Первенец, после того как его лишили всех привилегий единственного ребенка, постепенно привыкает к своей роли старшего и даже начинает ей гордиться. Когда становишься ответственным не только за себя, но и за младшего, становишься сильнее, чувствуешь себя более мудрым, начинаешь себя уважать. Если в семье появляются ещё дети, то у старшего становится больше забот, но при этом растёт его чувство ответственности и самоуважения.
Старшие дети привыкают отвечать за младших, и когда становятся взрослыми, часто становятся руководителями разного уровня: начальниками отделов, бригадирами, старшими продавцами, и т. д. Одним из факторов, влияющих на жизненный сценарий второго ребенка, является то, остается ли он младшим, то есть «баловнем», любимчиком, или в семье появляются ещеё дети.
Став средним ребёнком, второй ребенок теряет ориентиры так же, как и старший, когда перестает быть единственным. Но у старшего ребенка уже есть роль помощника, «уже взрослого», он по-прежнему является первенцем, на него возлагают надежды, от него многое зависит. А средний ребенок переживает всю гамму чувств: потерю, ненужность, обиду, разочарование, - все то, что чувствовал старший, перестав быть единственным, но у среднего не появляются опоры в виде чувства взрослости и ответственности за младших.
Средний ребенок мечется: то копируя старшего, стремясь быть «большим», то снова становясь «маленьким», переставая разговаривать, начиная мочиться в штаны, «разучиваясь» одеваться и т. д., - то есть делает то же, что и младший. Выбор, на кого ему быть похожим, зависит от того, к кому по возрасту ближе средний ребенок находится. Если разница в возрасте у него меньше со старшим ребенком, то он будет копировать старшего. Если с младшим, то он может выбрать регрессивное поведение. В любом случае, копируя брата или сестру, он не обретает собственную индивидуальность, и именно на это нужно обратить внимание родителей, развивая в среднем ребенке те качества, которые отличают его от братьев и сестёр.
Чтобы получить внимание родителей, братьев и сестеёр, среднему ребенку приходится проявлять чудеса коммуникативной гибкости. Если дома пальма первенства им не грозит, то они стремятся наверстать упущенную возможность быть лидером в школе. Средние дети чаще других умеют красиво и выразительно говорить, для того, чтобы их услышали и заметили. Иногда, пытаясь вернуть «утраченную любовь» родителей, средние дети усваивают истину: «нужно всех любить и заботиться, тогда только ты сможешь управлять взрослыми и детьми». Потребность управлять часто возникает у средних детей, так как дома они постоянно сталкиваются с ситуацией, когда старший ребенок руководит младшим, младший управляет родителями, родители управляют всеми детьми, а среднему это не удаётся, он как бы остается не у дел. Хорошо ещё, если средний ребенок оказывается единственной девочкой или единственным мальчиком в семье, тогда роль его понятна: «мамина помощница», «Маленькая хозяюшка» или «ты же мужчина, защитник», «наследник, такой как папа».
Задача родителей помочь среднему ребенку в осознании своей роли, идентичности. Если ему это не удается самому или при помощи родителей, то он, взрослея, копит «обиду на жизнь», фокусируя внимание на несправедливости, из-за которой у него что-то не получилось. Это чувство несправедливости возникает в детстве, когда ему не разрешают то, что старшему, укрепляется, когда его наказывают за то, что прощают младшему. А потом, будучи взрослым, он ищет подтверждение этой «жизненной несправедливости» при каждой своей неудаче. Один из моих клиентов, второй ребенок в многодетной семье, когда мы с ним искали вторичную выгоду симптома, заявленного им: «Мне всё время не везёт с работой», с удивлением обнаружил, что для него важно убедиться, что «жизнь вообще не справедлива», то есть от него самого не зависит его успех или поражение. Ему было необходимо, чтобы во время его устройства на хорошую работу возник «форс мажор», и он лишился возможности работать там по не зависящим от него причинам. «Непризнанные гении» чаще всего возникают среди единственных или средних детей.
Я предлагаю родителям на семинаре подумать над тем, какими они стали, благодаря своему «порядку рождения», обсудить это, записать, чему они научились, налаживая контакт с родителями, братьями и сестрами.
Через неделю мы с вами обобщим черты характера и склонности, которые могут быть заложены в человеке или сформироваться воспитанием именно из-за порядка их рождения.
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар