Если обощить то, о чём мы писали в рубрике «Лесенка Родителям» начиная с 3 февраля 2022 года, можно выделить следующие особенности характера детей в зависимости от «порядка рождения» и количества детей в семье:
ЕДИНСТВЕННЫЕ ДЕТИ:
- Самостоятельны, так как сравнивают себя с взрослыми, стремятся быть такими же, как они;
- Ответственны, так как на них возлагаются большие надежды, они чувствуют себя обязанными их оправдать;
- Искренне верят в свою уникальность, им с раннего детства передается эта вера родителей;
- Стремятся выделиться из коллектива, всегда быть первыми (чтобы доказать себе самим и другим собственную исключительность), в результате у них часто бывают проблемы в коллективе;
- Привыкли к одиночеству, и иногда трудно идут на контакт со сверстниками;
- Легко умеют договариваться с взрослыми;
- Не привыкли делиться;
- Думают обычно о себе и своем «удобстве»
- Делают то, что нравится им;
Задача родителей, если у них в семье один ребенок, научить его общению с другими детьми. Также важно помнить, что возложение больших надежд на единственного ребенка лишает его права на ошибку. И тогда дети начинают лгать или, один раз серьёзно ошибившись, делают вывод, что недостойны быть лучшими. А значит, теперь можно «пуститься во все тяжкие».
СТАРШИЕ ДЕТИ
- Самостоятельны, так как сравнивают себя с взрослыми, стремятся быть такими же, как они;
- Умеют заботиться о младших детях;
- Ответственны, так как на них возлагаются большие надежды, и с них спрашивают и за них самих и за младших.
- Сильно преуспели в «заслуживании» любви;
- Привыкли делиться с младшими и уступать им;
- С детства умеют распределять обязанности и планировать время;
- Склонны к подавлению чувств, умеют быть терпеливыми;
- Часто становятся лидерами;
- Часто думают, что жизнь не справедлива, и может незаслуженно отнять у них «нажитое непомерным трудом», как когда-то младший брат или сестра «отняли» у них любовь родителей;
- Не умеют просить помощь, стараются сами справиться с трудностями.
Задача родителей, когда появляется младший ребёнок, помнить, что старший всё ещё остаётся ребёнком, которому нужна ласка, забота, внимание, возможность почувствовать себя маленьким.
ВТОРЫЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДЕТИ, КРОМЕ МЛАДШИХ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
- Хорошие коммуникаторы, умеют договариваться и со старшими и с младшими;
- С трудом определяют, чего именно хотят, и для чего они нужны;
- Привыкли «сражаться» за территорию;
- Привыкли делиться, умеют делать это с выгодой для себя;
- Многие из них с детства усваивают, что «надо всех любить» (родителей, старших и младших братьев и сестер) и показывать эту любовь, чтобы получать от жизни необходимые блага;
- Знают, что «ласковое теля двух мамок сосёт»;
- Стремятся к власти вне дома, удовлетворяя потребность в лидерстве, невозможном в родительской семье;
- Хорошо владеют речью;
- Завидуют и старшим и младшим;
- Если что-то не получается, стремятся убедиться, что это произошло по не зависящим от них причинам, так как «жизнь не справедлива».
Задача родителей дать возможность детям, которые волей судьбы оказались не старшими и не младшими, быть дома лидерами. А главное, помните, что ласка забота и внимание в равной степени нужна всем детям, не зависимо от возраста и порядка рождения!
МЛАДШИЕ ДЕТИ
- Привыкли получать то, что хотят;
- Не терпеливы;
- Привыкли, чтобы о них заботились;
- Легче старших выражают свои чувства;
- Легко идут на контакт с родителями;
- Ждут, когда за них решат их проблемы;
- Легко просят помощи, даже когда могут справиться сами;
- Подражают старшим братьям и сестрам и завидуют им;
- Часто, не замечая собственной полезности, думают, что никому не нужны.
Задача родителей научить младшего ребенка принимать решения, делать выбор. Необходимо создать условия для того, чтобы младший ребенок мог приносить реальную пользу, и мог сам выбрать область, в которой он может быть полезен, начиная с раннего детства.
Здесь хочется добавить, что если между старшим и следующим ребёнком разница в возрасте более семи лет, то он начинает проявлять черты как старшего, так и единственного. Если разница между старшим или средним ребенком и младшим больше десяти лет, то младший тоже проявляет черты единственного ребенка, с той разницей, что он в отличие от первенцев, не хочет брать на себя ответственность, и не склонен быть «первооткрывателем». Он верит в собственную уникальность, но ждёт, чтобы о нём позаботились. Он амбициозен, но ему легче достаются успехи, так как он легко принимает помощь.
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар