Черты характера детей в зависимости от порядка рождения. Старший ребёнок

Инна Силенок

starshiy1

Продолжим разговор о том, что происходит с первенцем после рождения второго ребенка.

Итак, мама уезжает в роддом и через несколько дней возвращается домой с пищащим свёртком. Родители в восторге. Малыш такой замечательный. Они искренне восхищаются этим красным, вечно кричащим маленьким человеком, и взывают к восхищению первенца: «Посмотри, какой у тебя замечательный братик (или сестричка)!

Посмотри, какие у него маленькие ручки! Посмотри, какие у него маленькие ножки, какой носик! Смотри, как он на тебя похож!» Иногда малыш действительно нравится старшему ребёнку. Он родной, в нём действительно, при желании можно найти сходство с собой, непонятно только, отчего это они всё время в таком восторге? Ну, ребенок. Ну, совсем маленький. Ну, похож на папу и маму. Так я тоже похож. «Он научился брать погремушку!», - ну и что? Я тоже всё могу брать, не только погремушку, они же не восхищаются, - думает с досадой старший ребенок. Почему ему уделяют столько внимания, а я им не интересен?» Такое настроение рано или поздно появляется у старших детей, даже у тех, которые искренне обрадовались, когда родители им сообщили, что у них будет братик или сестричка.

Заботы, связанные с появлением младшего ребенка всё больше затягивают родителей. У них всё больше накапливается усталость от бессонных ночей. Малыш капризничает. Мама ещё не полностью восстановилась от родов. Папе нужно работать, и он может помогать только по вечерам и ночью. Когда они родили первенца, они были моложе, и у них, как им кажется, было больше сил. Они всё чаще просят старшего ребенка  помогать по дому, ходить за молоком, гладить пеленки. Первенцу не хочется  в ущерб приятным собственным занятиям заниматься непривычными заботами. Он обижается. Ему кажется, что родители совсем не уделяют ему внимание.  Они все чаще наказывают старшего, если он отказывается помогать им. Временами он начинает ненавидеть младшего брата или сестру.

На семинарах родители жалуются в общем кругу, когда я предлагаю поделиться самыми наболевшими проблемами со мной и с группой: «Как он (или она) может быть таким эгоистом!», «Почему он не хочет помогать нам?»,  «Почему она не хочет брать с собой на прогулку младшую сестру?», «Он стал таким агрессивным!», «Я боюсь, что она изобьет младшую!», - Родители жалуются на старшего ребенка. Я спрашиваю, что в это время делает младший. Ситуации, конечно бывают разные, объединяет их одно: младший ребенок вторгается на территорию старшего, старший этим возмущен, и родители начинают младшего защищать. В ситуации, когда это связанно со школой, многие родители понимают, что младший ребенок действительно вредит старшему, портит школьные принадлежности, отвлекает брата или сестру от уроков, и тогда пытаются старшего оградить от вторжений малыша. В любом случае, родители решают, кто прав – кто виноват, и вмешиваются во взаимоотношения детей.

Работать с этой темой бывает не просто. И работать необходимо не с детьми, а с их родителями, не зависимо от возраста детей. (Конечно, если ребенок обратился за помощью в разрешении конфликта с братом или сестрой, то помогать нужно ему, но и в этом случае просто необходимо работать с родителями, обратившегося за помощью ребенка.) Реакция родителей на конфликты братьев и сестер, и вообще взаимодействие родителей с детьми в семье, где больше одного ребенка, определяет на всю жизнь отношения между детьми, потому что главное, что «делят» братья и сестры между собой, и никак не могут разделить, - это родители и их любовь.

Родителям необходимо понять, что происходит в душе у старшего ребенка, когда у него появляется брат или сестра. Для возникновения этого понимания Кэтрин Кволс предлагает родителям вспомнить о том, как они сами были маленькими, и рассказать о том, какой порядок рождения был у них самих в родительской семье: кто был единственным, кто первым, кто вторым, кто младшим, кто средним. Мы как бы снова возвращаемся в детство, в свои переживания тех лет. Так проще получить доступ к пониманию проблем своих детей, связанных с взаимодействием с сестрами и братьями.

Оксана жаловалась на то, что у сыновей совсем нет контакта. Она говорила, что ей всё время жалко младшего, потому что старший его бьёт. Я попросила рассказать подробнее. Между старшим Юрой и младшим Алёшей большая разница: двенадцать лет. Младшему сейчас почти три. До появления Алёши в семье всё было относительно спокойно. Юра хорошо учился. К нему приходили друзья, он мастерил модели самолётов, собирал марки, играл в компьютер. Домашней работой родители его сильно не нагружали, но если просили помочь, то он не отказывался. Когда родился Алёша, Юру как будто подменили. Первый год ещё было более – менее нормально, по-прежнему. Родители только попросили Юру, чтобы ребята ходили к нему реже, чтобы «не приносить домой инфекцию», потому что мальчик родился с маленьким весом, слабым и с низким иммунитетом. Это было, конечно, не очень удобно для Юры, но он относился с пониманием. Родители просили Юру ходить за молоком, и он делал это. Алеша по ночам сильно кричал, и Юра стал не высыпаться и хуже учиться. Юра стал более хмурым, у него начались головные боли. Оксана жалела старшего сына, но младший приносил столько хлопот, что на изменение ситуации в семье у Оксаны не было ни времени, ни сил. На жалобы Юры она отвечала: «Выпей таблетку от головы. Ну хочешь, не иди на первый урок, я напишу учителю записку».

starshiy2

Большие проблемы начались, когда Алёша стал осваивать территорию всей квартиры. Он залезал в шкафы, в письменный стол Юры. Особенно малыша интересовали модели самолетов, марки и компьютер, то есть то, что особенно было дорого брату. Юра убрал свои вещи максимально высоко, насколько это было возможно, но, конечно наступил день, когда Алёша смог достать со шкафа модель самолета и сломал её. Это была любимая модель Юры, мальчик клеил её несколько месяцев ещё до рождения Алеши. Теперь Юре было не до моделей. Частые головные боли не позволяли мальчику сидеть поздно вечером и клеить самолет, а днём после школы это было невозможно из-за постоянных вторжений в комнату младшего. Придя из школы и увидев сломанный самолет, Юра отшлепал малыша. Алёша громко заплакал, и мама, конечно, кинулась спасать младшего. Она сильно поругала Юру, запретила ему трогать Алёшу, и целый вечер не разговаривала со старшим сыном. Вечером Оксана пожаловалась мужу, и Юру отругал отец.  У Юры очень сильно разболелась голова, он выпил таблетку и лёг спать. А утром у него поднялась температура, мальчик заболел ангиной. Потом в их семье стали повторяться одни и те же ситуации. Алёша хотел играть тем, что принадлежало Юре. Юра боялся, что малыш сломает его вещи. Дети постоянно ссорились. Пока Юра был в школе, Алеша пробирался в его комнату, не смотря на мамины запреты. Мальчик доставал то, что ему хотелось, а потом приходил Юра, и был скандал. У родителей возникало ощущение, что сыновья делают всё специально. Один кладет высоко, но на видное место что-нибудь интересное для младшего, а тот, в свою очередь, должен это обязательно достать и сломать, порвать, или запачкать. И так каждый день. Потом Юра применял силу: шлёпал или пугал малыша, или запирал в кладовке. Алёша кричал, и мама приходила на помощь и наказывала Юру. Младший при этом продолжал тянуться к старшему, а старший его избегал, и, как казалось, ненавидел.   Родители возмущались, говорили: «Он же большой, ему что, жалко для ребёнка марки? Как он может сводить счеты с младшим братом? Какое он имеет право наказывать Алёшу?» Юра стал часто болеть простудами.

Я спросила Оксану, есть ли у нее братья и сёстры. Оказалось, что она единственный ребенок в семье, и понять проблемы старшего сына ей будет не просто. Я спросила, какие у нее были любимые игрушки, когда она была маленькой. Оксана ответила: «Мишка и клоун». –

- А любимая одежда?

- Разная - в разном возрасте.

- Вспомните любимые книжки, альбомы, может Вы писали дневник. Было ли что-то, чем бы Вы очень дорожили?

- У меня был песенник. Я записывала песни в тетрадку, разрисовывала её.

- Были ли случаи, чтобы песенник попал к кому-то в руки без Вашего разрешения?

- Одноклассник как-то вытащил без спросу из портфеля. Вот я ему всыпала!

- Что Вы чувствовали, когда увидели в руках у одноклассника свой песенник?

- Очень сильную злость. Мне хотелось его ударить. Песенник был для меня как какая-то тайна, для души, я не хотела давать его в руки чужим. Только подружкам.

- Что Вы тогда сделали?

- Выхватила у него песенник и ударила по голове.

- Вы можете понять теперь своего старшего сына?

- Одноклассник – это чужой мальчишка, а Алёша его родной брат. Юра должен его любить, относиться с терпением.

Я предложила Оксане вспомнить конфликтную ситуацию её с детьми, при которой кто-то из взрослых вмешался и принял сторону других детей, а не её. Женщина вспомнила, как в восемь лет поспорила с одноклассницей по поводу того, кто будет дежурить сегодня в классе. Как ни странно, дежурить хотели обе девочки, но учительница назначила не Оксану, а вторую претендентку. Я спросила, что при этом чувствовала Оксана? –

- Обиду.

- Что хотелось сделать?

- Доказать, что учительница не права, поспорить, добиться своего.

- А что хотелось сделать с одноклассницей?

- Хотелось отомстить. Сделать ей какую-нибудь гадость.

- Сделали?

- Я ей на стул мел положила, но она заметила.

- Когда Вы заступаетесь за Алёшу, у Юры возникают такие же чувства, даже сильнее, ведь на сторону Вашей одноклассницы встала учительница, а на сторону Алёши – самый дорогой для Юры человек - мама.

- Ну не знаю.

Ситуации, подобные такой, как возникла в семье Оксаны, встречаются достаточно часто в семьях, где два однополых ребенка, и у них разница в возрасте больше десяти лет. Старший ребенок привыкает быть единственным и ему трудно делить с младшим родителей, которые так долго принадлежали только ему. Родители считают старшего ребенка взрослым и не могут осознать его потребность так же чувствовать себя ребёнком, как и младший. В результате они становятся на сторону «более слабого» участника конфликта, что только усугубляет ситуацию конфронтации между детьми.

Через неделю мы продолжим разбираться в проблемах, возникающих у старшего ребенка в семье, когда у него появляется брат или сестра.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар