Черты характера детей в зависимости от порядка рождения. Единственный ребёнок - первенец

Инна Силенок

pervenets1

В семье появился малыш. Сколько нежности и любви пришло в дом вместе с ним! Мы часами готовы любоваться на эти крошечные ручки и ножки, рассматривать его глазки, ротик, носик, тысячи раз задавать себе вопросы: «На кого он больше похож: на папу или на маму?» Мы ходим на цыпочках, когда он спит, ловим его улыбку, замечаем каждое крохотное достижение и празднуем его. Вот сегодня он схватил погремушку! А сегодня потянул к маме ручки! Он улыбнулся папе, значит, он нас узнает. Он произнес новые звуки, может быть, скоро заговорит!

А ещё мы строим массу ожиданий относительно его будущего. Мы пытаемся предугадать, какие способности родственников по обеим линиям малыш унаследовал, кем он будет, когда вырастет. Мы спорим по поводу его будущей профессии, хотя сам объект спора лежит в колыбели и пускает пузыри. Но в одном мнении мы едины: «Наш ребенок, когда вырастет, обязательно будет великим! Кем великим - математиком, писателем, естествоиспытателем, бизнесменом или политиком, - это еще вопрос спорный, а вот то, что будет великим – это несомненно. Малыш лежит в колыбели и абсолютно не понимает, что такое «великий» и что такое «политик», но он радуется вместе с нами, потому что, как нам кажется, ему передаются наши чувства гордости и предвкушения успеха. Хотя, может быть, он радуется потому, что накормлен, у него сухие пеленки, яркие погремушки, и мама рядом.

Чем больше растёт малыш, тем больше он умеет, и тем шире становится круг освоения пространства вокруг него. И вместе с расширением этого круга появляется всё больше хлопот и страхов у родителей. А вдруг он упадёт и сильно ударится, и это может отразиться на его развитии. А вдруг он съест что-то не то и, не дай Бог, отравится! А вдруг возьмёт что-то в рот и подавится, ведь он же всё тянет себе в рот! У малыша болит животик, и родители не спят ночами вместе с ним. Режутся зубки, и кроха капризничает, и у нас внутри всё переворачивается, так сильно мы с ним связаны. Но ведь эта связь не бывает односторонней. Малыш связан с нами неразделимо, и особенно с мамой. Пуповину перерезали, а связь осталась. Потребность быть всё время рядом с мамой настолько сильная, что вам достаточно выйти на минуту из комнаты за бутылочкой с кашей, - и малыш уже кричит – разрывается, требуя вас назад к себе. Родители часто думают, что это каприз, пытаются приучить малыша быть одним, засыпать без мамы, не подозревая, что они тем самым лишают его такого же необходимого условия для нормального роста и развития, как свежий воздух, молоко и вода. От кинестетического, то есть чувственного, телесного контакта с матерью ребенок получает любовь, тепло, ощущение стабильности, спокойствие, - так необходимые для нормального развития психики малыша. Наличие мамы рядом с ребенком первого года жизни  можно отнести к потребностям нижнего уровня пирамиды А. Маслоу, которую я приводила в ранее опубликованных статьях рубрики. 

Когда плод находится в утробе матери, то там на него воздействует минимум раздражителей. Плод находится в замкнутом пространстве, окруженном околоплодными водами. Там темно, тепло, и звучат звуки, связанные с работой организма матери и самого плода. Ребёнок привыкает к условиям внутриутробного развития. Процесс родов - это стресс для ребёнка и для матери. Родившись, малыш оказывается в условиях, сильно отличающихся от внутриутробных. В новом мире, где он оказался, другая освещённость, другая температура воздуха, другие звуки, и контакт кожи с пелёнками не так приятен как с околоплодными водами. Ребёнок учится адаптироваться к окружающему миру, и для нормального развития ему необходимо чувство успокоения и комфорта, которое возникает только при непосредственном контакте с матерью. Когда ребёнок соприкасается с матерью, он чувствует её тепло и снова слышит звуки, которые знакомы ему ещё с перинатального периода: сердцебиение матери и другие тихие звуки, связанные с работой её организма. А самое главное, - мама его кормит. Мама для него, как принято считать в психоанализе, - это «грудь». Мама для младенца – это его часть, он ещё не разделен с мамой.

pervenets2

Если говорить о груди реальной, то есть о молоке, то важно, чтобы ребёнок получал кормление именно тогда, когда он хочет есть, а не каждый раз, когда он закричит. И насильно кормить малыша не желательно, ведь ребёнок чувствует собственные потребности, просто он ещё не умеет сказать о них. Задача мамы научиться понимать, чего именно хочет сейчас ребёнок, научиться его чувствовать. Чем чаще и продолжительнее происходит телесный контакт малыша с мамой, тем спокойнее и здоровее он бывает. Важно, правда, чтобы мама в момент контакта была спокойна, потому что её состояние непосредственно передаётся малышу. Ребёнку необходима мамина ласка, и при этом очень важно ласкать ребеёнка тогда, когда это необходимо ему. Мамы иногда воспринимают малыша как игрушку, проявляют по отношению к нему бурные эмоции, не обращая внимания на состояние ребенка в этот момент, и тем самым пугают его. Очень важно давать ребенку то, что ему действительно необходимо.

Малыш растет, радует нас своими новыми навыками, а мы стараемся создать ему максимальные условия для успешного развития и роста. Мы покупаем ему самые первые фрукты весной, самые современные игрушки, чтобы у него было «всё, чего у нас не было», малыш чувствует себя королём (или королевой, если это девочка). Родители уверены в уникальности своего малыша, ведь это первенец, наследник, наша надежда и возможность воплотить собственные мечты, не осуществленные нами. Ребенок вряд ли осознает весь груз ответственности, который ложится на него в связи с нашими ожиданиями, но чувство ответственности и собственной уникальности формируется у первенцев уже с раннего детства.

Приятная привычка – чувствовать себя королем. Все тобою восхищаются, тебе отдают всё лучшее, тобою любуются. Правда, иногда ты чувствуешь себя совсем одним, но когда человек уникален, чувство одиночества – это так естественно, в этом есть даже своя сладость, к этому привыкаешь. Родители начинают поговаривать о том, чтобы завести для тебя братика или сестричку.

Вот тут первенцы реагируют по-разному. Одни дети радуются и говорят: «Вот здорово! Так будет веселее!». А другие, привыкнув к тому, что они единственные, и ко всем преимуществам своего положения, а ещё, насмотревшись на проблемы своих сверстников, у которых есть братья и сёстры, услышав такие разговоры, сразу говорят родителям: «И не вздумайте! Мне никто больше не нужен! Ещё чего не хватало! Давайте лучше собаку заведём!». – Жёстко, зато честно…

Родители, напуганные такой реакцией, еще больше укрепляются в мысли, что второй  ребенок необходим, так как первый совсем уже стал эгоистом. И через некоторое время маленький король узнает, что у него скоро будет братик или сестричка.

О том как и какие черты характера формируются у старшего ребёнка в семье читайте в моей статье через неделю.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар