Я рассказала вам несуолько историй о единственных, о старших детях, первенцах. А что же происходит с младшими детьми? Казалось бы, они любимчики, родители за них заступаются. Им обычно сходит с рук то, чего старшему ребенку не простили бы. Они быстро привыкают к тому, что всё в доме принадлежит им, и умеют лаской и уговорами, а если не получается, то при помощи скандала получить желаемое. Откуда же у них берется чувство неуверенности? Почему они, такие балованные и любимые, бывают собой сильно недовольны?
Полина пришла в наш Центр на консультацию, сменив работу за год в третий раз. Красивая женщина, по образованию психолог, достаточно хорошо разбирается в проблемах взаимоотношений, и при этом никак не может построить свои отношения с руководством предприятий, на которых начинает работать. История устройства Полины на работу развивалась каждый раз примерно по одной и той же схеме. Где-нибудь на психологическом семинаре, на лекции или в кафе Полина знакомилась с приятной женщиной, тоже психологом. У них завязывались приятельские отношения. Они начинали общаться, вместе ходить на семинары. У второй женщины обычно уже был свой кабинет для психологического приема, или свой психологический центр, или она возглавляла подразделение в фирме, занимающейся организационным консультированием. В общем, новая приятельница Полины, как правило, уже была руководителем. Женщины прекрасно понимали друг друга, и через некоторое время у них возникала мысль начать работать вместе. Мысль быстро воплощалась, и Полина устраивалась на работу на предприятие своей новой приятельницы или в её подразделение. То есть у них возникали взаимоотношения «руководитель – подчиненный».
Первые месяц – полтора всё складывалось вполне благополучно. Полина вживалась в новый коллектив, осваивалась на рабочем месте, начинала нарабатывать своих клиентов. Потом вдруг у неё начинало возникать напряжение с приятельницей – руководителем. По рассказу Полины мне сразу стало понятно, что она начинает соревноваться со своей новой начальницей, но Полине самой это в голову не приходило, а в НЛП не принято давать советы и интерпретировать, исходя из своего понимания, что происходит с клиентом. Когда мы работаем в парадигме НЛП, то бывает важным, чтобы клиент сам пришёл к пониманию того, что с ним происходит, и сам нашёл лингвистическую формулировку этого. Так как ситуация с работой у Полины повторялась много раз, то без всяких интерпретаций и попыток вывести её на осознавание причин частой смены работы, я решила сразу начинать работать в технике «Изменение личностной истории». Работая с чувством напряжения, которое каждый раз возникало у женщины с начальницей, мы постепенно, используя временную регрессию, вернулись в детство Полины. Полина вспомнила, что это же чувство у неё возникало по отношению к старшей сестре. И первая ситуация, которую удалось вспомнить Полине, произошла, когда ей было три с половиной года. Сестра была старше Полины на четыре года. Девочки вместе играли на ковре в гостиной и разбросали игрушки. Когда пришла мама, то она их поругала и велела собрать игрушки в коробку. Досталось больше старшей сестре. Мама считала, что она уже большая и должна следить за порядком в комнате. Кроме того, старшая сестра не собрала в детской свои книжки. И когда мама вышла из комнаты, то старшая девочка, повторяя мамина слова, сказала, что Полина уже большая и должна собрать игрушки, а сама пошла в детскую, убирать книжки.
Чувство, которое возникло у Полины по отношению к старшей сестре, она сама назвала «не хочу», «упрямство». Это была та же самая эмоция и то же ощущение в теле, что возникало у Полины потом каждый раз по отношению к старосте в школе и в институте, и к женщине – начальнице на работе. Только по мере взросления, женщина всё больше осознавала его как возмущение: «Почему она мной командует?», «Чем она лучше меня?». То есть Полина начинала себя сравнивать с женщиной, которая оказывалась старше её теперь уже не по возрасту, а по положению. Я спросила Полину ещё до того, как стала делать технику, хочет ли она тоже быть начальницей? Начальницей быть женщина не хотела, потому что, «слишком много ответственности, головной боли, я так делаю свою работу и ни за кого не отвечаю, а руководитель вечно выясняет, кто прав – кто виноват, остается после работы и т. д.».
- А чего же вы хотите?- спросила я.
- Хочу, чтобы мной никто не командовал.
После техники «Изменение личностной истории» Полина поняла, что у каждого своя работа, и перестала дергаться на поручения, которые ей давала женщина – руководитель.
Младшие дети часто начинают соревноваться со старшими, и так привыкают к этим соревнованиям, что переносят их потом во взрослую жизнь, соперничая с руководством, супругом или супругой, старшим по возрасту и более успешным приятелем.
Через неделю я продолжу рассказ о вторых младших детях в семье и особенностях формирования их личности, обусловленных порядком рождения.
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар