Уважаемые коллеги, предлагаем вам терапевтическую метафору Александры Усмановой, полезную для работы с клиентами всех возрастов, боящимися ошибок, страдающими страхам оценки, перфекционизмом.
Жила на белом свете одна Девочка. Она была очень хорошенькая и милая. Девочка училась в школе и сильно расстраивалась, когда у неё с первого раза не выходило красиво написать нужную букву или, прочитав стихотворение, тут же его запомнить. Она представляла себе, что хорошие девочки именно такие, если они что-то делают, у них сразу всё получается. И она ругала себя, считала, что она не хорошая девочка, если у неё так не выходит.
Однажды она пришла в гости к соседскому малышу, который только научился ходить. Он сидел на ковре и собирал башню из кубиков. Движения ребёнка были неточными, и башня рушилась. Девочка хотела помочь ребёнку, но он отодвинул её руку. Раз за разом он строил башню, один кубик, второй третий... одно неосторожное движение, и башня снова становилась грудой кубиков. Мама малыша сидела рядом и молча наблюдала с улыбкой. Девочке было не понятно, почему мама не помогает малышу, почему не сделает для него большую, красивую башню, или даже дворец?! Мама мальчика была мудрой женщиной, не так давно она наблюдала, как её малыш тысячу и тысячу раз вставал на ножки и падал, как он учился управлять своими мышцами, костями, суставами, как раз за разом он, скорее интуитивно чувствуя, как надо, оттачивал свой навык путём проб и ошибок.
Вернувшись домой, девочка села за уроки и стала разбирать домашнее задание. Оно было сложное, непонятное. Она по привычке начала называть себя никчёмной, глупой, недостойной. "Наверняка, хорошие девочки из нашего класса уже всё сделали", - думала она. Потом она вспомнила малыша... Она решила сложное задание разбирать по частям, по предложению. Сначала один абзац, затем второй. А на третьем она застряла. "Как же так?! Ведь я всё делаю также!! Я читаю, читаю, и не могу понять!". Тогда она решила позвонить своему брату, он уже вырос и жил отдельно. Она заплакала в трубку, ожидая, что он тоже начнёт её ругать, что она не смогла самостоятельно справиться с элементарным заданием, что отвлекает его по пустякам. Брат её внимательно выслушал и поделился, как ему самому было сложно учиться в школе, когда у него не было ни старшего брата, ни сестры, к кому можно было обратиться за помощью. И только, когда он вырос, он понял, что это такое учиться на собственном опыте, и как собственные ошибки помогают ему в дальнейшем. Брат помог Девочке разобраться с заданием, и она доделала его уже спокойно, перестав себя ругать за каждую заминку.
Конечно, Девочка справилась со своим домашним заданием, и, к её удивлению, она не была так рада хорошей оценке, ведь это был всего лишь маленький шаг в её большой жизни.
Александра Усманова — кризисный психолог, НЛП-Мастер, НЛП-Практик, Эриксоновский гипнотерапевт, координатор горячей линии психологической помощи, г. Санкт-Петербург