Дорогие Читатели! Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с учредителем и директором первого Всероссийского фестиваля военно-патриотического короткометражного кино для детей и молодежи «Потомки Победителей» Евгением Дмитриевичем Витренко.
Инна Силенок: Евгений Дмитриевич, как Вам пришла идея организовать Кинофестиваль?
Евгений Витренко: Идею создания кинофестиваля мне подсказала сама жизнь. Как-то общаясь с мальчишками и девчонками, школьниками 7-8 классов, я решил задать несколько вопросов по истории, так сказать с подвохом. Ну, например, «за что Сталин расстрелял Суворова после Великой Победы, ведь Суворов же полководец, а он взял и распорядился его расстрелять?», или «за что военачальнику Кутузову было присвоено звание Героя Советского Союза». Ответа, к сожалению, правильного никто не дал. Хотя Сталин и Суворов - это личности совсем из разных эпох, и они никак не могли в своей жизни даже встретиться, да и Кутузов не жил во времена СССР.
Давайте признаем, что на сегодняшний день, подрастающее поколение не очень любит читать книги, а к информации формата видео, учитывая популярность соцсетей среди молодежи, более восприимчиво. Я подумал, а что если организовать такую онлайн площадку с познавательным, как я называю «положительным» контентом, где дети своим языком могли бы рассказать и передать свои эмоции, свои виденья для своих сверстников и друзей. Просто создавать какой-то Ютуб канал или группу в Инстаграмм, где бы вещали только взрослые, зная алгоритмы, как это всё создаётся, - это не интересно будет. Интересно сделать так, чтобы видеоролики, будь то документальные фильмы или же музыкальные клипы, делали сами дети, пусть и под руководством взрослых. К тому же изучив информацию, я понял, что кинофестивалей для детей и молодежи патриотического направления, не так уж и много, а всероссийских, которые бы объединяли детей со всей страны, вообще единицы. И то всё более регионального значения. Ну, как-то так, если вкратце, и родилась идея создания фестиваля военно-патриотического короткометражного кино для детей и молодежи, со своей уникальностью, так как все работы от участников со всей нашей большой страны, подавшие заявки на участие в кинофестивале, сразу размещаются на аккаунтах кинофестиваля в социальных сетях.
Их работы будут оцениваться не только обычными людьми, но и профессионалами, и они будут получать за это награды: кубки, дипломы, то есть их уже будут поощрять, и они могут в дальнейшем, при поступлении в учебные заведения или на какие-либо курсы, - прикладывать эти дипломы, грамоты и тем самым показывать, что они не просто в первый раз это делают, а уже что-то знают и что-то умеют. Плюс они могут делиться своими знаниями с другими участниками этого фестиваля. Для них проведут мастер-классы, где режиссёры, сценаристы и специалисты по монтажу и кино смогут поделиться своими знаниями и провести небольшие уроки. И в онлайн формате они смогут общаться, познакомиться и подружиться с участниками из других регионов на разных площадках. Когда человек смотрит и понимает, что какая-то работа ему «заходит», он её оценивает и может сказать своему другу, брату: «смотри, классная работа, посмотри и оцени, напиши комментарий», а если участник видит какие-то комментарии положительные, он входит уже в дискуссию с кем-то. Если говорят, что плохая работа, то участник тоже входит в дискуссию, то есть идёт общение, а если это будут авторские коллективы, киношколы, киностудии, которые делают под руководством родителей, они могут друг с другом знакомиться, узнавать и делиться определёнными знаниями и навыками. И получается, что мы в одном формате не просто посмотрели, оценили, и поблагодарили экспертной комиссией, и положили на полочку, - нет, эти работы размещены в соц. сетях, - ведь конечный продукт и конечная цель любого видео продукта – это массовость просмотра. Это всё делается для того, чтобы люди смотрели и старались ещё больше.
Плюс, это познавательно. Некоторые дети, делая документальные фильмы ищут эти исторические моменты, поднимают документы, делают компоновку, пишут сценарий, доносят своим видением, - да, это видение не профессора какого-нибудь института, не доцента, не великого научного сотрудника, а ребёнка, который свои взглядом изучил эту научную тему, проанализировал и своим языком донёс. И это очень хорошо, что, когда эту работу видят его современники, его друзья, они могут действительно услышать, что это событие произошло.
Есть у нас много детей-патриотов, они стараются донести не только в маленьком своём круге, школе, классе, а их ещё и могут услышать по всей России. Значит можно аккумулировать, собрать, объединить, создать такой алгоритм, где будет несколько элементов присутствовать. И профессионализм старших товарищей, и знания молодёжи, детей и в дальнейшем они будут расти, и это будет развиваться ещё больше и больше.
В мы будем сотрудничать и в дальнейшем с такими организациями, как киноуроки, киношкола, кинопедагогика, подключая общественную организацию «Российское движение школьников», Юнармию, Волонтёров Победы, и они смогут взаимодействовать на моменте киноискусства, от кино, всё-таки никуда не денешься, поэтому они смогут лучше общаться, «солидарничать» и дружить.
Инна Силенок: Евгений Дмитриевич, это патриотический фестиваль, он называется «Потомки Победителей». Почему именно такая тематика, чем вызвано желание провести именно патриотический фестиваль?
Евгений Витренко: Я суворовец, офицер воздушно десантных войск, ветеран боевых действий. Меня с малых лет интересовала военная история. Поэтому брать какие-то другие тематики…Можно и тему спорта выбрать, можно и науки, но патриотическая тема мне ближе, и я понимаю, о чём идёт речь, потому что я военно-патриотическим делом занимался всегда. И будучи и в Москве, и в Белгороде, находясь в рядах Союза десантников России. Для меня это понимаемо и создавать какой-то проект в новом русле, будучи не сильно сведущим в этом направлении, это как-то немножко неправильно.
Инна Силенок: Почему Вы его назвали «Потомки Победителей»?
Евгений Витренко: Сначала был вариант назвать «Мы наследники Великой Победы», но если так называть, то опять же это концентрация именно на 9 мая. Потом мы услышали с женой слова Вениамина Кондратьева, о том, что «мы потомки победителей», он тоже это как бы концентрировал на 9 мая, но мы рассматривали, что мы потомки победителей не только Великой Отечественной войны, но и в разных других событиях. Победы у нас не только же бывают военные, победы у нас существуют спортивные, научные. Мы хотим в дальнейшем эти темы расширять. Не только тема Великой Отечественной Войны, - начиная от Рюриковичей и заканчивая современными событиями. Эти победы мы передаём своим детям, внукам, своим близким, то есть наследники не одной победы.
Почему не можем мы сделать какой-то фильм о спортсмене, докторе, волонтёре, что он побеждает через силу? Также и социальные вопросы нужно поднимать. Он победил алкоголизм, наркотики, он победил недуг своей силой воли, когда его общество прозвало инвалидом. У нас очень много есть ребят, у которых нет руки или ноги, но они не опускают руки, не становятся в переходе просить милостыню, мол «пожалейте меня», а говорят: «да не надо меня жалеть, я вас сам пожалею». И такие ребята достигают на своём жизненном пути высоких целей, свои мечты осуществляют, то есть не надо смотреть только через призму 9 мая и Великой Отечественной войны, да, это наша одна большая, Великая Победа, но у нас очень много и других побед.
И мы будем потом брать разные темы для подачи. Мы не концентрируем внимание именно на военно-патриотическом. На сегодняшний день он военно-патриотический, так как это первый, мы будем учитывать все плюсы и понимать в каком направлении всё идет. Привлекать другие средства и возможности, чтобы это расширялось. Можно будет один кинофестиваль в одной тематике провести в одно время, по другой тематике через 3–4 месяца, то есть кинофестиваль будет объединять несколько направлений. Никто не запрещает нам под этим лозунгом проводить кинофестивали по разным темам. Единственное, мы их разграничим по временным показателям, чтобы люди могли участвовать в военно-патриотическом, спортивном, социальном направлениях.
Инна Силенок: А сами Вы увлекаетесь съёмками фильмов, монтажом? Это как-то связано с какими-то Вашими увлечениями? Почему именно кинофестиваль?
Евгений Витренко: Лично я не занимаюсь видео и монтажом, камеру ни разу даже в руках не держал, я больше по патриотически-военному воспитанию. Я не знаю, как профессионально подойти к камере, но знаю, что видеоролик более «восприимчив», я понял, что нужно использовать восприимчивость людей, то есть то, через что люди лучше воспринимают. На сегодняшний день люди больше воспринимают через видеообраз, видеоконтент. Если люди это воспринимают через видео, и идёт понимание воспринятого, то нужно этим заниматься.
Инна Силенок: Вы его изначально запланировали как всероссийский?
Евгений Витренко: Да, однозначно. В дальнейшем я хочу сделать его международным, так как даже на сегодняшний день пришли работы из Белоруссии, Казахстана, Луганской республики. Пускай наши соседи, родственники и друзья с разных стран смогут принимать участие.
У меня есть клуб «Русло Марибор» в Словении, там очень тесные поддерживаются отношения с выходцами из Советского Союза. Его возглавляет моя мама, а название переводится как русские, украинцы и славяне, оно говорит о том, что мы граждане советского союза и в связи с тем, если населению будет интересна эта тема, то «пожалуйста, добро пожаловать». У кино нет границ, нет национальности и ограничений. Мы открыты для всех, главное, чтобы была правильно описана тема и не было «плохого» контента. Мы, когда принимаем работы, - проверяем их на запрещённый контент и сразу размещаем в социальных сетях, мы не ограничиваем участников. Пускай мы не называемся сейчас международным кинофестивалем, но мы не запрещаем присылать работы с любой точки планеты Земля.
Инна Силенок: Какие страны у вас сейчас приняли участие в фестивале кроме России ?
Евгений Витренко: Нам сейчас из разных уголков России прислали работы. Прислали из Беларуси, Казахстана, Луганской и Донецкой народных республик. Присылали ещё из Приднестровья, но они не переоформили правильно заявку.
Инна Силенок: Уже есть несколько стран, из которых были присланы работы, и соответственно этот кинофестиваль можно считать всероссийским фестивалем с международным участием. А сколько работ было прислано на кинофестиваль?
Евгений Витренко: было принято около 470 заявок. По техническим проблемам, участники, которые подали заявку неправильно, были не допущены до участия. А так у нас было принято все 100% правильно заполненных заявок.
На сегодняшний день было принято более 250 работ, все они прошли в номинации и плюс ещё вне конкурса нам прислали работы, которые по хронометражу не входили в регламент до 5 минут, а так, все работы мы размещаем, мы не делили.
Инна Силенок: Основная тематика Великая Отечественная Война?
Евгений Витренко: На сегодняшний день основная тема присланных участниками работ – это Великая Отечественная Война. Но пришли несколько работ, о событиях сегодняшнего дня. Были приняты некоторые работы о событиях Великой октябрьской революции 1917 года, там была песня под названием «Гражданская война», но песня нейтральная, не говорящая плохого ни о белогвардейцах, ни о красноармейцах. В ней поётся о событиях того времени.
Хоть мы и просили, чтобы присылали работы на разнообразные темы, но упор был на Великую Отечественную Войну. Хотя пришли некоторые работы, которые не связаны с войной, например, была работа про космонавта Юрия Гагарина.
Инна Силенок: А в положении кинофестиваля была прописана исключительно военная тематика?
Евгений Витренко: мы прописывали, но в дополнении писали, какие ещё тематики можно. Хотя несколько музыкальных работ пришли не военного, а именно патриотического направления, «Песня о Родине», мы прописывали: Россия – моя Родина, моя малая земля – моя Родина, то есть мы не ограничивали военным направлением, именно патриотическое. Единственным ограничением была патриотическая направленность, а не военная.
Инна Силенок: Если бы ребёнок захотел в социальном ролике заснять проблему борьбы с наркоманией, он бы не вписался в тематику кинофестиваля?
Евгений Витренко: у нас была одна работа, связанная с наркоманией, но мы не приняли её, так как это была очень жёсткая работа. Очень много было видеокадров, где подтекстом чувствовалась, наоборот, пропаганда наркотиков. И мы её категорически не приняли.
Инна Силенок: Этот момент очень непростой. Как и кто отбирал эти ролики? Дело в том, что когда мы снимаем ролик о Великой Отечественной Войне, те метасообщения, которые могут отчасти скрываться, и одновременно быть очевидными, когда смотришь этот ролик, могут быть разного характера. Они могут содержать какой-т контекст, коверкающий исторические факты и причём это может делаться детьми неосознанно, просто под воздействием каких-то СМИ. То есть сейчас такие времена, что очень большой доступ к разной информации у людей всех поколений, у детей в особенности. Соответственно ролики могли быть разными. Кто у вас отбирал и допускал к конкурсу работы?
Евгений Витренко: Я лично сам просматривал все работы.
Инна Силенок: То есть Вы сами сидели и всё просматривали? Это же колоссальный труд!
Евгений Витренко: Ничего сложного, это, наоборот, приносит удовольствие, потому что, когда ты смотришь работу, сделанную ребёнком, и ты чувствуешь его вдохновение, - ты вдохновляешься сам. Есть некоторые не вдохновляющие работы, где просто кто-то что-то рассказывает, но они тоже по-своему хороши. А есть такие работы, которые пересматриваешь и пересматриваешь, так как они вдохновенно и с чувством сделаны. На сегодняшний день я взял на себя эту ответственность как учредитель и организатор. Я не мог допустить отдать решение этого вопроса кому-то или пустить на самотек. Даже в дальнейшем я буду просматривать все работы лично, однозначно. Может быть дальше кто-то будет мне помогать в просмотре, но я сам буду смотреть все работы. Будет 1000 работ - будем находить время смотреть. Когда будет большее количество работ, будем уже с кем-то делиться, ну а так, на сегодняшний день, все работы просматривал я, даже неоднократно.
Инна Силенок: Фактически, Вы выполнили в том числе роль цензора, ведь были работы, которые Вы не допустили?
Евгений Витренко: Несколько работ я не допустил, они были не в тему и сделаны похабно, даже можно сказать, что это было глумлением. С учетом того, что мне самому всегда была интересна история России и я когда-то даже писал некоторые работы по историческим темам в детстве, зная все эти патриотические нюансы. И видел некоторые нюансы относительно формы одежды, почему они бегают в белых кроссовках, я видел это, но я их допускал. Единственное, что я не мог допустить, так это исковеркивание исторических фактов
Инна Силенок: По поводу исковеркивания исторических фактов. Для того, чтобы не допустить этого, нужно их досконально знать. У Вас историческое образование или Вы просто много читали?
Евгений Витренко: Это стереотип, что, если у тебя есть историческое образование – ты можешь знать историю. В любых высших учебных заведениях, особенно в военных, историю преподносят так, что курсанты её хорошо знают.
Инна Силенок: Что Вы заканчивали?
Евгений Витренко: Рязанское воздушно-десантное Краснознаменское училище, сейчас оно имени Маргелова, раньше оно было Ленинского Комсомола, а сейчас гвардейское уже стало, его часто переименовывают.
Инна Силенок: То есть у Вас хорошая патриотическая подготовка?
Евгений Витренко: Да, я окончил Киевский народно-хозяйственный университет по специальности экономика предприятия, закончил государственную академию муниципального государственного образования. До сих пор занимаюсь самообразованием в разных направлениях и по предпринимательству, и по развитию, и по маркетингу и иногда смотрю исторические фильмы, сделанные историческими обществами.
Инна Силенок: Вы не только придумали фестиваль, а Вы ещё его и финансируете. Это немалые затраты, и Вы приняли такое решение. Не каждый человек, вне зависимости от своего заработка берёт на себя такую функцию. Учредить и финансировать какой-то крупный кинофестиваль, а это крупный уже кинофестиваль, он маленьким не получился, так как у него широкий охват, большая география, две возрастные категории, 10 номинаций. - Это всё не шутки, это большой объём. Чем Вы руководствовались, когда решились взять на себя такие вещи?
Евгений Витренко: Многие задают мне этот вопрос. Почему я решил делать всё это за свои деньги? - В первую очередь, я когда себе ставлю задачу, я не смотрю на финансовые составляющие. Да, я понимал, что будут серьёзные расходы и непростые, посоветовавшись сам с собой и со своей второй половинкой, я это обосновал тем, что это можно назвать инвестиционный проект. Так как я выступаю в нём не только как патриот, но и как предприниматель. С экономической точки зрения я рассматриваю это как то, что, создав и грамотно вложив туда определённые силы и средства, показать, что это государственный проект и он интересен, он может в дальнейшем получить субсидирование от государства. Да, в дальнейшем руководить данным проектом даже при государственном субсидировании можно и нужно. Это нельзя назвать финансовым проектом, на котором можно зарабатывать деньги. Здесь больше морального и духовного удовлетворения, так как я всегда придерживался закона «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Потому что где-то кто-то, словом посоветует, а кинофестиваль он объединяет и притягивает патриотических людей. И ты будешь общаться не с теми людьми, которые говорят о том, что всё тяжело и сидят у телевизора и ругают всё. Этот фестиваль будет объединять целеустремлённых, серьёзных людей. Это можно назвать моей прибылью, что я познакомлюсь с теми людьми, к которым в случае чего я смогу обратиться за советом, консультацией и грамотным ответом. Это можно назвать моей суперприбылью, плюс ещё моя суперприбыль будет в том, что я буду видеть радостные глаза детей. Я люблю детей, так как я сам ещё ребёнок в душе. Радость детей — это самая большая радость в твоей жизни. Потому что чемодан денег на тот свет не заберёшь, а сердце, наполненное улыбками детей, туда возьмёшь. Вот в этом моя суперприбыль, а деньги сегодня есть, завтра в два раза больше будет, а послезавтра 100 друзей скинутся по рублю и посодействуют.
Инна Силенок: Это и гражданская позиция, и духовность и это здорово, что у нас есть ещё такие люди…
Евгений Витренко: Это просто моё человеческое «я»
Инна Силенок: Вас уже поддержали большие всероссийские и региональные патриотические организации. Кто первым отозвался?
Евгений Витренко: Первыми отозвались и поддержали меня мои боевые товарищи и побратимы и Всероссийский Союз общественных объединений ветеранов десантных войск «СОЮЗ ДЕСАНТНИКОВ РОССИИ» под руководством Юрьева Валерия Николаевича. Потом подключились остальные.
Инна Силенок: Здорово, когда есть такая поддержка! Ваша организация называется продюсерский центр «Апулей». Вы что-то ещё продюсировали помимо этого кинофестиваля?
Евгений Витренко: К сожалению, нет. Эта организация была создана с одним товарищем, Максимом Самариным. Он и дал название организации. В одно время, когда возник вопрос кинопроизводства я предложил ему делать видеоролики. Он мне сделал видеоролик на моём оборудовании, и я подумал, что, если эти видеоролики мне приносят доход, и мне не нужно вкладываться в рекламу, я спрогнозировал, что через видеоконтент действительно будет проще. Я предложил ему создать продюсерский центр, потом начал заниматься юридической основой и начал думать о том, что можно делать. - Фильмы, музыкальные клипы, телепередачи - это всё дорогостоящее удовольствие, и для этого нужна большая и серьёзная команда. Мы с ним потом разошлись, так как он пошёл заниматься кинопроизводством, его привлекали на другие площадки, а продюсерский центр остался. У меня в жизни так, что я никогда ничего не бросаю недоделанным, именно моё внутренне «я» должно служить основанием прекратить какой-то проект, или же решение о том, что оно подошло к стадии завершения. В этой ситуации я понял, что этот проект нужно развивать, в связи с тем, что у меня были мысли именно о патриотическом и детском, то я подумал и проанализировал, и решил, а почему бы мне этот инструмент не внести в юридической форме образования. Мы сделали один музыкальный клип на 5 минут «Любовь спасёт мир», ездили с ним в Крым, тоже это за мои средства финансировалось. В перспективе мы думали, что это пойдёт как создание музыкальных клипов для групп. Мы сделали один клип, и я понял, что это не интересно моим партнёрам…
Инна Силенок: может Вам просто не повезло с партнерами, такое ведь тоже бывает ?
Евгений Витренко: Может быть.
Инна Силенок: А как давно существует Ваш продюсерский центр?
Евгений Витренко: Два года уже
Инна Силенок: Это не так давно и, возможно, Вы будете продюсировать ещё что-то, что Вам станет интересным. А почему он назван «Апулей»?
Евгений Витренко: Его так назвал мой партнёр, в честь древнегреческого философа. Название мне понравилось, я почитал его работы, хорошие у него работы.
Через месяц мы предложим вашему вниманию вторую часть Интервью с Евгением Дмитриевичем Витренко.
Интервью взяла Инна Силенок