Этот вопрос задают себе, наверное, большинство родителей. Подрастает в семье малыш, и маме пора выходить на работу. Для любой мамы это тревожный период во многих смыслах. Предстоит поменять в корне образ жизни, ставший привычным, пока ребенок был совсем маленьким. И как любое время перемен, этот период характеризуется множеством противоречий. С одной стороны, маме хочется больше быть с малышом, с другой стороны, современной женщине необходимо профессионально развиваться. Роль жены и матери часто оказывается недостаточной для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, гармонично развиваться и самосовершенствоваться.
Сам момент выхода на работу из декретного отпуска бывает для женщины стрессовым по многим причинам. Если женщина возвращается на то же место работы, с которого уходила в декрет, то, как правило, она с удивлением замечает, как всё изменилось в её привычном коллективе. Ей необходимо осваивать новые виды деятельности, налаживать отношения с новыми людьми. Во время её отсутствия кто-то выполнял её обязанности, и теперь этого человека либо увольняют, либо переводят на другой вид работы, что редко вызывает реакцию радости, а потому, вышедшей на работу, молодой маме приходится проявлять незаурядную коммуникативную гибкость, чтобы наладить со всеми отношения и втянуться в работу после долгого перерыва. Хорошо ещё, если ребенок даёт маме спать ночью. В любом случае для выхода на работу необходимо создать условия, главным из которых является спокойствие за своего ребенка, пока находишься на работе.
Вот тут и возникает самый главный вопрос: «Как сделать так, чтобы малышу было лучше всего?» Конечно, лучше всего ребенку с мамой, хотя и тут возникают задачи воспитания, связанные с количеством детей в семье и их возрастом. Ребенку необходимо научиться общаться с другими детьми, и в первую очередь со сверстниками. Если в семье два ребенка и больше, и они близки по возрасту, то частично эта задача может быть решена в семье. Необходимо, чтобы ребенок играл с другими детьми, научился групповым видам деятельности, привык делиться игрушками, научился соревноваться и сотрудничать.
Наилучшим образом эти задачи можно решить в детском саду. Воспитатели владеют дошкольными образовательными методиками и целенаправленно занимаются адаптацией и развитием детей. Но тут тоже возникает проблема. Когда в группе двадцать а то и тридцать человек, практически невозможно уделить внимание каждому. Кто-то подрался, кто-то выбежал на улицу, не надев верхнюю одежду, кто-то упал с горки, или поранился. Многие родители, помня свой опыт пребывания в детском саду, говорят: «Я своего ребенка в детский сад не отдам! Пусть сидит с няней». В какой то мере это можно считать целесообразным: от няни, которая смотрит за одним малышом, ребёнок получит больше внимания, чем от воспитательницы, которая занимается двадцатью детьми одновременно. Но при этом задача коллективного воспитания ребёнка не решается, даже если его выводят во двор к другим детям. Ведь если ребенок поссорится с детьми, он может уйти домой, и проблема становления отношений в коллективе остается нерешённой, а ребенок привыкает к стратегии: «меня здесь не понимают, - значит, я уйду».
Генеративным решением проблемы воспитания ребенка, у которого мама выходит на работу является частный детский сад, в котором маленькие группы – по шесть – семь детей одного возраста. В таком детском саду ребенок получает достаточно внимания и заботы, и общается со сверстниками. Но, к сожалению, не каждая семья может оплатить своему ребенку посещение частного детского сада, и еще одним прекрасным решением является ситуация, когда некоторые мамы находят выход из положения, объединив усилия, и по очереди занимаются детьми из нескольких семей. Они собирают детей примерно одного возраста, живущих по соседству в группу одного и того же состава, и по очереди играют с ними. По пол дня или по целому дню. Таким образом, дети окружены вниманием родной мамы (одного из детей), и одновременно с этим учатся строить отношения в группе. Получается как бы маленький детский сад на дому.
Важно, когда вы отдаете ребенка в детский сад или организуете детский сад на дому, помнить, что приучать ребенка к новому месту и новым людям необходимо постепенно, чтобы уменьшить стресс расставания с мамой. В частных, муниципальных и ведомственных детских садах эта проблема учтена, и маме предлагают сначала приходить в детский сад и оставаться там вместе с ребенком. Потом приводить ребенка в детский сад и оставлять с детьми и воспитателем на час, потом на два – три часа. Потом на пол дня, и только когда ребенок совсем привыкнет, оставлять в детском саду на полный день. Время пребывания ребенка в детском саду необходимо увеличивать постепенно. Обычно адаптация к пребыванию без мамы в детском саду занимает месяц – полтора, а включение ребенка в коллектив и развитие иммунитета к детским болезням – дольше. Особенности адаптации детей на новом месте и к новым людям необходимо учитывать при организации «детских садов на дому».
Достаточно часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок не хочет идти в детский сад. Хочет остаться дома. По дороге в детский сад плачет и кричит, когда приведут, цепляется за папу или маму, устраивает истерику. Воспитатели говорят «скорее уходите, мы тут сами разберёмся». Родители уходят и вечером, Забирая ребенка узнают, что он сразу успокоился и пошёл играть с другими детьми в группу. Так бывает не всегда. Иногда ребёнок долго сидит и плачет, потом пол дня всхлипывает. Всё зависит от того, как быстро воспитатели смогли вовлечь ребенка в интересную для него деятельность и от психологических особенностей самого ребенка. Проблема в том, что на следующий день всё повторяется снова. Папа потом быстро переключается на рабочий процесс, мама весь день переживает, что ребенку плохо в детском саду.
Нежелание ребенка идти в детский сад может иметь под собой разные основания. С причинами важно разобраться. Необходимо убедиться в том, что воспитатели внимательно, ласково и заботлитво относятся к ребенку. Воспитатель должен любить детей! Также важно изменить сам процесс дороги в детский сад. Дорогу в детский сад надо сделатьь максимально увлекательной для ребенка: разговаривать с ним, играть в игры, шутить и баловаться. И такой же интересной должна стать дорога из детского сада, чтобы ребенок понимал, что вечером, когда мама или папа придёт за ним, они будут опять очень приятно и весело общаться. Также можно научить ребенка интересной игре, которую он может показать другим детям в группе и попросить воспитательницу, чтобы она поддержала вашего малыша в его лидерстве. Проявив лидерство с детьми в группе и получив поддержку, ваш малыш захочет идти в детский сад снова и снова.
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар