Уважаемые читатели! Сейчас после летних Олимпийских игр и в преддверии Паралимпиады в Токио тема спортивных достижений нашей сборной волнует каждого гражданина России. И уже для всех нас не секрет, что в Спорте высоких достижений работают психологи.
И сегодня мы представляем вам уникального специалиста – Галину Леонидовну Анцупову – спортивного тренера и спортивного психолога с необычной профессиональной судьбой. Галина Анцупова - психолог (ЮФУ, психологический факультет), более 30 лет опыта психологом в медицине, спорте, бизнесе, частная практика, заслуженный тренер РФ. В интервью не только интересная судьба спортивного тренера и психолога, нашедшего и подготовившего олимпийского чемпиона 2004 года, но и интереснейшие наблюдения профессионала в области психологии спорта.
- Галина Леонидовна, скажите, пожалуйста, ваша специализация - спортивная психология, верно? Откуда истоки? Вы спортсменка изначально?
- Да, спортивная психология. Я не спортсменка. Пришла в СДЮШОР психологом, но ставки психолога в школе нет. Поэтому сначала поработала методистом СДЮШОР по академической гребле, потом – тренером. Я набирала детей в группу, а потом, через год-два – отдавала в РУОР или - в экипажи СДЮШОР. Кроме того, другие тренеры просили психологически подготовить спортсменов – более взрослых – к соревнованиям. И потом началась работа психологом в юношеской сборной России с целью подготовки к международным соревнованиям. Одним из моих воспитанников был Спинев Николай, который в составе четверки парной выиграл золотую медаль на ХХVIII Олимпийских играх в Афинах в 2004 году. Мне как первому тренеру, присвоено звание Заслуженный тренер России.
- Уникальный случай, я подобного не знаю. Решение стать психологом - откуда оно пришло?
- Когда училась в школе, читала в «Комсомольской правде» рубрику «Алые паруса». Там подсвечивали проблемы молодежи через призму психологии. Меня это заинтересовало, и я приняла решение поступать на психологию в РГУ.
- Это здорово. Расскажите немного о своей родительской семье.
- Папа - военный, мама - учительница. Жили в разных странах - в Азербайджане, в Эстонии, в Польше. Поэтому и взросление проходило с оглядкой на Родину. Все мечты наши связывались с возращением на Родину. Для меня это было знаковым. Мы приехали в Ростов, и я поступила сразу же в Ростовский государственный университет.
- У Вас есть братья или сестры?
- Старший брат - архитектор.
- Тренер - очень сильная личность. При этом Вы - женщина, и нужно было получить эту закалку. Это связано с постоянными переездами и сменами коллективов?
- Скорее всего, да. Адаптационный потенциал проявлялся именно так. Многие тренеры не стали заслуженными тренерами России, а я, не будучи спортсменкой, стала. Анализируя это, я поняла, что главным мотивом для меня было желание доказать жизнеспособность профессии психолога. Потому что сами тренеры и спортсмены снисходительно относились к этой непонятной профессии. И скорее всего, во мне взыграл спортивный интерес. Я много внимания уделяла личностному развитию детей, которые занимались у меня в группе – придумывала для них «вызовы» и трудности, чтобы укрепить дух и веру в себя. С детьми много разговаривала - анализировали полученный опыт, изучали биографии великих спортсменов, смотрели спортивные фильмы.
- Самый интересный проект в Вашей жизни?
- Сбербанк - Сочи с 2010 по 2014 год. В этот период я работала руководителем отдела оценки персонала и карьерного развития Юго-Западного банка Сбербанка России. Моя задача в этом проекте была сформировать современный персонал со знанием языков, обученный навыкам продаж и сервиса. Вызов был серьезный. Самой неожиданной и трудной была задача психологического сопровождения сборной Сбербанка на самой Олимпиаде. Сотрудники из разных регионов страны получили право (по конкурсу) работать в офисах Сбербанка во время Олимпиады. Нагрузка была высокой, так как увеличили время работы офисов. Поэтому пришлось заниматься командами офисов – снимать стресс, сплачивать и нацеливать на сложный период работы с высоким уровнем сервиса.
- Вы коуч и психолог. Нашим читателям было бы весьма интересно, если бы Вы сделали некое сравнение.
- С 2019 года я коуч PCC ICF (Professional Certified Coach), более 800 часов работы с клиентами. И теперь могу точно давать комментарии по общему и различиям психологии и коучинга. Авторы технологии коучинг Тимоти Голви и Джон Уитмор – сами из мира спорта: тренер по теннису и автогонщик. Они объединили теории и модели в спорте, менеджменте и психологии, и предложили технологию создания высокого результата. Это очень созвучно с развитием лидерства. Международная федерация коучинга разработала профессиональные стандарты и уровни мастерства – ACC, PCC и MCC. Сертификация сложная и трудоемкая. Вижу в этом вклад в повышение качества коучинга и в развитие культуры лидерства как в спорте, так и в бизнесе.
Чем отличается консультация психолога и коуч-сессия? Психолог в консультировании большую часть времени уделяет исследованию личности и проблемы, предлагает варианты решения и рекомендации как эксперт. В данном случае психолог отвечает за качество консультации, в меньшей степени – за результат клиента. В коучинге – наоборот, создаются такие условия в консультации, которые приводят к составлению плана действий по движению к изменениям клиента. Меньше исследования, больше слушания, наблюдения и партнерства. Используются техники – шкала, метафора, сдвиг и др. В коучинге важно знать основы психологии, на мой взгляд. К примеру, почти любое движение к изменениям у человека вызывает сопротивление (страхи, ограничивающие убеждения, отсутствие опыта и пр.). В таких случаях полезно понимать психологию эмоций. Новая модель компетенций коуча по стандартам ICF (Международная федерация коучинга), принятая в 2020 году, предусматривает возможность комбинирования коучинга и психологии. Развиваются направления: командный коучинг, бизнес- или лайф-коучинг и др. А, если коротко, то в коучинге пропорция по времени: 20% (коуч) + 80% (клиент), а в психологическом консультировании пропорция по времени – наоборот, больше говорит психолог.
- Какие практические психотехнологии Вы применяете в своей работе?
Коппинг-стратегии Р.Лазаруса, метафору и медитации, формулу изменений Берхарда, MDR (глазодвигательная десенсибилизация), расстановку по Б. Хеллингеру, идеомоторная тренировка, цветовой тест Люшера, тест Сонди и др.
- Вы говорили, что нашли и дали старт олимпийскому чемпиону. Расскажите поподробнее об этом, пожалуйста!
Николая Спинева привели в мою группу ребята, потому что было интересно (так они сказали). До этого другой тренер уговаривал его – Николай не соглашался, занимался подводным плаванием. Николай пришел ко мне в 14 лет физически крепким, этап начальной подготовки ему был неинтересен, что я сразу поняла. Интуиция моя подсказала – нужно искать варианты удержания его в гребле. Вдобавок, он перевернулся в одиночке в октябре в Дону с сильным течением. Два раза бросал греблю – не скрою. Но я нашла решение – договорилась с тренером, который вёз старших ребят на учебно-тренировочный сбор в Краснодар. Это была уже зима, на сборе Николай уже грёб в разных экипажах со старшими. А когда наступило лето, возникла следующая проблема – Николай отказывался поступать в РУОР – хотел стать следователем. Уважая выбор спортсмена, всё же нашла аргументы из будущего, услышала ожидания родителей. После долгих переговоров решили попробовать. И всё случилось – Николай поступил в РУОР, далее в филиал Краснодарской академии спорта. В это время он уже участвовал в Олимпиаде в Атланте (1996 г.) в 22 года. Я с ним иногда встречалась между сборами. Психологически готовила четверку парную (с Николаем) к отбору на Олимпиаду. Теперь мы с ним общаемся как коллеги. Он работал директором СДЮШОР, затем главным тренером страны по гребному спорту, сейчас – зам. Директора ЦСП Ростовской области. Трое детей воспитывают с женой Натальей.
Я, как первый тренер, стала Заслуженным тренером России – высшее звание в спорте.
- Какие Вам это дало ресурсы?
- Какие уроки я извлекла из этого? То, что таланты нужно искать, создавать для них возможности, и, главное – удерживать их. И это не пустые слова. В работе я часто опираюсь на вывод Д. Леонтьева «Потенциал – это особый код личности, проявляющийся в неравновесных системах». Это про вызовы и трудности, в которых приобретается тот самый опыт, который способствует восхождению к индивидуальности и повышает веру в себя.
Что еще заметила? Разные виды спорта развивают специальные стратегии, способы мышления и особые способности у спортсменов. После своей карьеры тренера и психолога в спорте я 17 лет работала в HR-службе Сбербанка, выполняя психологический функционал. И заметила, что, руководители, у которых есть опыт в индивидуальных видах спорта – часть надеются только на себя, у них бывают проблемы с делегированием задач и работой в проектных командах. Зато они успешны в видах деятельности с высокой личной ответственностью. Командные виды спорта, наоборот, развивают способность общего видения ситуации, поиска ресурсов в команде, эмоциональной поддержки других и др. Я даже в игру с собой часто играю – знакомясь с человеком, наблюдая за ним, стараюсь угадывать вид спорта, которым он мог бы заниматься в прошлом. Часто наблюдения не подводят меня.
- Нынешняя олимпиада проходит в непростой эмоциональной ситуации для наших спортсменов. Они с честью справляются со всеми нападками и несправедливостями по отношению к нашей сборной. Расскажите о своих наблюдениях, пожалуйста!
- Олимпиада в Токио вызвала много разных самых сильных эмоций. Обратила внимание, что спортсмены в интервью тоже говорили об эмоциях. Например, Никита Нагорный: вчера испытал противоречивое чувство, с 1 стороны, 21 год не было медалей у страны, с другой стороны – осознание того, что мог бы лучше!
Противоречивые чувства – это то, на что я обратила внимание. С одной стороны – радость, что есть медаль (серебряная или бронзовая), с другой – разочарование, что можно было лучше. Плачут все – и победители и проигравшие.
Поразило также то, насколько отчаянно, неистово, превозмогая боль от травм и несправедливости. И еще душа болит за тех, кто по каким-то причинам готовился 5 лет, но не участвовал. Очень много факторов влияют на результат. Именно поэтому спортсмены готовы к любым ситуациям, а внутри – всё равно мечтают о победе. И надо их поддерживать в движении к мечте. Команда, родители, друзья, тренеры. Но, не все тренеры могут поддерживать, так как больше внимания уделяют исправлению ошибок и стратегиям. Вот в таких ситуациях и нужен психолог! Повышение уверенности и веры в себя, налаживание коммуникаций, если они сложные - вот основные задачи спортивного психолога.
Еще полезно психологическое сопровождение с использованием коучинговых технологий на этапах переходов в карьере.
- Ваше напутствие спортсменам Олимпийской сборной.
Выходите на старт с чувством благодарности всем тем, кто помогали в этом движении. С чувством гордости за свою страну! И, самое главное с пониманием того, что опыт каждого спортсмена уникален и старт – это отличная возможность проявиться таланту!
Меня недавно один юный спортсмен (18 лет) спросил: «Вы же можете определить, глядя на детей, новичков в спорте, кото из них станет олимпийским чемпионом?». Думаю, что вопрос был, скорее всего про себя самого, но я сказала, что могу определить. По каким критериям, как думаете? Задаю я сейчас такой вопрос спортсменам. Один из ключевых критериев для меня - отношение юных спортсменов к неуспеху.
«Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма». У. Черчиль.
- Чем Вы занимаетесь в свободное время? Ваше хобби.
Горные лыжи зимой, фитнесс круглый год, в основном, йога и плавание, общение с друзьями и путешествия.
- То есть всё достаточно активно. Сейчас мы все перешли в онлайн. Вы работаете в онлайн формате? Возможна ли работа спортивного психолога в онлайн формате? Не потеряется ли качество?
- Возможно, конечно. И чаты полезны с целью поддержки. Вот сейчас спортсмены, с которыми я работала на учебно-тренировочном сборе - на Первенстве мира в Болгарии. Я с ними на связи. Пишу им в чатах, настраиваю. Очень мне нравится просмотр и обсуждение со спортсменами фильмов о спорте. Даю задание посмотреть фильм и список вопросов, потом обсуждаем on-line.
Качество не теряется. Стремлюсь сочетать разные формы работы. Так, например, зимой работала on-line со спортсменом из Москвы (стендовая стрельба). А в марте он попросил меня психологически сопровождать его на Всероссийских соревнованиях в Краснодаре. Формат секундирования (сопровождение на соревнованиях) мне самой понравился – наблюдала, корректировала состояние, помогала выстроить стратегию.
- То есть возможности расширились. Какой Вы видите психологию будущего?
В сложном, изменчивом мире важно не только уметь реагировать, но и предвидеть возможные события. Асмолов А.Г. назвал это «преадаптацией». Важно исследовать психические резервы человека, на мой взгляд, и адаптационный потенциал. У психологии большое будущее, несмотря на развитие технологий и искусственного интеллекта.
- Ваше напутствие молодым психологам, которые только пришли в профессию.
Развивайтесь, изучайте тренды и повышайте качество профессиональной деятельности! Также важно не просто коллекционировать методики и тесты, а развивать поисковые способности. Так, например, в оценке лидерских качеств сейчас замеряют даже скорость нахождения недостающей информации.
Сохраняйте человеколюбие, любознательность и оптимизм!
- Галина Леонидовна, благодарю Вас за интереснейший разговор!
Интервью взяла Инна Силенок