Особенности характера детей в зависимости от порядка рождения

Инна Силенок

harakter1

Если обощить то, о чём мы писали в рубрике «Лесенка Родителям» начиная с 3 февраля 2022 года, можно выделить следующие особенности характера детей в зависимости от «порядка рождения» и количества детей в семье:

ЕДИНСТВЕННЫЕ ДЕТИ:

  • Самостоятельны, так как сравнивают себя с взрослыми, стремятся быть такими же, как они;
  • Ответственны, так как на них возлагаются большие надежды, они чувствуют себя обязанными их оправдать;
  • Искренне верят в свою уникальность, им с раннего детства передается эта вера родителей;
  • Стремятся выделиться из коллектива, всегда быть первыми (чтобы доказать себе самим и другим собственную исключительность), в результате у них часто бывают проблемы в коллективе;
  • Привыкли к одиночеству, и иногда трудно идут на контакт со сверстниками;
  • Легко умеют договариваться с взрослыми;
  • Не привыкли делиться;
  • Думают обычно о себе и своем «удобстве»
  • Делают то, что нравится им;

Задача родителей, если у них в семье один ребенок, научить его общению с другими детьми. Также важно помнить, что возложение больших надежд на единственного ребенка лишает его права на ошибку. И тогда дети начинают лгать или, один раз серьёзно ошибившись, делают вывод, что недостойны быть лучшими. А значит, теперь можно «пуститься во все тяжкие». 

СТАРШИЕ ДЕТИ

  • Самостоятельны, так как сравнивают себя с взрослыми, стремятся быть такими же, как они;
  • Умеют заботиться о младших детях;
  • Ответственны, так как на них возлагаются большие надежды, и с них спрашивают и за них самих и за младших.
  • Сильно преуспели в «заслуживании» любви;
  • Привыкли делиться с младшими и уступать им;
  • С детства умеют распределять обязанности и планировать время;
  • Склонны к подавлению чувств, умеют быть терпеливыми;
  • Часто становятся лидерами;
  • Часто думают, что жизнь не справедлива, и может незаслуженно отнять у них «нажитое непомерным трудом», как когда-то младший брат или сестра «отняли» у них любовь родителей;
  • Не умеют просить помощь, стараются сами справиться с трудностями.

Задача родителей, когда появляется младший ребёнок, помнить, что старший всё ещё остаётся ребёнком, которому нужна ласка, забота, внимание, возможность почувствовать себя маленьким.

harakter2

ВТОРЫЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДЕТИ, КРОМЕ МЛАДШИХ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ

  • Хорошие коммуникаторы, умеют договариваться и со старшими и с младшими;
  • С трудом определяют, чего именно хотят, и для чего они нужны;
  • Привыкли «сражаться» за территорию;
  • Привыкли делиться, умеют делать это с выгодой для себя;
  • Многие из них с детства усваивают, что «надо всех любить» (родителей, старших и младших братьев и сестер) и показывать эту любовь, чтобы получать от жизни необходимые блага;
  • Знают, что «ласковое теля двух мамок сосёт»;
  • Стремятся к власти вне дома, удовлетворяя потребность в лидерстве, невозможном в родительской семье;
  • Хорошо владеют речью;
  • Завидуют и старшим и младшим;
  • Если что-то не получается, стремятся убедиться, что это произошло по не зависящим от них причинам, так как «жизнь не справедлива».

Задача родителей дать возможность детям, которые волей судьбы оказались не старшими и не младшими, быть дома лидерами. А главное, помните, что ласка забота и внимание в равной степени нужна всем детям, не зависимо от возраста и порядка рождения!

МЛАДШИЕ ДЕТИ

  • Привыкли получать то, что хотят;
  • Не терпеливы;
  • Привыкли, чтобы о них заботились;
  • Легче старших выражают свои чувства;
  • Легко идут на контакт с родителями;
  • Ждут, когда за них решат их проблемы;
  • Легко просят помощи, даже когда могут справиться сами;
  • Подражают старшим братьям и сестрам и завидуют им;
  • Часто, не замечая собственной полезности, думают, что никому не нужны.

Задача родителей научить младшего ребенка принимать решения, делать выбор. Необходимо создать условия для того, чтобы младший ребенок мог приносить реальную пользу, и мог сам выбрать область, в которой он может быть полезен, начиная с раннего детства.

Здесь хочется добавить, что если между старшим и следующим ребёнком разница в возрасте более семи лет, то он начинает проявлять черты как старшего, так и единственного. Если разница между старшим или средним ребенком и младшим больше десяти лет, то младший тоже проявляет черты единственного ребенка, с той разницей, что он в отличие от первенцев, не хочет брать на себя ответственность, и не склонен быть «первооткрывателем». Он верит в собственную уникальность, но ждёт, чтобы о нём позаботились. Он амбициозен, но ему легче достаются успехи, так как он легко принимает помощь.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар