречивые вещи, как положено, между актуальным и желаемым состоянием, между заявленным, и стремлением что-то изменить, и отрицаемым у себя. Когда человек что-то хочет изменить, это означает, что при этом он также от чего-то хочет избавиться. И то, от чего он собирается избавляться, это часто стереотип. И от него избавляться не нужно, им нужно пользоваться. Скажем, чувством вины, чувствами слабости, ощущением беспомощности, безнадежности и так далее, связанными с некой системой убеждения, которую надо менять. И это развитие уже, это генеративная пара, я об этом сказал. Второе, связанное с первым, это то, что в работе с такими заряженными ситуациями, где есть проблема, и стало быть есть задачи, мы используем эти противоречия, как бы ориентируемся именно на будущее в большей степени, нежели на прошлое, что там изломано в прошлом, А что это, какие изменения мне необходимо получить, и в чём это будет выражено, и какова цена этих моих изменений в будущем? Эта цена всегда адекватна той тестовой ситуации, в которую человек попал. То есть, чем сильнее застревание, фиксация, тем больше нужно сделать усилий для того, чтобы это развернуть.

И второе, помимо противоречий, Генеративная психотерапия -  синтетическое образование, то есть технология синтеза, кооперации, соединение противоречивых вещей – это процесс трансценденции, то есть если что-то есть, значит, зачем-то оно нужно, если есть боль, значит, зачем-то она нужна, если есть эмоции беспомощные, значит, в этом есть какие-то очень мощные посылы для развития буквально, и на своих семинарах и мастер-классах я показываю именно этот аспект – работать со слабыми с точки зрения человека, и беззащитными, и какими-то печальными частями личности, от которых хочется убежать. А на самом деле там бегать не надо, там нужно зафиксировать это и...

Инна Силенок: Договориться с этим.

Петр Силенок: Начать это всё расширять, то есть такой генеративный процесс сделать, именно с точки зрения фиксации. Фиксация, она плоха для клиента, если только она не используется для пробуждения и использования генеративного мышления. 

Ну и третье, самое интересное, важное, - это опора не на эмоции, не на какие-то, дыхательные или телесные практики, - это всё вспомогательные вещи. У нас парадигма порождающего разума, генеративного мышления, то есть это главное, и может быть поэтому это становится таким привлекательным сейчас, потому что возня с негативными состояниями, эмоциями, она ни к чему не приводит, кроме как к их усилению. Интерпретация того, почему ты такой бедный, несчастный, как на психоанализе происходит, и целая система построена огромная, и создан целый язык, который по большому счёту, как бы бесполезен для изменений, - он может помочь нам что-то понимать, получить какие-то ориентиры. Это полезное знание. Но что касается изменений, то изменения всегда для будущего. Они не с прошлым связаны.

Инна Силенок: Как бы да, и при этом «никогда не поздно иметь счастливое детство». То есть получается, что мы можем сейчас изменить отношение к тому, что у нас было, и тогда это наше прошлое перестаёт нас травмировать, а становится ресурсом.

Петр Силенок: Да, конечно. То есть на самом деле это ментальная конструкция и соответствующее отношение, влияющее на наше время и даже на наши перспективы.

Инна Силенок: Возникает вопрос. Когда мы начинаем взаимодействовать с той слабой больной частью, которую жалко, то в этом появляется некоторое сходство с процессуальными методами. Когда мы вступаем с ней в контакт, в чём принципиальная разница в генеративном подходе и в процессуальном подходе?

Петр Силенок: Ну в чём разница между колесом и рулём? Это просто разные уровни анализа. Процессуальные методы, они хороши для управления изменениями определенного типа негативных переживаний в рамках определенной парадигмы. Эта парадигма приветствуется естественно и в генеративной психотерапии. Если наблюдать в определенных рамках за изменением этих самых страхов, то мы можем с удивлением обнаружить, что страхи исчезают и появляется вместо них какая-то совсем другая ситуация. То есть позитивные процессуальные методы – это как один из важных подходов к непосредственному ассоциированному включению человека в процесс изменений. Но в генеративной психотерапии ещё есть много других методов, здесь самым главным является включение разума, то есть понимание того, что ты создаёшь, когда ты страдаешь, к чему это ведёт тебя, а это может быть только через понимание. И генеративный психотерапевт организует такое понимание, что клиент удивляется: на самом деле, слабых и болезненных частей нет у человека. Это «номинализации диагностического типа». Это часть такая остановившаяся, недоисследованная, недообогащённая, недопонятая, потому что она действительно имеет серьёзные негативные коннотации.

Инна Силенок: Когда мы вступаем в диалог с такой вот недоисследованной частью, то в генеративном подходе получается, что мы находим некие новые смыслы того, что происходит. Человек их понимает. И тогда возникает вопрос, а достаточно ли одного понимания для того, чтобы произвести изменения? Ну понял я, а что поменялось? Инсайт – это всегда классно и здорово, это дает энергию, но есть же привычные рельсы, по которым человек ездит. Знать и понимать, и делать – это две большие разницы.

Петр Силенок: Для того, чтобы что-то делать, нужно понимать, что делать.

petr 4

Инна Силенок: Конечно, и не только понимать, что делать, но ещё и иметь на это силы, желание, готовность, иметь энергию на преодоление. Вариант, когда нет сил, то это значит, что я не хочу что-то делать. Я заметила, что когда мы работаем в генеративной психотерапии, то у нас работа состоит условно из двух частей. Одна из которых - это действительно включить у клиента генеративное мышление и достичь понимания им того, что происходит. А вторая часть - это, используя те методы любые, которые у тебя есть, уже убирать то, что мешает осуществлять то, что ты понял.

Петр Силенок: Ну, если бы только не противоречивость этих двух подходов, потому что очень часто традиционные методы, техники, в том числе и техники НЛП, исключают понимание клиентом глубинного замысла бессознательного, которое в императивной форме боли, в форме негативных эмоций и фиксаций задает этот стандарт и соответственно необходимость что-то менять. И ты начинаешь что-то менять, исходя из имеющейся симптоматики. А это означает, что ты просто игнорируешь эту часть, а вначале нужно её вытащить на свет Божий, и с ней, с этой частью, или с целой системой частей иногда нужно работать как с эксклюзивным образом самого себя, который отрицается генеральной личностью. Это понимание 90%, а всё остальное – это приложение. В том числе и традиционные техники, и какие-то нетрадиционные подходы. Да, конечно, техники необходимы, но в генеративной психотерапии размываются границы между пониманием и действием.

Инна Силенок: Когда мы понимаем генеральный замысел бессознательного, фактически мы выводим его на уровень осознавания, то есть даём доступ сознанию к этому замыслу бессознательного. То есть мы налаживаем связь между бессознательным и сознанием, и тогда этот замысел, который в бессознательном может в виде какого-то шифра находиться, и нужно его понимание, начинает проявляться в виде неких слов. То есть появляется лингвистическая форма этого замысла, доступная сознанию. Эта лингвистическая форма зависит сильно от словарного запаса человека, от его культуры, от его ментальности, от его воспитания, от многих факторов. У кого-то более богатая речь, у кого-то менее богатая речь, при этом бессознательное - оно гениальное, как говорил Милтон Эриксон, и оно богато в любом случае. Насколько интеллектуальный потенциал и речевой потенциал субъекта, с которым проводится психотерапия, влияют на способность по-настоящему осознать и вербализовать гениальный замысел его бессознательного? Является ли метод генеративной психотерапии универсальным для людей, независимо от их уровня образования?

Петр Силенок: На первый вопрос об интеллектуальном потенциале отвечу: нет, конечно. По большому счёту, что есть интеллект? Это важнейшая функция нашего мышления, направленная на решение задач. Есть творческие варианты интеллекта, есть репродуктивный интеллект, использующий уже имеющийся опыт. Мы учимся, чтобы использовать опыт. Интеллект хорош, когда ты используешь достаточно адекватные валидные вопросы. Именно его Величество Вопрос заставляет нас думать – искать ответ! Когда человек начинает думать инсайтно и творчески, у него возникают вопросы. Когда вопросов не возникает, нет и интереса. Поэтому люди живут размеренной и очень скучной, серой и больной жизнью в личном и в физическом отношении. Скажем так, в «зоне комфорта» вопросы не возникают. Способность думать и страдать люди не связывают между собой.

Вопрос – это форма задачи для бессознательного. В этом смысле роль генеративного психотерапевта в том, чтобы иметь компетенции понимать и уметь организовывать мышление другого человека, клиента. Генеративный психотерапевт должен побуждать клиента думать именно в ключе решения   задач, связанных с страданием, проблемой, тестовой ситуацией. И они вместе создают модель желаемого качества, то есть идет ориентация на будущее. Реальное будущее – это уже система опор, и она основана исключительно, это абсолютное мое убеждение, только на понимании, принятии и готовности действовать в рамках этих моделей, которые оказались доступными для клиента. Интеллект вообще часто бывает не при чём как способность размышлять. Он важен для интеллектуальной профессии, в том числе для самого генеративного психотерапевта. Это очень важно - умение выбирать из разных систем мышления: из психоанализа, гештальта, НЛП, ещё откуда-то, очень полезную и важную информацию в виде поддержки, структурирования моделей желаемого будущего клиента, - это интеллектуальная функция.

То есть, как правило, генеративные психотерапевты, они же и философы, они же и исследователи, серьезные психологи, они «сталкеры». Сталкер ориентируется в ситуации, он знает, как туда провести. Генеративный психотерапевт ориентируется на функцию проводника, а эта функция связана с аутентичностью, с высшими смыслами.

Инна Силенок: И если интеллект ни при чём, то что при чём? Я понимаю, что основное - это пробудить субъектность? И тогда возникает вопрос, насколько мы можем пробудить методами генеративной психотерапии субъектность в каждом человеке? Это же вечный вопрос, правда же?

Петр Силенок: Важно  пробуждение действий, желания действовать. Первое – это необходимость. У человека должна быть проблемная ситуация. Л.С. Выготский, говоря о зоне ближайшего развития, использовал такую закономерность, как сенситивные периоды: детские - ребенок в начальной школе, в средней школе, ну, может быть, в меньшей степени в старшей школе нуждается в другом человеке, наставнике, педагоге, чтобы актуализировать потребности интеллектуального роста по предмету, - математике, химии, географии и так далее. Сам он это состояние не может создать, потому что потенциал у него есть, а в силу того, что у него отсутствует реальное знание, даже мотивация может отсутствовать, преподаватель создает этот уровень требований, который мы называем зоной ближайшего развития. Наиболее продвинутые ученики и студенты сами себе создают такой уровень, создают стандарты более высокого качества, стремятся к ним. Но для этого нужно воспитать в себе этот потенциал постоянного преодоления трудностей. Инерции или сложности в прохождении к знанию - это универсальные принципы  даже для духовного развития. Должна быть некая необходимость. Откуда она берётся у взрослого человека? - От проблемы. Проблема заставляет страдать. Что такое страдание? Это заряд. То есть, в страдании содержится запрос на улучшение своего состояния. Психологическая проблема  заставляет через страдание    быть заряженным на изменения.

И это тоже сензитивность как и в педагогическом процессе. Это тоже чувствительность к изменениям. Получается своеобразная «зона ближайшего развития». В генеративной психотерапии создаётся зона изменений, - зона ближайшего развития через осознавание противоречивости своего проблемного состояния. Актуализируются так называемые «генеративные пары», отражающие эти противоречивость и заставляющие субъекта думать.   Происходит порождение главного «целительного фактора» - генеративного мышления.

Заряженность на решение проблемы формирует своеобразный исследовательский интерес у клиента. В генеративной психотерапии  создаются модели нового -  желаемого качества жизни. Эти совместно выработанные модели как раз и становятся мощными и весьма привлекательными ориентирами для нового и адекватного понимания, восприятия и поведения. Клиент должен научиться думать генеративно, исследовать себя. Это интеллектуальная творческая работа. И если он не занимается этой работой, то генеративная психотерапия невозможна. Это главный момент в отношениях консультанта и клиента.

Инна Силенок: Хорошо, вернемся ко второму противоречию, которое я почувствовала в начале нашего интервью – к вопросу по поводу генеративных трансов Стивена Гиллигена и генеративной психотерапии – это про одно и то же или это про разное?

Петр Силенок:  Генеративная психотерапия – это целостная модальная система методов, которая ориентирует на расширение картины мира, в том числе через трансовый опыт. Она может включать генеративные трансы в том числе.

Инна Силенок: Генеративные трансы Стивена Гиллигена, коротко, если вот так вот, это что? Это путь?

Петр Силенок: Ну, один из методов, один из подходов, причём даже далеко не самый главный в генеративной психотерапии.

Инна Силенок: Тут я тоже вижу некоторое противоречие. Когда мы говорим о генеративных трансах, то есть транс сам по себе – это как бы контакт с бессознательным, и возможно в трансе придёт что-то, какая-то идея, это может произойти, может не произойти, но вопрос в том, насколько это выйдет на уровень осознавания.

Петр Силенок: Дело в том, что то, что не выходит на уровень осознавания, не используется систематически человеком.

Инна Силенок: Да, то есть оно может какую-то пользу принести, где-то снять какие-то зажимы, где-то что-то станет легче и лучше, но есть методы, которые используют только это, то есть можно просто в гипнозе работать, и при этом, когда мы работаем в генеративной психотерапии и используем при этом и гипноз тоже как один из методов достижения каких-то результатов, то тут в принципе иной подход. Нам нужно в любом случае вывести это на уровень осознавания.

Петр Силенок: Мы говорим о моделях. Модель – это всегда сознаваемая некая система ориентировки в том, что происходит то, что хорошо, и наоборот то, что нежелательно. Генеративная психотерапия через систему моделирования размывает границы между пониманием и поведением клиента. Поэтому  трансовый опыт как у Стива Гиллигена.    очень хорош для генеративного расширения проблемного пространства. Потому что содержит серьезный генеративный потенциал и создает некое пространство будущего.

Нужно проверить в генеративных трансах как происходит состояние генеративного расширения. Даже в NLP, которое я в ДПДГ делаю, я это делаю через генеративную систему мышления, то есть цель – это один из самых важных компонентов. Я вообще считаю, что в NLP-практике существует два центральных вектора компетентности. Первый– это работа с целью, аутентичной персональной   целью.  А второй – это лингвистическая модель, метамодель лингвистической компетенции и вот в работе с целью существует три основных этапа работы.

То есть Первый этап – это целеполагание.

Второй этап – это, собственно говоря, создать транс, войти в это состояние целевое - это и есть генеративный транс, собственно говоря, где это? Где это у тебя в теле как-то проявляется? То есть что ты чувствуешь, как ты проживаешь эту цель, как если бы она у тебя уже была достигнута? - Это моделирование.

И третий этап – это, собственно, программирование, это и есть проект того, как ты видишь, и как эта модель будет проявляться в реальной жизни в твоём поведении как она сейчас по-другому работает у тебя. Это три этапа, и здесь есть место генеративному трансу. На втором этапе это целевой транс или ценностное состояние, - можно по-разному это считать, но это в любом случае не самодостаточно, только этап в моделировании. Стив Гиллиген пытался это сделать самодостаточным - единственно возможным, но это не так, его «генеративные трансы» - это только один из способов создания генеративных моделей.

MyCollages

Инна Силенок: Хорошо, и тогда вернёмся к вызовам времени, к нынешней ситуации, которая у нас есть, когда такой большой запрос на работу с травмой. Можем ли мы считать именно генеративную психотерапию, наверное, наиболее валидным методом для быстрой и эффективной работы с травмой и с посттравматическими состояниями, расстройствами, синдромами и так далее?

Петр Силенок: Здесь как бы два вопроса, чем травма отличается от работы с проблемой, от психологической проблемы, это два разных состояния человека.

В первом случае травма – это объективное переживание потери или утраты, и она выражается в горевании и этот процесс, он объективен и существует критерий качественного, адекватного горевания. Человек должен в процессе проживания травмы прийти к какому-то такому состоянию принятия и усилить свою позицию.

Второе, психологическая проблема – это система отношений, которая уже сформировалась по поводу травмы, - система убеждений и так далее, и это симптоматическая вещь, которая уже на базе травматического опыта сформировалась. это переживание по поводу произошедшего, и в большей степени это связано с темой несчастья, нежели горя.

Есть разница между горем и несчастьем. И психологическая проблема – это про несчастье, а психологическая травма – это про горе.

И естественно, если говорить о генеративной психотерапии, которая ориентируется на адекватность происходящего и обогащение опыта, она действительно валидна в работе с психологической травмой. Генеративная психотерапия валидна в работе с психологической травмой в том, что мы осуществляем поддержку, понимаем законы проживания человеком горя и на каждом этапе строим свои отношения в качестве, скажем, поддерживающего субъекта и генеративного психотерапевта.

Очень многие психологические травмы переходят в проблему, и здесь уже другие задачи. Существуют какие-то объективные законы по поводу того, сколько должно длиться это горевание, но об этом сейчас мы говорить не будем. Есть примеры того как в течение 5 лет человек просто превратил горевание в  образ жизни и  качество жизни катастрофически уменьшилось, и от этого страдают и дети, и все близкие…

Люди, которые нарушают границы проживания горя, они используют рассудочный ум, то есть у них страдательная позиция, заинтересованность в том, чтобы оставаться бедным и несчастным и они переходят в совсем другое качество и таких людей очень-очень много.

Я так думаю, что подавляющее большинство людей, которые испытывают психологические проблемы, это те люди, которые не смогли в свое время, в силу, может быть, малости лет до юношеского возраста, включительно, справиться с травмой.  

Это достаточно серьезный метод или система методов, или подходы. Это генеративный подход, генеративная психотерапия, потому что личность серьезно страдает, и будет в ущербном состоянии, но это нормально, естественно, потому что нет ресурсов. И откуда им взяться? А потом они должны появиться на новом уровне уже, и часто людям это много чем вредит, у них есть какие-то убеждения, они считают, что это будет предательством по отношению к ушедшему человеку или же по отношению к себе самому, то есть это уже как бы такой промежуточный момент.

Многие формы работы с психологической проблемой основаны на том, что   в проблеме остался травматический компонент. Он никуда не делся, и эта несчастная личность носит в себе это горевание, которое не произошло до конца, хотя оно уже и не актуально. Это синтетический подход к работе с проблемой, как с травмой и наоборот.


 Интервью взяла Инна Силенок